Статья
665 11 ноября 2010 23:33

Лукашенко утвердил концепцию нацбезопасности

В Белоруссии утверждена концепция национальной безопасности. Глава государства Александр Лукашенко подписал соответствующий указ №575 9 ноября, сообщили в пресс-службе главы государства.

Новая концепция была разработана по поручению президента. В тексте сообщения отмечается, что необходимость ее разработки назрела давно. Появление в мире новых рисков, вызовов и угроз, обострение глобальных проблем человечества, несовершенство существующей архитектуры безопасности и насущные потребности по обеспечению дальнейшего устойчивого развития Белоруссии объективно требовали поиска новых подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности, сообщает БелТА.

В концепции нашли отражение результаты белорусскихх исследований в сфере национальной безопасности, проводившиеся с 2006 по 2010 годы, использован передовой опыт зарубежных государств.

Сохранена преемственность с ранее действовавшими концепциями 1995 и 2001 годов. Одновременно развит ряд важнейших направлений обеспечения национальной безопасности, использованы принципиально новые подходы.

В новой концепции, разработанной по поручению президента, уточнены и расширены ключевые понятия. Основные сферы национальной безопасности дополнены научно-технологической и демографической сферами. Определены роль и место Белоруссии в условиях глобализации международных отношений.

Впервые изложены основные национальные интересы, представляющие собой совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства. Существенно расширена характеристика текущего состояния национальной безопасности.

Если в предыдущей Концепции национальной безопасности Белоруссии речь шла исключительно об основных факторах, создающих угрозы национальной безопасности, то в новой они существенно расширены и уточнены. Разделены понятия «угрозы» и «источники угроз», как внутренних, так и внешних, приведен их перечень.

При этом никакой конкретной информации об обновленном перечне угроз безопасности и списке национальных интересов пока не приводится.

Реализован новый подход применительно к построению системы обеспечения национальной безопасности. Выделены сущность, принципы и цель обеспечения национальной безопасности, основные задачи, которые необходимо решать для ее достижения, главные направления этой деятельности. На основании общих положений определен состав системы обеспечения национальной безопасности (субъекты и силы), их основные полномочия.

Предусмотрено создание комплексной системы стратегического планирования. В качестве основы ее документов обозначены настоящая концепция и программы социально-экономического развития страны. Впервые вводится система индикаторов состояния национальной безопасности, характеризующих текущий уровень и динамику изменения состояния национальной безопасности в различных сферах.

В целом новая Концепция национальной безопасности Белоруссии выступает концептуальной и методологической основой для консолидации усилий и повышения эффективности деятельности государственных органов и иных организаций, граждан страны по обеспечению национальной безопасности, защите ее национальных интересов.

Напомним, 19 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил на заседании Совета безопасности страны, на котором рассматривалась новая редакция Концепции национальной безопасности Белоруссии, что современные вызовы и угрозы диктуют необходимость выработки новых инструментов и механизмов для противодействия им.

«Сложные процессы обусловлены появлением новых центров силы, соперничеством за доступ к природным ресурсам, быстрыми темпами технологической эволюции, всевозрастающим значением информационной сферы и обострением глобальных проблем человечества. Это заставляет по-новому расставлять акценты», - заявил Лукашенко, сообщает «Интерфакс».

По словам главы государства, действующие в стране механизмы (в этой сфере) нуждаются в совершенствовании. «Прежде всего, надо придать их работе упреждающий характер». «А для любителей порассуждать о мнимой конъюнктурности государственных решений, хочу подчеркнуть, что эта работа была начата еще в декабре прошлого года, а соответствующие научные изыскания велись на протяжении последних трех лет», - сказал Лукашенко.

«Так что никакой прямой связи с нынешней политической ситуацией нет и быть не может», - подчеркнул президент.

Лукашенко отметил, что «в условиях глобализации возникающие за тысячи километров от границ Белоруссии угрозы становятся не менее актуальными, чем вызываемые причинами внутреннего характера». В качестве примера президент назвал «недавний и еще не полностью завершившийся мировой финансово-экономический кризис, зародившийся далеко за океаном».

Лукашенко также сказал, что состояние существующей глобальной и региональной архитектуры безопасности, правовых инструментов ее обеспечения «не внушает оптимизма». Кроме того, по его словам, новое звучание в последнее время получили экологические, гуманитарные и информационные угрозы.

«Современные технологии воздействия на массовое сознание порой оказывают более разрушительный эффект, чем применение традиционного оружия», - отметил глава государства.

Лукашенко также констатировал обострение проблем безопасности в политической сфере. «Прежде всего, это выражается в ползучей деградации уже существующих систем и механизмов в этой области. В использовании на международной арене стратегий, методов и приемов, которые нацелены на создание различных препятствий к устойчивому развитию других государств. Это, кстати, напрямую касается и нашей страны», - заявил Лукашенко.

Кроме того, по его словам, не снижается опасность, исходящая от экстремизма и терроризма. «Белоруссия, как показывают единичные, но от этого не менее печальные случаи, тоже не стала исключением», - сказал президент страны.

В этой связи, по его словам, «подходы к обеспечению безопасности Белоруссии объективно не могут оставаться неизменными».

Комментарии экспертов

На данный момент отсутствие конкретики не даёт нам оснований говорить о тех угрозах, которые сейчас стоят перед Белоруссией - по крайней мере, какие угрозы видит перед страной белорусское руководство.

Тем не менее, важно, что в контексте безопасности впервые вводится система индикатора уровня угроз. Я думаю, это очень важный и принципиальный момент, потому что таким образом Белоруссия пытается перенять западную технологию обеспечения национальной безопасности по уровням, по степеням угроз. До этого эта система была типичной для европейских стран и для США. Теперь Белоруссия также пытается соответствовать западному уровню и таким образом пытается приблизиться к европейской политической и военной системе.

Каких-то серьёзных военных угроз в настоящий момент для Белоруссии всё-таки не существует - прежде всего мы исходим из того окружения, которое есть у Белоруссии. Да, есть конфликты практически со всеми странами, с которыми эта республика граничит. Может быть, за исключением Украины, отчасти Литвы. С Польшей и Россией очень серьёзные конфликты, и они пока никак не решаются. Я не думаю, что эти страны в военном смысле представляют для Белоруссии серьёзную угрозу, об этом речи не идёт. Это прежде всего угроза личного порядка для Александра Лукашенко, его аппаратных позиций. Серьёзных вызовов военного характера пока нет.

Возможно, в этой концепции прописано участие Белоруссии в ОДКБ, в коллективных силах оперативного реагирования, поскольку всё-таки Белоруссия подписала в прошлом году создание данной структуры. Конечно, не учитывать это в новой концепции национальной безопасности, наверное, нельзя, потому что это реальность и данность.

Каких-то видимых военных угроз я пока не вижу. Может быть, будет прописана угроза терроризма, угроза роста наркотрафика. Скорее всего, это стандартный набор угроз, который типичен для всех стран.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".