Статья
1196 1 ноября 2010 5:23

Локальные успехи

27 октября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев провел встречу с президентами Азербайджана и Армении. Стороны обсудили дальнейшие пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По итогам переговоров было согласовано совместное заявление трёх лидеров.

Целью саммита в Астрахани была попытка Москвы сдвинуть с «мёртвой точки» процесс урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха. С момента начала своей легислатуры «команда» Медведева не скрывала своего желания распутать этот узел противоречий на Южном Кавказе. Дополнительным стимулом для акцентированного внимания к Карабахской проблеме стал конфликт между РФ и Грузией из-за Южной Осетии в 2008 году. По его итогам стало понятно, что статус-кво в регионе нарушен и у кавказских государств появилось искушение для силового разрешения территориальных споров, в частности, существовавших между Тбилиси и её бывшими автономиями. Для того, чтобы избежать обострения конфликта между Арменией и Азербайджаном и сохранить ситуацию под контролем, Кремль пошел на резкую интенсификацию трёхсторонних контактов.

Тем не менее, добиться поставленной цели Москва не смогла. Предельно краткое совместное заявление глав государств посвящено лишь сугубо техническим вопросам, связанным с карабахским конфликтом в плане обмена военнопленными и возвращения тел погибших. А обещания Медведева о том, что к моменту проведения 1-2 декабря саммита ОБСЕ в Казахстане Ереван и Баку смогут выйти на согласованный вариант общих принципов урегулирования, особого оптимизма не внушает. Более чем вероятно, что даже в случае реальной проработки подобных принципов они не выйдут за рамки норм, сформулированных РФ, Арменией и Азербайджаном в совместной декларации, подписанной в Москве 2 ноября 2008 года. То есть речь будет в очередной раз идти о достаточно туманных  обязательствах, не содействующих реальному началу полноценных мирных переговоров.

Одной из причин ограниченной результативности встречи по Карабаху в Астрахани является то, что у Кремля нет должного числа дипломатических инструментов для решения этой проблемы. Все контакты с участниками территориального спора строятся исключительно по президентской линии. Техническую поддержку главе государства оказывает руководство МИДа. В то же время у РФ отсутствует такой институциональный механизм как должность специального представителя президента по Нагорному Карабаху. В традиционной международной практике именно постпред реально вникает в суть проблемы и устраняет разногласия между конфликтующими сторонами. В его компетенцию входит и ежедневная оперативная работа на треке, подразумевающая постоянный контакт с контрагентами. Только так можно добиться не только подлинного понимания существующих противоречий, но и планомерно готовить почву для переговорного процесса. Ничего подобного у России нет. Формально роль постпреда выполняет представитель Москвы в Минской группе ОБСЕ. Однако это во многом церемониальная должность без предметных полномочий, как и сама Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Если рассматривать постсоветское направления «в целом», то на минувшей неделе Россия балансировала между беспредметностью и локальными успехами. Так в один день с саммитом в Астрахани рабочий визит на Украину совершил председатель правительства РФ Владимир Путин. По итогам переговоров с высшим украинским руководством был подписан пакет из девяти двусторонних соглашений. Наиболее статусным из них оказалось Соглашение между государственным концерном «Ядерное топливо» (Украина) и ОАО «ТВЭЛ» (Российская Федерация) о сотрудничестве при организации на Украине производства ядерного топлива для реакторных установок типа ВВЭР-1000 по российским технологиям. Предполагается, что оно даст старт для масштабной экспансии РФ на украинский рынок атомной энергетики. Укрепление  взаимодействия сторон в военно-технической сфере закрепило Соглашение участников между ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и государственным авиастроительным концерном «Антонов». То есть поездка Путина принесла Москве практический успех по отдельному территориальному направлению. Его ограниченность связана с тем, что РФ пока так и не может интенсифицировать связи с Украиной в диверсифицированном режиме. Двустороннее сотрудничество охватывает только отдельные экономические отрасли, которые находятся далеко не в самом лучшем технологическом состоянии и требуют поддержки извне.

Ключевой причиной двойственности политики Кремля в пределах своего ближнего круга является её высокая персонификация. Победы и поражения России - не результат работы устоявшихся межгосударственных структур, функционирующих без привязки к политической конъюнктуре, а прямая производная от характера отношений между элитами. Президент Украины Виктор Янукович не скрывает своей заинтересованности в наращивании связей с Москвой. Поэтому диалог с ним, так или иначе, приводит к удобным для РФ результатам. А аналогичного канала прямой связи с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым у администрации Медведева просто нет. В чем то схожая ситуация существует в персональных отношениях Кремля и с армянским лидером Сержем Саргсяном. Последний заинтересован в сохранении оборонного союза с Москвой, однако, по Карабаху он старается придерживаться своего собственного мнения. В силу этого жесткая позиция Баку относительно территориальной целостности является главным камнем преткновения в дискуссии по Карабахскому вопросу.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".