Статья
1132 27 мая 2010 18:57

Лукашенко назвал свои условия

Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал возможным передачу контрольного пакета акций ОАО «Белтрансгаз» и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» российской стороне в случае, если Россия будет поставлять нефть и газ в республику по внутрироссийским ценам.

«Они (Россия) говорят: нам нужен контрольный пакет акций (Белтрансгаза). Я не против. Если они скажут, что будут поставлять по внутрироссийским ценам газ в Белоруссию на равных условиях - берите контрольный пакет. Мы не против», - заявил Александр Лукашенко, выступая перед студентами и преподавателями вузов Могилевской области.

«То же самое по нефтеперерабатывающим заводам: дешевая нефть - хорошие условия. Но не бесплатно, мы не против, но за хорошие деньги», - сказал Лукашенко, сообщает «Интерфакс».

Президент заявил, что «мы будем продавать акции». «Но они (Россия) хотят, чтобы мы отдали эти заводы почти бесплатно. Ничего бесплатно не продадим», - заявил глава белорусского государства.

Он напомнил, что в свое время с российским руководством были подписаны договоренности, касающиеся в том числе равных условий для субъектов хозяйствования. «Они вышли из этих соглашений», - сказал Лукашенко. До этого времени, сказал глава государства, «наши нефтеперерабатывающие заводы покупали нефть как российские компании, перерабатывали эту нефть, продавали продукцию на внешних и внутреннем рынках». «Это нормально? Конечно нормально», - сказал Лукашенко. В России, продолжил он, «по нефти увидели, что мы много от этого получаем. Так мы модернизировали наши заводы, а они (в России) оказались неконкурентоспособными не только в России, Белоруссии, но и на Западе».

По словам Александра Лукашенко, это стало причиной того, что «они (российская сторона) ввели пошлину на нефть, которая увеличила ее цену в два раза. Они просчитали, что нефть в 600 долларов для нас неподъемная и захотели нас, таким образом, припереть к стенке», - сказал президент.

В такой ситуации, отметил Лукашенко, ему пришлось поехать в Венесуэлу. «Уго, стоит вопрос жизни и смерти нашего государства», - рассказал Лукашенко о своем разговоре с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, в котором предложил обсудить возможность поставки в Белоруссию венесуэльской нефти. «Мы долго считали, со стороны президента Венесуэлы была проявлена заинтересованность в том, чтобы эту нефть нам поставить», - сказал президент Белоруссии.

Лукашенко заключил: «Если и дальше россияне так будут наклонять, то мы уйдем от этой зависимости. Нас все равно на колени поставить нельзя».

Комментарии экспертов

Демарш Лукашенко традиционно приурочен к очередной дате, связанной с Таможенным союзом – к 1 июля. Как известно, Российская Федерация собирается делать исключения - прежде всего по ТЭКу и по автомобилям.

Собственно говоря, Лукашенко больше всего тревожит ситуация с ТЭКом. Он рассчитывал на внутрироссийские цены на газ и нефть, чего ему ,скорее всего, добиться не удастся. Сейчас, после попыток заигрывания с венесуэльской нефтью, которая, как и ожидалось, оказалась намного дороже российской, Лукашенко предпринял очередной раут информационного давления на Москву.

Понятно, что Лукашенко планирует обменять очень энергоемкие активы на дешевое сырье. Но, во-первых, активы действительно, несмотря на утверждения президента Белоруссии Лукашенко, не очень ликвидные. Они не модернизированы, глубина проработки там не выше российских, а ниже, плюс они очень энергозатратны. Поэтому их содержание – дорогое удовольствие, тем более, что у Российской Федерации есть свои ПЗ.

Но основной бизнес как раз заключался в том, что нефть с этих заводов поставлялась не на внутренний рынок Белоруссии, а в Европу, где цены намного выше, чем в российской Федерации, в Белоруссии, поэтому существенно повышалась рентабельность белорусских активов. Поэтому понятно, что Минск пытается вернуть эту ситуацию обратно, так же, как и снизить цены на голубое топливо.

Но Москва пока что не готова пойти на такую сделку. Причина здесь – политические риски. Дело в том, что Лукашенко, несмотря на все свои обещания, не готов предоставлять активы просто так – он готов их продать. Но при этом реальной гарантии того, что за эти денежные средства вы получите реальный контроль над газотранспортной системой белорусского «Трансгаза», или за нефтепереработкой в лице пошлинных Мозырского НПЗ, такой гарантии нет.

Потому что, как показывает практика, Лукашенко вполне может все национализировать, а денежные средства «Газпром», «Роснефть», другие нефтяные компании просто потеряют. В этом случае, конечно, предложение заманчиво, но оно политически ничем не гарантировано. Как показывает практика, односторонняя отмена соглашения по нефтяной пошлине и ее многократный рост лишь свидетельствует о том, что Лукашенко способен взять и просто национализировать эти бизнес-объекты.

Поэтому результатом всей схемы в конечном счете может стать просто потеря денежных средств, увеличение финансового плеча Белоруссии, которая давно пытается выбить кредит из Москвы, и, соответственно, какие-то другие преференции.

Понятно, что это выступление приурочено именно к 1 июля, когда вступает в силу Таможенный кодекс Объединенного Таможенного союза. Лукашенко именно в него как раз пытался провести идею, связанную с подчинением этому документу топливно-энергетического комплекса и внешней торговли, который пока были исключены. Поэтому, на мой взгляд, это достаточно рискованная схема, и российские компании на нее вряд ли пойдут без каких-либо гарантий.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".