Статья
4132 8 ноября 2018 12:23

Либерализация ОСАГО тонет в коридорах Госдумы

Вчера, 7 ноября в Государственной Думе прошли совместные слушания, организованные на базе Комитета по транспорту и строительству и Комитета по финансовому рынку, в ходе которых обсуждались вопросы дальнейшего реформирования системы полисов ОСАГО.

Напомним, уже почти полгода Центробанк и Минфин готовят систему обязательного автострахования к либерализации. Чиновники стараются обеспечить плавный переход, который бы позволил эффективно перенастроить систему тарифов на страховки, сделав ценообразование более справедливым.

Согласно планам реформы, аккуратные водители будут платить меньше, а нарушители и лихачи наоборот — заплатят больше, так как именно из-за их действий чаще всего и случаются аварии.

Самые важные параметры изменений уже поддержали Центробанк, Минфин, профильные общественные организации.

Однако у реформирования системы ОСАГО есть не только сторонники, но и противники. Они не первый раз проводят мероприятия, главная цель которых заключается не в поиске оптимальных решений, которые устроили бы все заинтересованные стороны, а в максимальном торможении процесса реформы.

«Яблоком раздора стали, в частности, тарифы и страховое мошенничество. На этот раз некоторые парламентарии указали на убыточность ОСАГО, проблемы с регулированием и потребовали ответов от Российского союза автостраховщиков (РСА), ЦБ и Минфина. Круг замкнулся: разработанная реформа направлена на устранение проблем, с которыми столкнулся рынок ОСАГО и которые признают участники рынка, регулятор и сами парламентарии. Но принятие внесение поправок в законодательство тормозится», — отмечает «Газета.ru».

Большинство участников дискуссии стараются искать компромиссные варианты. Например, на вчерашних слушаниях глава РСА Игорь Юргенс отметил, что ЦБ рассматривает возможность сделать определенную скидку водителям от 60 и старше: «Люди 60-65 лет являются самыми хорошими водители. Мы будем настаивать на том, чтобы этим людям полис стал дешевле», — сообщил Юргенс.

Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин, заявил, что стоимость полиса ОСАГО после расширения тарифного коридора увеличится не более чем на 1,5%. «Средняя стоимость тарифа практически не должна вырасти, отклонение будет равняться не более 1,5%. То есть рост стоимости, если он и будет, не должен превысить, по актуарным расчетам (применяемым во всех видах страхования и построенным на общепризнанных методах математической статистики), 1,5%», — оценивает Чистюхин.

И в данном случае речь ведется в целом о средних показателях. Для опытных и аккуратных водителей стоимость полиса вероятно должна снизиться в большей степени.
Чистюхин также отметил, что сама система страхования должна быть более справедливой: «Ты не должен переплачивать за того водителя, который попал в аварию», — сказал он.
Реформу поддерживают и общественники. «Я внимательно послушал то, что было сегодня высказано. Честно говоря, не нашел никаких противоречий даже между самыми противоборствующими сторонами. Потому что все высказываются за то, что идея, когда водитель, который находится в группе риска, будет платить больше... абсолютно логична. Сейчас добросовестные водители платят за водителей-маргиналов», — заявил в ходе заседания координатор движения «Синие ведерки» Шкуматов.

Эксперты указывают на то, что либерализация ОСАГО является наиболее выгодным сценарием для всех участников рынка. Тех, для кого стоимость должна увеличиться — всего 17% среди всех страхователей ОСАГО. Увеличение цены для них и должно компенсировать убытки, заявил известный экономист, профессор РАНХиГС Константин Корищенко.

Как отмечает директор департамента маркетинговых и социологических исследований Центра политической конъюнктуры Алексей Харь, по данным проведенного некоторое время назад комплексного маркетингового исследования, «подавляющее большинство автовладельцев считают справедливым платить ОСАГО исходя из собственной практики ДТП, не переплачивая за чужие грехи, что свидетельствует о рациональным подходе пользователей услуги».

Противники реформы не очень прислушиваются к этим рациональным аргументам. Одним из главных оппонентов является депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, который довольно жестко критикует предлагаемое решение. Аргумент, который использует Лысаков, строится на апелляции к усредненной стоимости ОСАГО. Дескать, будет наблюдаться существенный рост этого показателя. Однако каких-либо доказательств этого депутат не приводит.

Как бы то ни было, все стороны, участвующие в обсуждении в Госдуме, призывают задуматься об интересах автомобилистов. Только одни считают, что этим самым автомобилистам важнее стоимость страховки, а другие — что важнее все-таки безопасность.

Дискуссия эта имеет богатую историю. В ней много всяких «совпадений» и несогласований. Интересно, что позиции того же Лысакова менялись довольно странным образом. В 2014-2016 годах он, бывший глава движения автомобилистов «Свобода выбора» активно поддерживал РСА, их деятельность и проекты, однако затем резко изменил свое отношение как к этой организации, так и к страховщикам в целом. Он начал обвинять их в большинстве проблем автомобилистов, при этом складывалось впечатление что происходит манипуляция фактами и попытки выдать желаемое за действительное. Логика этого изменения риторики была видна без особых проблем — приближалась избирательная кампания и депутаты думали не столько о содержании, сколько о собственном пиаре. Как известно, выборы провоцируют участников на самый откровенный популизм. Главное — запомниться и понравиться избирателю, которому следует обещать с три короба.

Сначала Лысаков сомневался в достоверности данных об убыточности ОСАГО. Затем обвинял страховщиков в  создании мифов про автоюристов. Лысаков не остановился и на этом — он начал распространять информацию о том, что недобровольные страховщики нанесли ущерб рынку ОСАГО на общую сумму около 48 млрд рублей. Откуда такая цифра, непонятно. Наконец, Лысаков перешел к откровенному давлению на страховщиков, которое его оппоненты даже жестко квалифицировали как «использованием служебного положения для усложнения деятельности страховщиков». К таким действиям, например, они отнесли требования депутата « проверить законность вывода недобросовестными страховщиками средств из страховых компаний в размере 24,2 млрд рублей», и письмо президенту Путину, в котором он требует остановить реформу ОСАГО.

Причины этого поведения депутата станут понятны, если учесть, что в 2007-2011 гг. и 2014-2016 гг. Российский Союз Автостраховщиков принимал участие в финансировании проекта «Безопасные дороги», который патронировал депутат Лысаков. Кстати, довольно активное участие: всего в период за 2014-2016 гг. РСА было выделено 53 млн. рублей.
Однако затем РСА продолжил стал финансировать мероприятия по безопасности дорожного движения уже не по данному проекту, а в рамках исполнения поручения президента. При этом страховщики многократно увеличили сумму поддержки. На программу профилактики нарушений в сфере безопасности дорожного движения, связанных с ключевыми факторами риска в области безопасности дорожного движения был выделен 1 млрд рублей за счет средств страховых организаций, осуществляющих ОСАГО.

Видимо, депутатом теперь руководит обида из-за того, что огромные деньги прошли мимо него. Теперь Лысаков как может старается отомстить страховщикам. Этим, по всей видимости, и можно объяснить его противодействие либерализации ОСАГО, которая бы позволила сохранить стоимость тарифов страховых полисов для аккуратных водителей и даже приступить к их снижению.

К сожалению, главными пострадавшими от деятельности Лысакова становятся простые добросовестные водители, которые продолжают платить за лихачества нарушителей, пока принятие новых правил затягивается.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".