Статья
27 Марта 2013 11:11

Ливанов обидел академиков

<p>Ливанов принес извинения за свои слова о «нежизнеспособности и бесперспективности Российской академии наук», но не изменил своего мнения об эффективности РАН.<br />
<br />
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов принес извинения за свои слова о «нежизнеспособности и бесперспективности Российской академии наук», но не изменил своего мнения об эффективности РАН, передает РИА Новости.</p>
<p>Если мои слова, сказанные в интервью «Эхо Москвы», обидели кого-то из ученых, работающих в Российской академии наук, то я об этом искренне сожалению, приношу свои извинения», — сказал Ливанов журналистам во вторник. Он добавил, что очень уважает людей, которые занимаются в России наукой на высоком уровне, где бы они ни работали - в РАН, университетах, отраслевых институтах.</p>
<p>Однако министр отметил, что условия, которые созданы в РАН для ученых, работающих на высоком уровне, недостаточны для их эффективной работы.</p>
<p>«В целом система организации работы ученых Российской академии наук не является современной, не является эффективной, не соответствует мировым стандартам. И ответственность за это несет само руководство Академии наук. Мы готовы вместе с научным сообществом и руководством Академии наук вместе обсуждать и принимать решения о том, как должна развивать наука в России», - сказал Ливанов.</p>
<p>Во вторник Российская академия наук опубликовала открытую телеграмму, подписанную рядом своих членов, в которой академики требовали от Ливанова извиниться за слова о «нежизнеспособности и бесперспективности Российской академии наук», которые, по мнению авторов телеграммы, оскорбили многотысячный коллектив сотрудников РАН.<br />
<br />
Реформы  в системе образования воспринимаются в обществе и научном сообществе неоднозначно.<br />
<br />
Введение ЕГЭ, стремление привести отечественное образование в соответствие международным  стандартам  вызвали недовольство и бурную дискуссию. Недавно на министра с критикой обрушились и некоторые депутаты. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский поставил ему в вину, то что Ливанов якобы не снял со своей машины мигалку.</p>
<p>Жириновский  также потребовал отставки главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова <br />
<br />
«Это не министр образования, это министр ликвидации образования», - заявил политик.<br />
<br />
Жириновский напомнил о вчерашних обысках в Минобрнауки. По его словам, жертвой проверок пока может стать замглавы ведомства, «а потом, может быть, и на министра выйдем».<br />
<br />
Кроме того, особое недовольство Жириновского вызвало то, что с приходом Ливанова на пост министра особую роль стала играть интертнет-система «Антиплагиат», призванная выявлять заимствования в научных текстах. Политик назвал ее способом давления на чиновников, которые сопротивляются инициативам Ливанова.<br />
<br />
Эксперты связывают ряд коррупционных скандалов в сфере образования, в том числе с желанием определенных кругов продемонстрировать  недовольство проводимыми реформами.<br />
  </p>
Комментарии экспертов
<p>Конфликт между Минобрнауки и Академией Наук имеет давнюю историю. Помню, еще в начале девяностых министр образования ставил задачу преобразования чисто советской структуры Академии Наук. Подобной структуры не существовало нигде в мире, и в новых условиях «мозговой центр», как часто называли РАН, оказался не совсем адекватен реалиям. Существенно изменились и задачи, и методы решения, и способы финансирования.</p>
<p>Это противостояние длится уже двадцать лет. Фактически это замороженная война между РАН и министерством. Ливанов старается поставить точку в споре и перевести его в режим разрешения.</p>
<p>Ситуация в РАН чрезвычайно сложная. Не буду конкретизировать: там разные проблемы в разных институтах (в институте физики - одни, в институте истории – другие и т.д.). Но в целом Ливанов прав, что прежняя структура с ее задачами, структурами и статусами невозможна в современной России. Весь мир живет по другим методикам организации науки. В западных и восточных университетах наука и образование соединяются и действуют в рамках университетов. Ливанов старается внедрить эту модель, может не всегда корректно.</p>
<p>Большая трагедия в том, что Академии Наук выступает в роли ресурсно-политического центра, обладающего серьезным влиянием, собственностью, с чем никто не хочет расставаться. Собственно научные проблемы отошли на второй план, так как ведется борьба за здания, территории и статусы (член-корреспондента, представителя президиума и т.д.).</p>
<p>Люди, которые имеют определенные статусы, любое реформирование РАН воспринимают как посягательство на их личный интерес. Понять их тоже можно. Они десятилетиями жили в таком формате и объяснить, что это неактуально и наука просто умрет, так как туда не придет молодежь, невозможно. Ситуация трагическая.</p>
<p>Ливанов не первый, кто предпочел бы разрешить эту ситуацию. Во многом его инициативы правильные.</p>
<p>Фигура Ливанова – достаточно противоречивая. Когда он был назначен на должность министра, часть прессы воспринимала его как живое воплощение модели нового публичного чиновника, о необходимости которого говорил Медведев.</p>
<p>Это чиновник, который владеет современными коммуникационными технологиями, активно участвует в дискуссиях, открыт для медиа-пространства и социальных сетей, прислушивается к критическим замечаниям.</p>
<p>Сам Ливанов старался на публичном уровне этому соответствовать. Были его заявления, что он отказался от мигалки. В общественный совет при своем министерстве он включил критиков. Но в его деятельности была и другая сторона.</p>
<p>Как управленец и реформатор он действует как обычный менеджер бизнес-структуры. В бизнесе это работает. Бизнес – это довольно жесткое дело. В образовании такие методы не всегда применимы.</p>
<p>Проблема с вузами, например, решалась за счет укрупнения, которое проводилось по методу бизнес-слияния. В ответ стали возникать конфликты с медийно-драматической окраской, если вспомнить происходившее с Бабуриным.</p>
<p>Вся эта история с рейтингом вузов тоже неоднозначна. Все знают, что одни вузы – более успешны, другие – менее. Но то, как это было исполнено, не могло не вызвать скандала.</p>
<p>Не случайно в прошлом году Ливанов превратился в человека-скандал. Эта тенденция продолжается. Он был в числе министров, которым осенью Путин объявил выговор.</p>
<p>Понятно, что у Ливанова – проблемный участок. Но ему не всегда удается справиться с этими проблемами.</p>
<p>Министерство  образования ведет себя крайне странно не только по отношению к науке, но  и в других подотчетных сферах. Например, учебные заведения детей-сирот  должны находиться непосредственно там, где они живут, а в министерстве  выступают за искусственную специализацию. Все, что происходит с  образованием, для меня выглядит очень странно.</p>
<p>Также вызывает  множество вопросов и то, что у нас происходит в отношении нашей  уважаемой науки. Да, в РАН многие люди уже в возрасте. Но они сделали  большой вклад в науку, совершили открытия – кто-то маленькие, кто-то  великие - изменили жизнь к лучшему. Они имеют опыт научной и  исследовательской деятельности.</p>
<p>Не всегда чиновники действуют по  принципу «не навреди»: они размахивают саблей, сносят головы, а потом  извиняются. Осадок от этого всего очень неприятный. Произошедшее – не  спор, а реальный вызов на конфликт и нагнетание ситуации. Но получился  не конфликт с отдельно взятыми сотрудниками, а конфликт с обществом.</p>
<p>Можно  признать, что стиль работы в РАН немного устарел. Но что вы предложили  нового? Пока только предлагается разрушить старое.</p>
<p>В министерстве  образования вообще отсутствует системный подход по всем вопросам. Они  берутся за разные проблемы, что-то попытались сделать, не получилось –  взялись за другое. Проводимые изменения нельзя назвать реформой, так как  нет понимания, куда мы движемся, нет системного подхода.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".