Комментарий
31 Марта 2015 17:35

Либерализация закона позволит предпринимателям заплатить штраф и сохранить бизнес

Сергей Хестанов экономистСергей Хестанов

Сергей Хестанов
экономистСергей Хестанов
Минэкономразвития разрабатывает законопроект, который расширяет перечень экономических преступлений, за которые могут не посадить в тюрьму, а потребовать только штраф. Речь идет главным образом о нарушениях в налоговой сфере.

Экономист Сергей Хестанов рассказал «Актуальным комментариям», в чем именно заключается смысл этой законодательной инициативы.

— Идея не нова. Заключается она в том, чтобы наказание за экономические преступления подразумевало не лишение свободы, как это в основном сейчас происходит, а те или иные штрафы.

Поскольку ущерб нанесен экономический, то логично, что человек расплачивается экономически. Это позволит тем людям, которые вольно или невольно совершили экономическое правонарушение, избежать попадания в тюрьму и, соответственно, полную потерю бизнеса, смену социального статуса и т.д. Во многих странах за целый ряд преступлений, нарушений предусмотрено именно такое наказание. У нас же, как правило, мерой наказания в законе прописано лишение свободы.

Теоретически идея заключается именно в этом. На практике же очень много вопросов вызывает то, каково будет правоприменение. Дело в том, что между законом и тем, как этот закон работает, лежит большая дистанция. Причем именно в нашей стране эта дистанция особенно велика.

Очень часто сам по себе закон — хороший и правильный, но как только начинается его реализация, тут же возникает много вопросов. Поэтому чисто теоретически стоит данную инициативу приветствовать. Но на практике для того, чтобы оценить, насколько эта инициатива реально полезная, нужно просто подождать и посмотреть, как это будет реализовано.

До сих пор все идеи смягчения наказания за экономические преступления в нашей стране практически не работали. То есть они декларировались, но каких-то реальных изменений это не вызывало, потому что цель всех этих реформ —  способствовать тому, чтобы наша экономика лучше развивалась. А не реформа ради реформы.

У нас сплошь и рядом декларируются хорошие, правильные вещи, но их реализация, особенно правоохранительными органами, вызывает много вопросов. Поэтому если резюмировать, ситуация следующая.

Первое: идея реформы — часть правонарушений имущественного характера наказывать не лишением свободы, а, соответственно, штрафом, поскольку преступление имущественное, то и наказание тоже имущественное. Это решение позволит людям оставаться на свободе, продолжать работать. В этом плюс.

Второе: главный минус заключается в том, что опыт смягчения наказаний (а в России подобные реформы уже проводились) почти никогда не был устойчив. То есть положительный эффект, ради чего это делалось, не достигался. Поэтому данную инициативу теоретически нужно приветствовать, но практически ее последствия можно будет оценить только спустя достаточно длительное время.

— Сколько, по вашей оценке, потребуется на это времени?

— Как минимум год, наверное, с учетом того, что и судебные органы, и правоохранительные органы начинают применять тот или иной подход не сразу. Им нужно время для адаптации. Поэтому разумная оценка времени — это около года, прежде чем последствия решения станут более-менее понятными.

— С чем связаны налоговые нарушения — с нашим непрозрачным налогообложением или мошенничеством в сфере бизнеса?

— Причин, на самом деле, много. Влияет и сама система взимания налогов. Чем она проще, тем, как правило, правонарушений меньше. Влияет и сама величина налогообложения. Обычно чем выше налоговое бремя, чем оно тяжелее, тем больше мотивация к нарушению. Ну и плюс еще очень важный момент — это неотвратимость. Есть даже такое шутливое выражение, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Количество нарушений в основном зависит от сочетания всех этих факторов.

С одной стороны, с нарушениями нужно бороться, с другой стороны, нужно понимать, что излишне жесткая борьба с нарушением, при условии достаточно серьезного налогового бремени, которое у нас в стране наблюдается, приведет к угнетанию экономической активности. К сожалению, нечто подобное у нас и происходит.

—  Как вы считаете, какова должна быть сумма штрафа, чтобы избежать взяток и чтобы это не было слишком накладно для мелких и средних предпринимателей?

— Это очень сложный вопрос. Очевидно, чтобы получить на него исчерпывающий ответ, нужно проводить серьезные исследования. Обычно вводятся кратные штрафы. Понятно, что десятикратный штраф явно чрезмерен. Может быть, двух-трех-пятикратный.

Кстати, законодатели могут пойти по следующему пути: установить какую-либо норму, потом спустя некоторый период, обычно тот же самый год, изучить статистику — больше стало преступлений или меньше. И исходя из этой статистики, внести коррективы. Это нормальная практика в мировом законодательном процессе, когда аналитически сложно рассчитать, каким должен быть тот или иной параметр, то вначале принимают любой, наблюдают за тем, как в общем идет процесс. И если результатом довольны, тогда оставляют. Если нет, то меняют тот или иной параметр.

Подготовила Екатерина Даньшина
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".