Лукашенко и Янукович договорились
Президент Украины 29 апреля совершил однодневный визит в Минск. Переговоры Виктора Януковича с Александром Лукашенко длились более шести часов.
По итогам беседы Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия будет поставлять из Венесуэлы до 10 млн тонн нефти в год и привлечет к этому проекту Украину.
Белорусский президент сказал: «4 млн тонн мы сможем довезти по железной дороге (из Одессы до Мозырского НПЗ), но 10 млн тонн − это уже очень серьезный проект, который мы готовы осуществить совместно с Украиной», передает «Интерфакс».
Александр Лукашенко отметил, что «украинская железная дорога окажет серьезную поддержку по транспортировке нефти на Мозырский НПЗ», добавив: «Мы переработаем эту качественную нефть, продадим ее на внутреннем, украинском и других рынках. Мы будем заниматься этим серьезным проектом вплоть до прокладки новых перемычек, труб».
Виктор Янукович сообщил в ответ: «Конечно, мы с удовлетворением будем работать по реализации вашего плана по венесуэльской нефти. Мы поможем вам как партнеры ее транспортировать и частично ее перерабатывать и реализовывать. В том числе и на украинском рынке, по нашим договорным ценам, приближенным к рыночным».
Киев верит, что Минск «будет надежным партнером по реализации возможности транзита в страны Балтии», в свою очередь обещая создать возможности «для выхода Белоруссии в Черноморский бассейн». «Вы внесли Украине предложение стать партнером в вашем нефтяном бизнесе в Венесуэле. Это здорово», сообщил Янукович.
Замминистра экономики Белоруссии Анатолий Филонов сообщил ранее, что пакет необходимых документов, в том числе и межправительственное соглашение, уже подготовлен.
В настоящее время стороны завершают доработку нескольких логистических схем доставки до Мозырского НПЗ венесуэльской нефти из порта Одессы, куда сырье прибывает морским путем. Часть выработанных из венесуэльской нефти продуктов будет экспортироваться на украинский рынок.
Анатолий Филонов сказал: «Белорусская нефтяная компания создала в Киеве дочернее предприятие, которое будет заниматься вопросами доставки нефти из Венесуэлы в Белоруссию и экспорта нефтепродуктов на Украину».
Необходимо отметить, что Киев уже пошел навстречу Минску, снизив транспортный железнодорожный тариф на первую партию нефти.
Идея создания совместной нефтяной системы Белоруссии и Украины давно муссировалась. Ющенко и Лукашенко её активно проталкивали. Понятно, что в большей степени это было необходимо для того, чтобы использовать новый аргумент в торге с Москвой по вопросу цен на энергоносители. Судя по всему, с этой целью Минск в очередной раз пытается активизировать эту идею. Дело в том, что решения по Таможенному союзу, по тарифам, которое крайне интересно Белоруссии и которая пытается их лоббировать, будут приняты к середине года.
С экономической точки зрения Минск предлагает следующее. Он предлагает продлить газопровод Одесса-Броды, выстроив его в режиме поставки энергоносителей в направлении от моря, от Одессы. Плюс, достроить ветку до белорусской энергосистемы (сейчас там смычки нет) и фактически поставлять энергоносители посредством танкеров. Танкеры – в Одессу, в Одессе – нефтеналивной терминал, в дальнейшем – провод нефти в направлении Белоруссии и там – переработка на НПЗ.
Честно говоря, использование танкеров не совсем экономически выгодно. Второй риск проекта заключается в том, что непонятно, за чей счёт будет достраиваться эта перемычка. У Украины денег на такие проекты нет, и не факт, что Белоруссия сможет профинансировать данную инициативу.
Еще один момент связан с экономикой проекта. С большой долей вероятности, даже при таком раскладе стоимость поставляемой венесуэльской нефти, переработанной в нефтепродукт, окажется больше, чем стоимость российской нефти даже с высокой таможенной пошлиной. Тем более, что стоимость прокачки обязательно будет заложена в стоимость строительства этого перешейка, поэтому очевидно, что это будет крайне негативно сказываться на транзитном тарифе, и он может оказаться достаточно высоким.
Украина бы с удовольствием загрузила свои НПЗ, поэтому непонятно, зачем их перенаправлять в белорусскую энергетическую систему. Наконец, ключевой момент – Янукович не будет ссориться с Москвой в преддверии различных преференций.
Перспектива транспортировки белорусской нефти достаточно туманна, причём, судя по всему, транспортировка будет осуществляться просто за транзитный тариф. Даже в совместном предприятии эти перспективы не стоят газовых соглашений с Москвой, не стоят инвестиций российской стороны в украинскую экономику, которой сейчас крайне необходимы внешние вливания, которые Белоруссия обеспечить не сможет.
Ещё очень важный момент – судя по всему, Белоруссия пытается давить не только на российскую сторону, но и на польскую. Дело в том, что Белоруссия сначала хотела поставлять нефть именно через Польшу. Но у Минска возникли очень серьёзные проблемы с этим, потому что после демарша Лукашенко в отношении общественных организаций поляков на территории Белоруссии Варшава, скорее всего, изменила свою позицию по данному вопросу. И, предлагая Украину в партнёры, Минск может пытаться надавить именно на Польшу.
В любом случае, мне кажется, если Украина и пойдёт на данный достаточно туманный проект, то только с точки зрения каких-то информационных интересов, то есть поддержка собственной позиции в переговорах с Москвой или лоббирование какого-то решения. Но реально участвовать в таком достаточно капиталоёмком, сложном с технологической точки зрения и не совсем экономически оправданном проекте Киев вряд ли будет.