Статья
1328 21 января 2011 10:15

Лукашенко навсегда

 

Вновь избранный президент Белоруссии Александр Лукашенко сегодня официально вступил в должность главы государства на очередной пятилетний срок. 

«Вступая в должность президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности», - говорится в тексте присяги, которую Лукашенко произнес на торжественной церемонии в Минске во Дворце республики, положа руку на специальный экземпляр Конституции, сообщает «Интерфакс».

Затем Лукашенко подписал Акт о принесении присяги, председатель Центризбиркома Лидия Ермошина вручила ему удостоверение президента.

Он прибыл во Дворец республики на инаугурацию вместе со своим младшим сыном Николаем.

За торжественной церемонией инаугурации в большом зале Дворца республики наблюдают депутаты Палаты представителей и члены Совета республики Национального собрания, члены правительства и Центральной избирательной комиссии, судьи Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов, представители белорусской общественности, творческой интеллигенции, представители ряда дипломатических миссий, аккредитованных в Белоруссии. 

Между тем послы стран ЕС, аккредитованные в Минске, отправились в Литву на время инаугурации Лукашенко

Литву посетят 12 руководителей диппредставительств стран ЕС и поверенный в делах Европейской комиссии (ЕК) в Минске. По данным Европейского гуманитарного университета (ЕГУ) в Литве, это будут послы Ирландии, Италии, Эстонии, Великобритании, Польши, Румынии, Словакии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Германии, Литвы и представитель ЕК . 

Ранее официальный представитель Европейской комиссии Майя Коцьянчич заявила в Брюсселе, что государства Европейского союза не будут принимать никакого участия в мероприятиях, связанных с инаугурацией президента Белоруссии Александра Лукашенко. 

«Это решение принято всеми 27 государствами Европейского союза. Наша позиция по этим выборам очень ясна. Мы много раз призывали, и это было сделано еще раз вчера в Европарламенте верховным представителем ЕС по внешней политике, к освобождению политических заключенных и прекращению преследований представителей оппозиции и гражданского общества», - сообщила она.

Не будет также присутствовать на инаугурации и временный поверенный в делах США в Белоруссии Майкл Скэнлан, который в этот день посетит с официальным визитом Гродно.

От Российской Федерации на инаугурации будет присутствовать посол РФ в Минске Александр Суриков, проинформировали в российском посольстве.

Пресс-секретарь министерства иностранных дел Белоруссии Андрей Савиных заявил, что руководители 32 иностранных дипучреждений и представительств международных организаций намерены принять участие в церемонии инаугурации президента.

 Ловко балансирующий между Москвой и Брюсселем, лидер Белоруссии остался в президентском кресле на четвертый срок и, скорее всего, продолжит многовекторную внешнюю политику, не смотря на то, что его по-прежнему величают «последним диктатором Европы».

На постсоветском пространстве Александра Григорьевича называют, то ли любя, то ли журя, просто батькой. Тем не менее, на последних выборах, состоявшихся 19 декабря только улетевшего с календаря года и наделавших шуму не меньше, чем «цветные революции» прошлого десятилетия в бывших советских республиках, он набрал абсолютное большинство голосов.

Пусть и не как в канувшую в лету советскую эпоху тотального большинства на выборах, но лидер Белоруссии по официальным данным набрал 79,65% процентов голосов избирателей. Торжество победы оставшейся у власти политэлите отнюдь не испортил митинг оппонентов, которые выразили свое недовольство победой Александра Григорьевича попыткой взять Белый дом штурмом. За решеткой оказались и пятеро оппозиционных кандидатов в президенты, и участники митингов, классифицированных как антиправительственные беспорядки.

Однако международному сообществу, несколько ошеломленному и предшествующими выборам политическими кульбитами Лукашенко, и в очередной раз продемонстрированными диктаторскими замашками одержавшего победу президента, ничего не оставалось, как  поздравить с четвертой победой Александра Лукашенко.

Ведь даже скептики признают, что Александр Григорьевич набрал пусть и не декларируемые почти 80 процентов избирателей, но абсолютное большинство голосов избирателей. По данным независимых исследователей, перед выборами рейтинг Лукашенко лишь немного не дотягивал до 50%, что позволяло ему выиграть выборы уже в первом туре за счет дисциплины своего электората.

Зарубежная пресса после выборов в Белоруссии пестрила заголовками «Кто будет бороться с последним диктатором Европы?» ( Independent), «Белоруссия скатывается к восточной агрессивности» (The Washington Post) и.т.д. The New York Times в статье  «Лукашенко потерпел поражение» писала: «Главы МИД Швеции, Чехии, Польши и Германии после событий, имевших место в Белоруссии с минувшего воскресенья, заявили, что между ЕС и президентом Лукашенко не может быть нормальных отношений».

При этом эксперты сходятся во мнении, что Лукашенко удалось одержать беспрецедентную победу – оказавшись между требованиями Запада о внутриполитической либерализации и конфликтом с Россией, подточившим не отличающуюся масштабами экономику страны, президент Белоруссии ловко сыграл на противоречиях между главными игроками и вновь оказался на коне.

Ловко заигрывая с Западом и Европой, которые обещали экономические транши в обмен на либеральные реформы, Александр Григорьевич сначала рассорился с Москвой. Прозвучало множество резких заявлений в адрес Кремля. Лукашенко, как и его коллеги из стран с победившими «цветными революциями», обвинял Россию в давлении на страну и шантаже ценами на энергоносители. Президент Белоруссии даже заявил, что в Кремле от него требовали признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

В Первопрестольной тоже не скрывали своего раздражения относительно недружественных выпадов соседа. В конце сентября Медведев заявил, что не ждет от выборов в Белоруссии ничего хорошего. Президент России в своем блоге даже разместил видеообращение, в котором выступил с беспрецедентной критикой Лукашенко. Тот, в свою очередь, при каждом удобном случае критиковал Кремль.

Белоруссия возобновила сотрудничество с Международным валютным фондом (МВФ). Фонд одобрил программу сотрудничества с Минском и выделение ему кредита в размере 2,5 млрд долларов. Затем МВФ увеличил сумму средств для Белоруссии еще на 1 млрд долларов. Более того, Белоруссию включили в программу «Восточное партнерство». Этот проект прогнозирует приток европейских денег, активизацию сотрудничества с соседними европейскими странами и экономическое сотрудничество.

Но… В преддверии выборов Лукашенко отправляется с визитом в Москву. Трендом этого визита стала поговорка «Милые бранятся – только тешатся». Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко, проговорив более двух часов, пришли к консенсусу, найдя точки соприкосновения даже в таких жизненно важных вопросах, как сотрудничество в области Таможенного Союза и ОДКБ.

Правда, в обмен на ратификацию документов о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве до 1 января 2011 года президент Белоруссии добился отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые из России в Белоруссию.

Таким образом, Александр Григорьевич в пику «Восточного партнерства» выбрал партнерство Московское.

А что же Европа? 13 января появилась информация, что руководство Европарламента обсудит новые санкции против Белоруссии за разгон оппозиции после президентских выборов 19 декабря. Эксперты, правда, отмечают, что в такой позиции Европы нет ничего нового: санкции в отношении Белоруссии обсуждаютсяпрежние - запрет на въезд в страны Евросоюза белорусским чиновникам, судьям и силовикам, в том числе самому президенту Лукашенко, и «заморозка» их счетов в европейских банках.

Лидирующие позиции в этом вопросе заняла Польша. Власти Польши составили «черный список» белорусских официальных лиц, которым будет запрещен въезд в страну с 31 января этого года, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на польское радио. Возглавил этот список Александр Лукашенко.

Затем появилась информация, что Белоруссию лишат право принимать участие в «Евровидении», Кроме того, евродепутаты обсудят идею запретить Белоруссии проведение чемпионата мира по хоккею, а белорусским атлетам — участие в олимпиадах.

Ключевой остается экономическая составляющая. Европарламентарии настаивают на приостановке членства Белоруссии в программе «Восточного партнерства» и отказе от выдачи ей кредитов.

В ответ Белоруссия также прибегла к традиционной угрозе - сближению с Россией. Как рассказал депутат из Германии Эльмар Брок, белорусский посол в Берлине уже написал ему, что, если резолюция ЕС будет критической, Белоруссия будет вынуждена более тесно сотрудничать с Россией. «Нам нужно найти надлежащие инструменты, чтобы повлиять на ситуацию в Белоруссии. …Действия должны быть предприняты в течение дней, а не месяцев», - заявил Брок.

Эксперты считают, что после выборов Лукашенко оказался уж в очень неловком положении. По мнению некоторых из них, экономические санкции чреваты для Белоруссии, так как именно ЕС является основным внешнеторговым партнером Минска. «И если Европа введет экономические санкции, а США расширят список уже действующих, то «белорусское экономическое чудо» на одной только российской поддержке уже не выплывет», - считают некоторые из экспертов.

«Без кредитов и помощи извне Белоруссии будет крайне сложно удержать валютный курс и экономическую стабильность», – считает экс-кандидат в президенты Белоруссии, экономист Ярослав Романчук.

Удастся ли и впредь Александру Лукашенко столь же ловко лавировать между Россией и западными санкциями?

Впрочем, год только начался. Какие еще неожиданности приготовил Лукашенко России и Европе президент Белоруссии – покажет время. А пока инаугурация, интрига которой пока разве в том, что присутствие журналистов на ней не предусмотрено - будет организована прямая телетрансляция этой церемонии.

СМИ сообщают и о том, что не приглашен на инаугурацию президент Грузии Михаил Саакашвили, которого Александр Григорьевич поддерживал в «фазу противостояния» с Кремлем. Правда, сообщается, что инаугурация Лукашенко планируется «без гостей». Глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что никого из российских политиков или официальных лиц на нее не приглашали.

 

Комментарии экспертов

Внешнеполитический курс Белоруссии, конечно, будет во многом зависеть от двух обстоятельств: как договорятся Минск и Москва о поставках нефти и от поведения европейских чиновников.

Что касается первого обстоятельства, то сейчас снова возникли некоторые перебои с поставками российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, и конечно, это не может не отразиться на общем состоянии как белорусской экономики, так и вновь избранного руководства.

Европа - тоже очень важный фактор для Белоруссии. Польша уже заявила, что готова ввести санкции в отношении Лукашенко, запретить ему въезд. Другие европарламентарии выступили в том же духе. По большому счету, у Александра Лукашенко сейчас не такое уж большое пространство для маневра. То есть, политический расклад остается прежним.

Мало изменений ожидается и в экономической сфер. Не думаю, что в экономическом плане надежды Белоруссии на Венесуэлу и Иран являются обоснованными. При этом, непосредственно те страны, с которыми Белоруссия граничит и с которыми ей каждый день придется иметь отношения, эти отношения очень сильно испорчены.

С Европой взаимопонимания и не было, а отношения серьезно испортились после событий в конце декабря и нынешней риторики, которую можно услышать из уст европейских чиновников. К тому же, что касается внутренней политики, то каких-то серьезных изменений в Белоруссии не последует. Президентские выборы показали, что тот политический курс, который избрала Белоруссия на концентрацию укрепления власти президента, на минимизацию различных оппозиционных настроений – он существует и будет существовать далее.

По большому счету, к Белоруссии остались все те же претензии, которые были несколько лет назад - соблюдение демократических норм.

Вступив в очередную конфронтацию с Европой, у Лукашенко, по большому счету, не остается выбора кроме как восстанавливать отношения с Россией.

Я думаю, что, судя по реакции, которая была в Москве и в Брюсселе на выборы Белоруссии, которые сопровождались митингами и арестами, более расположены к отношениям с Белоруссией, конечно, в России.

Это обусловлено не только тем, что по большому счету другие кандидаты не так устраивали Москву как Лукашенко  при всей его многовекторности, но и в том, что с Белоруссией у России все-таки более тесные контакты, Белоруссия, например, входит и в СНГ, и в Таможенный союз, и так далее. Белоруссию игнорировать просто невозможно.

Поэтому я думаю, что и в Белоруссии это прекрасно понимают, и, на мой взгляд, все-таки внешнеполитический курс в среднесрочной  перспективе будет ориентирован на установление партнерских отношений с Россией.

Внешнеполитический курс Лукашенко в последние годы был построен на принципе лавирования между Россией и Европой. Одновременно наблюдались попытки опереться еще на какие-то другие центры влияния и поддержки. Отсюда и активное заигрывание с Венесуэлой, Китаем, Ираном и некоторыми другими странами. В принципе, идея заигрывания с различными центрами силы всегда заключалась в том, чтобы выторговать для Белоруссии дополнительные, прежде всего, экономические преференции.

И в общем нельзя сказать, что эта политика совсем уж была неудачной и неэффективной, определенные дивиденды из нее Лукашенко извлекал. Другое дело, что, во-первых, эта политика лавирования и торг с разными странами постепенно надоели России, у европейцев это шараханье Белоруссии из стороны в сторону вызывает недоумение.

Во-вторых, Лукашенко был поставлен перед принципиальном выбором в связи с процессом создания Таможенного Союза, дальнейшего формирования единого экономического пространства, в которое входят Россия, Казахстан, Белоруссия и, возможно, ряд других постсоветских государств.

То есть, продолжать политику балансирования с учетом этого принципиального выбора для Белоруссии становилось все сложнее, так как речь идет уже о международных обязательствах.

Наконец, ппрошедшие выборы в Белоруссии, которые превратились в скандал, чреваты для Белоруссии довольно серьезными санкциями со стороны Евросоюза, причем не только политическими, но, возможно, и экономическими.

Понятно, что европейские санкции будут влиять на позицию Лукашенко достаточно серьезно.

Поэтому эпоха политики лавирования с элементами шантажа для Лукашенко, скорее всего, заканчивается, так как для нее остается все меньше как экономических, так и политических возможностей.

Многое будет зависеть от того, как, в конечном счете, будут оформлены санкции Евросоюза. Если они окажутся жесткими, то у Лукашенко будет мало альтернатив сближению с Россией. Если европейцы захотят с Лукашенко и дальше играть в эти кошки-мышки и не станут сильно захлопывать ему калитку в Европу, то Лукашенко попытается эту политику торга еще какое-то время продолжать. Но, повторюсь, объективно в этой политике постепенно исчерпывается политический и экономический ресурс.

В отличие от внешнеполитических изменений, определенных предпосылок для  перемен во внутренней политики Белоруссии нет. По крайне мере Белоруссия не демонстрирует этого. Другое дело, что многое будет зависеть от дальнейшего развития экономической ситуации в Белоруссии, от деятельности нового правительства и так далее.

Есть классическая книга Эл Райса и Джека Траута «Маркетинговые войны», где впервые изложена концепция позиционирования. Так вот, если с точки зрения Траута рассматривать позицию Белоруссии, то в большом геополитическом казино или геополитическом раскладе Белоруссия – это такой маленький монетарий (работник монетного двора) среди больших и средних хищников. И соответственно, стратегия, которую может занимать Белоруссия, - это стратегия партизана. Ей необходимо постоянно менять позиционирование и ставки, играть на противоречиях. Собственно, это Лукашенко и делает.

При этом, я бы не сказал, что курс Лукашенко - авантюрный. Он не очень хороший стратег, но очень хороший тактик. Сегодня он играет на растяжке Россия-Китай-Латинская Америка-Евросоюз, включая конкретные страны-соседи, такие как Украина, Польша и Литва, в меньшей степени Азербайджан и Грузия.

Главный вопрос заключается в том, что с Лукашенко нельзя договориться стратегически. Скажем, что реально интересует Россию – приватизация энергоактивов, и, соответственно, приобретение в них долей. Лукашенко этого не хочет, так как боится, что экономическая власть через какое-то время перерастет во власть политическую. Поэтому, например, мы имеем 50 процентов «Белтрансгаза», но реальной возможности участия в оперативном управлении у нас нет.

Сейчас, после этого шоу с дубинками на площади, отношения с Евросоюзом испорчены. Лукашенко вынужден будет сделать крен на Россию. При этом он будет пытаться выдерживать баланс. В свою очередь, Евросоюз тоже будет вести такую хитрую игру – жестче с властями, но мягче с жителями.

То есть я думаю, что та стратегия, которая уже сейчас реализует Евросоюз, например льготные условия для поступления в европейские ВУЗы для граждан Белоруссии, будет продолжена наряду с санкциями относительно властей. Европа борется за молодое поколение, и очень успешно это делает.

Поступить в какой-нибудь элитный российский ВУЗ, тем более бесплатно, для гражданина Белоруссии проблематично, как, впрочем, и для простого гражданина России. Но при этом гражданин Белоруссии совершенно спокойно может поехать учиться бесплатно в приличные ВУЗы в Литве, Польше, Германии или Великобритании, где еще стипендию будут платить. Поэтому постепенно будет вырастать прозападное поколение молодых белорусов, которые очень скептически относятся к России как к модели своей жизни. Молодые люди все больше чувствуют себя европейцами, которые по недоразумению живут в этом диктаторском режиме.

Что касается России, то она пока не вырабатывала собственные механизмы влияния на Белоруссию: нет ни модели общения с элитами,  ни бизнес-сообществом. На самом деле, на мой взгляд, у России появится стратегия по отношению к своим соседям тогда, когда будет разработана стратегия к самой себе. Пока,  что бы нам ни говорили про модернизацию и инновации, мы видим винегрет вместо стратегии.

При этом не соглашусь, что Лукашенко одержал победу и над Россией и над Европой, заняв в очередной раз президентское кресло.

Он не победил, потому что этот срыв на площади серьезнейшим образом ограничил его возможности маневрирования в отношениях с Западом. То есть вся эта схема, которая выстраивалась последние два года – с его приемом на достаточно высоком уровне, с визитом к Папе Римскому и так далее – если не разрушена, то очень сильно подорвана.

Сейчас он не получит трехмиллиардную помощь от Евросоюза, будут введены еще какие-то санкции.

При этом, на власти это все мало как отразится. Во–первых, скажите, какая экономика сегодня в мире не дефицитна? Во-вторых, режим, установленный белорусской властью, достаточно устойчивый.

В этом смысле заявления, что экономический обвал, ухудшение жизни населения ударят как-то по политической жизни, и Лукашенко немного на этом посту, я думаю, что это совершенно безосновательное шапкозакидательство.

Внутренняя политика в Белоруссии - очень стабильна. Есть образ врага  – злобные западные разведки и алчный Кремль, который хочет подчинить Белоруссию и сломить наше национальное самосознание. В последнее время Лукашенко начал строить белорусское национальное государство, то есть это еще один мотивационный новый фактор, идентификация. Посмотрите линейку их рекламных продуктов – везде прочитаете слоган вроде «Мы – Белорусь!».

В этом смысле я думаю, что ресурса у режима еще достаточно много, да еще с учетом того, что оппозиция слабая, импотентная и прозападная. Если Россия хочет иметь Белоруссию стратегическим партнером, то сейчас нужно работать с молодым поколением очень и очень активно, что, на мой взгляд, не делается.

Я не жду каких-то серьезных изменений внешнеполитического курса Белоруссии. Прошедшие выборы зафиксировали реальный статус-кво: Лукашенко по-прежнему остается ключевой политической фигурой, определяющей все направления внутренней и внешней политики.

Учитывая, что во время этой избирательной кампании Запад занял резкую позицию против Лукашенко и оценил итоги выборов как демократически нечестные, некий крен Белоруссии в сторону Европы со временем сойдет на нет. Особенно после того, как  европарламентарии примут очередные санкции против Белоруссии. Уже сейчас началась  кампания по замораживанию возможных счетов белорусских чиновников на Западе и внесению их в разного рода «черные списки».

И я думаю, что это положительно отразится  в участии Белоруссии в разных интеграционных процессах  рамках СНГ, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

При этом, я не думаю, что Европа полностью отвернется от Белоруссии. Я, скажем, до сих пор не слышал ни о каких экономических санкциях Европы против Белоруссии. Те санкции, которые касаются руководителей Белоруссии, на экономике страны не скажутся. Так что политика балансирования главой Белоруссии, скорее всего, будет продолжена, к тому же балансирование между различными центрами силы – это естественное состояние любого политика.

Однако, с учетом того, что Европа недовольна демократическими нормами в Белоруссии, и примет на этот раз более жесткие меры, очевидно, в этой ситуации у Белоруссии будет более пророссийский вектор, чем на протяжении последних лет.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".