Статья
211 17 сентября 2009 0:01

Лукашенко торгуется

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что парламент республики в октябре вернется к рассмотрению вопроса о статусе Абхазии и Южной Осетии. Этот вопрос уже не раз стоял на повестке дня, однако решение по нему так и не было принято. Ситуация представляет собой политический торг между Москвой и Минском, предметом которого, с одной стороны, является независимость двух кавказских республик, а с другой – кредиты и льготные цены на поставки энергоносителей из России.

 «Заигрывания» Лукашенко с Западом носят демонстративный характер, направленный, прежде всего, на смягчение позиции России как раз по этим вопросам. Важно отметить, что рассмотрение белорусским парламентом статуса Абхазии и Южной Осетии первоначально было намечено еще на апрель этого года, но тогда депутаты предпочли не касаться этой специфической темы и отсрочить обсуждение вопроса до лучших времен.
 
Впоследствии двусторонние российско-белорусские отношения и вовсе обострились, что проявилось в недипломатических высказываниях А. Лукашенко в адрес российских финансовых чиновников и неподписанием соглашения о создании КСОР. Российский ответный жест – запрет на ввоз белорусской молочной продукции, реализация которой в РФ составляет весомую статью доходов в национальный бюджет Белоруссии.
 
За последнее время Александр Лукашенко заметно скорректировал свою внешнеполитическую стилистику. С одной стороны, он по-прежнему декларирует стратегическое партнерство с Россией, а с другой – акцентирует внимание на необходимости торгово-экономического сближения с Европой (этот тезис вновь прозвучал и во время его визита в Литву). Между тем «реверансы» Минска в сторону Запада отнюдь не свидетельствуют о переориентации внешней политики Белоруссии.
 
В условиях политико-экономической изоляции белорусское руководство лавирует между интересами РФ и стран Запада (прежде всего, ЕС) с целью восстановить внешнеэкономические контакты с Европой и в положительном для себя ключе решить с Россией вопрос о кредитовании белорусской экономики. В ответ Минск готов выступить в роли российского союзника в возможной «оборонной» полемике с Вашингтоном: еще в феврале на встрече в Москве российский и белорусский президенты подписали договор о создании единой системы ПВО.
 
Долгое время страны ЕС придерживались в отношении Белоруссии весьма жесткой позиции, которая определялась тем, что принято называть «правами человека». Однако в условиях обострения борьбы за региональное влияние Европа была вынуждена пойти на корректировку своей политики, которая, правда, не составляет долгосрочную стратегию, а представляет собой лишь ситуативную реакцию на «демократические» маневры Лукашенко.
 
И в этой связи признание независимости Абхазии и Южной Осетии рискует притормозить процесс белорусско-европейского потепления. Однако это произойдет еще раньше, если в Минске ощутят нежелание Брюсселя на практике демонстрировать свою политическую и финансовую поддержку. В этом случае у Минска не останется иного выхода, кроме как по примеру У. Чавеса, «напросившегося» на кредиты от РФ через признание статуса двух закавказских республик, сделать аналогичный ход.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".