Статья
924 26 июня 2010 12:48

Лидеры G20 обсудят налоги на банки

26-27 июня на саммите в Канаде встретятся лидеры G20, и если на предыдущих заседаниях «двадцатка» делала акцент на государственных мерах по стимулированию роста и координации политики поддержки экономики, основанной на бюджетном финансировании, то на июньском саммите одним из основных вопросов, скорее всего, станет усиление контроля.

Одной из последних инициатив в области ужесточения регулирования стала идея введения спецналога на банки, которую и планируется обсудить на саммите G20.

Россия свою позицию по этому вопросу уже обозначила - незадолго до саммита первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что правительство не планирует вводить спецналог на банки, так как он противоречит стратегии формирования международного финансового центра в России, передает «Интерфакс».

Аналитики полагают, что никаких формальных решений по вопросу о спецналоге на банки на саммите G20 принято не будет.

Сдержанно аналитики оценивают и перспективы обсуждения других вопросов, которые будут затронуты на встрече.

«Особых сенсаций ждать не следует, поскольку, как и на предыдущих саммитах, принятые решения, скорее всего, в большинстве будут носить декларативный характер», - сказал экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

По мнению аналитиков, твердая позиция РФ относительно отказа от введения спецналогов на банки в будущем создаст ей конкурентные преимущества перед другими странами.

«Отсутствие в России дополнительных налогов для банков при условии, что они будут применяться в том или ином виде в других странах, позволит РФ получить в какой-то степени преимущество перед другими странами на регуляторном уровне и привлечь дополнительный капитал. Отказ от введения «банковского налога» - это попытка привлечь в страну дополнительный капитал, прежде всего долгосрочный капитал, шаг к созданию международного финансового центра в стране», - отметил также экономист Deutsche Bank.

«Ужесточение в регулировании банковских систем других стран при достаточно либеральном режиме в России однозначно будет позитивным для нее. Это дает дополнительный аргумент в пользу расширения финансовых операций в РФ», - добавил экономист инвестиционной компании UniCredit Securities Владимир Осаковский.

Как отметила аналитик Альфа-банка Наталья Орлова, идея введения спецналогов на банки больше подходит странам с большими финансовыми вложениями и, соответственно, высокими финансовыми рисками. «В России же основной частью банковского бизнеса является кредитование - около 70% активов банка, а портфель ценных бумаг составляет меньше 20%, поэтому введение «банковского налога» может напрямую негативно отразиться на реальном секторе экономики РФ», - отметила аналитик Альфа-банка.

По ее мнению, введение дополнительных налогов для банковской системы не будет способствовать повышению ее стабильности. «Я считаю, что как раз то, что в России не планируется вводить «банковский налог», является фактором, который призван поддержать стабильность российского банковского сектора. Если будет происходить перераспределение финансовых потоков, что повысит в стране число иностранных банков, то рост конкуренции в банковском секторе для всех в России будет только позитивен», - подчеркнул Лисоволик.

Как полагает аналитик ING Bank Дмитрий Полевой, идею введения спецналога для банков, наряду с Великобританией, может поддержать Германия и Франция. Кроме того, последние новости из США также свидетельствуют о том, что некоторые меры по ужесточению регулирования банковской системы возможны и там, добавил Полевой.

Эксперты полагают, что особое внимание на саммите будет уделено проблеме бюджетной политики.

«Многие страны пришли к согласию в том, что регулирование финсектора будет ужесточаться, в то же время тема бюджетного стимулирования - это вопрос более сложный. Ряд стран уже объявили, что они будут ужесточать свою бюджетную политику (например, Великобритания, Германия), а это означает, что те страны, которые не будут ее ужесточать, например, США, могут столкнуться с тем, что их фискальное стимулирование в итоге будет уходить в экономики с более сбалансированными бюджетами», - сказала Орлова.

«Большое внимание на саммите G20 будет уделено обсуждению сроков и темпов сворачивания мер бюджетной поддержки в Европе, которая намерена это делать. Европа намерена восстановить доверие инвесторов к своим финансам для того, чтобы гарантировать относительно невысокие процентные ставки и снизить стоимость заимствований. Будет интересна позиция США, которые считают, что крупнейшим европейским экономикам не следует в настоящее время начинать сворачивать меры бюджетного стимулирования, чтобы не ослабить наметившееся восстановление, и при этом сами планируют продолжать политику бюджетной поддержки», - сказал аналитик ING Bank Полевой. По мнению экспертов ING Bank, компромисса по этому вопросу найдено не будет, и, скорее всего, будет принята достаточно обтекаемая формулировка.

В то же время аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Алексей Моисеев считает, что по поводу сокращения бюджетных дефицитов, вероятнее всего, согласие будет достигнуто относительно легко, однако на то, как все это будет происходить на практике, решения саммита вряд ли окажут существенное влияние. «Вообще, думаю, что все основные и судьбоносные решения будут принимать за «закрытыми дверями», о них мы, возможно, узнаем спустя какое-то время», - сказал Моисеев.

Еще одной основной темой предстоящего саммита, по мнению аналитиков, вновь станет проблема регулирования финансовых рынков. Однако и здесь эксперты не ждут ничего нового. А ведь это был один из первых вопросов, который собирался решать G20, напоминают аналитики.

«Одной из основных целей при создании G20 была задача разработки единых правил для регулирования финансовых операций в мире для того, чтобы избежать повторения кризисов, подобных последнему. Эта основная задача, ради которой в принципе и была «придумана» G20, но она до сих пор не решена и, скорее всего, решена, не будет. Поэтому угроза возникновения кризисов, не в последнюю очередь связанных с тем, что в разных странах будут применяться разные стандарты регулирования, сохраняется. Я считаю, что в настоящее время необходимость проведения саммитов G20 существенно снизилась по сравнению с концом 2008 года - началом 2009 года, когда кризис был в острой фазе. И теперь ожидать от этих встреч судьбоносных решений, думаю, не стоит, если уж их не было принято в период «общего единства», - сказал экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров.

Моисеев добавил: «Я считаю, что пытаться регулировать финансовые рынки «точечно» - это некая утопия: либо надо вводить одинаковое регулирование во всех больших странах G20, либо направлять регулирование не на юрлица, а на физические лица. Например, если проводится какая-либо транзакция во Франкфурте, и для того, чтобы избежать регуляторных ограничений, она совершается через, например, Бермуды, то это не снимает с участников (физлиц) ответственности перед германским законом, и неважно где эта транзакция сделана. Можно провести аналогию между регулированием финансовых рынков и введением валютного контроля. Он был когда-то во многих странах, но от него, в конечном счете, практически всем пришлось отказаться».

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".