Комментарий
1240 22 октября 2010 1:14

Литературная «фабрика»

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

18-23 октября в пансионате «Подмосковные Липки» проходит Х (юбилейный) Форум молодых писателей России, стран СНГ и дальнего зарубежья – современный аналог Всесоюзного совещания молодых писателей советского времени.

Существует нынче и аналог тогдашней премии ЦК ВЛКСМ – литературная премия «Дебют», - и работают «липкинские» руководители с «дебютовскими» рука об руку. Тогда как третье – и в традиционной оценке главное – учреждение, призванное готовить юную писательскую поросль, а именно Литературный институт (с примыкающими к нему Высшими литературными курсами), находится в определенном загоне и вызывает  бурные нарекания (соответствующие дискуссии прошли в «Литературной России» и в «Литературной учебе»).

То есть концепция профессиональной подготовки (и доводки) литературных талантов  фактически оказалась отброшена – если не жизнью, в том числе и литературной жизнью, то ее близкими к бюджетной кормушке «хозяевами». На смену многолетнему всестороннему обучению (а кого и чему можно обучить за пять неизбежно пьяных дней и ночей? Разве что пресмыкательству перед «мэтрами» и потенциальными работодателями) пришла разовая раскрутка.  Зыбкий шанс на разовую раскрутку.

Участникам форума важно понравиться старшим, важно засветиться, важно обзавестись вертикальными связями и знакомствами. В первую очередь для этого они сюда, в подмосковные «Липки», - люди молодые и очень молодые, но уже достаточно трезвые, чтобы не сказать циничные – и съезжаются.

И, точь-в-точь как в советское время, хотя среди участников неизменно преобладают москвичи, в том числе и «блатные» москвичи,  с особенной настойчивостью сюда рвутся провинциалы. И в отдельных случаях и впрямь пробиваются уже не только сюда, но и отсюда – в реальную литературную жизнь в том виде и качестве, в котором она ведется.

Участники «Липок» (да и «Дебюта») изрядно рефлектируют на тему эвентуального падения или возвышения по итогам того или иного форума: в каждом третьем произведении молодой прозы присутствуют, а подчас и главенствуют сугубо «липкинские» (или «дебютовские») сюжеты: «Как меня признали, или Как меня не признали, и Чего мне это (в обоих случаях) стоило». Причем «падение» или «возвышение»  рассматриваются в таких повестях и рассказах (уже попадаются и романы) сугубо с практической точки зрения; нравственная сторона дела в поле рассмотрения даже не попадает – разве что в форме обличения какого-нибудь сверх всякой меры угодливого (а значит, и более удачливого) товарища по семинару.

Само по себе название «Форум молодых писателей» представляет собой заведомый обман: в лучшем случае перед нами краткосрочная  и потому заведомо неполноценная «летняя школа» литературного мастерства, в худшем – и наиболее распространенном – столь же краткая школа выживания и приспособленчества, предлагаемых к пониманию  как единое целое.

Форумом это было бы, собирайся и спорь друг с дружкой молодые писатели в отсутствие какого бы то ни было руководства со стороны старших. Но тогда было бы непонятно, до чего они, собственно, могут договориться, с одной стороны. А с другой, остались бы без халявного «руководства» семинарами Мастера старшего и среднего поколения – все как один с большой буквы «М». И без соответствующей «галочки» в прошение на бюджетное субсидирование – главные редактора «толстых» журналов. 
 
Участники форума ездят в «Липки» не по одному разу и, естественно, обмениваются впечатлениями. Два-три из двенадцати-пятнадцати творческих семинаров (с бессменными руководителями) здесь интересны; остальные нет. Правда, как это чаще всего и бывает, самые интересные  руководители оказываются и самыми бессильными в практическом отношении (и наоборот).  Это участники форума усваивают сразу же – как главный, если не единственный урок «Липок».

Для издателя, рассматривающего рукопись, факт участия в «липкинских» форумах или лауреатства в «Дебюте» того или иного молодого писателя – обстоятельство, скорее, «отягчающее». Издают здесь, правда, и что-то свое (коллективные сборники «Новые писатели», книжная серия «Молодая литература России», наконец, «Библиотека премии «Дебют»), - но никто этого не знает и знать не хочет.

Всё это я не раз и не два объяснял молодым литераторам в ответ на традиционный вопрос: «Ехать или не ехать?»  (спрашивают у меня , и в чей семинар стремиться, и я неизменно называю два-три имени). И все же я всякий раз советую потенциальным участникам форума, который на самом деле никакой не форум, малейшей возможностью приехать туда воспользоваться.

Только не ориентируйтесь на «Фабрику звезд», говорю я им. Не угодничайте перед старшими. Нарабатывайте не вертикальные связи, а горизонтальные – со своими ровесниками и гипотетическими единомышленниками.  Это и честнее, и не так противно, и в конечном счете куда полезнее.

И к месту цитирую прожженного циника Корнея Чуковского: «Пишите бескорыстно – за это всегда платят дороже всего!»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".