Человек дня
236 1 Июля 2009 15:18

Людмила Зыкина

Ушла из жизни звезда советской эстрады Людмила Зыкина. Певица совсем недавно отметила 80-летний юбилей, ставший, как теперь понятно, финалом ее карьеры и жизни. Людмила Георгиевна умерла в результате инфаркта, оставив после себя яркое наследство из песен, музыки, легенд.

Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве в семье рабочих. В годы войны работала токарем на Московском станкостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе. Была награждена почетным званием «Заслуженный орджоникидзовец».

После войны работала санитаркой в подмосковном военном госпитале, а затем швеей в больнице имени Кащенко. Творческая биография началась в 1947 году с участия во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, после которого её принимают в Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого.

Сольную карьеру Людмила Георгиевна начала в 1960 году. В ее репертуаре - русские народные песни, романсы, произведения современных авторов. Главная тема ее песен – любовь к Родине. Исполнительское искусство Зыкиной сделало ее известной не только в России, но и во всем мире. С творчеством певицы знакомы на всех континентах мира.

В 1987 году Людмиле Зыкиной присвоено звание Героя Социалистического Труда, позже певица становится кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством» III и II степеней. В день 80-летнего юбилея певица получает орден "За заслуги перед Отечеством" I степени. Людмила Георгиевна носила звание Народной артистки РСФСР и СССР, а также являлась лауреатом Ленинской премии (1970). Именем Зыкиной назван астероид.

Комментарии экспертов

Зыкина была действительного народной артисткой: о ней не писала «желтая пресса», хотя личная жизнь у Людмилы Георгиевны была бурной, и любовь к ней основывалась на двух простых обстоятельствах.

Во-первых, голос. Зыкину нельзя, конечно, сравнивать с оперными певицами: ее голос – это воплощение русской силы, глубины и человечности. Во-вторых, это содержание ее песен, которые были в буквальном смысле народными, простыми, ясными. Кроме того, Зыкина никогда не была замечена в особой «партийности», не опускаясь до политики и мелких дрязг. Она была и в жизни, как в песнях, очень величавой, как полноводная Волга, настоящей русской женщиной.

Я не знаток вокала, поэтому мне трудно сравнивать, допустим, Архипову, Образцову, Вишневскую и Зыкину «на глазок». Я вполне допускаю, что великие оперные певицы, которых я перечислил, с точки зрения профессионала имели намного более сильные, красивые и так далее голоса, чем Людмила Георгиевна. Но она обращалась не к меломанам, не к любителям оперы — насколько я знаю, как профессиональная певица она никогда не пела на итальянском языке.

Она обращалась действительно к народу — пела народные песни или песни, написанные композиторами под народные мелодии, рассчитанные на широкого зрителя, и действительно удачно становились такими.

С точки зрения народной певицы — это абсолютно харизматическая фигура, идеально всем подходящая — и статью, и вот это её лицо, такое очень характерное, гордое, мощное. Вообще у неё конечно действительно тот случай, когда все внешние данные полностью ложатся на манеру исполнения, на репертуар. Вот её с Пугачевой не перепутать. Я не хочу ни в коей мере умолить или повысить кого-то — у Пугачевой тоже все внешние данные идеально ложатся в её репертуар — репертуар такой городской, беспокойный, ироничный, где-то скандальный, где-то вызывающий — этому соответствует и её внешность, и её манера.

У Зыкиной репертуар совершенно другой — величавый, спокойный, плавучий — течет река Волга. Вот это и есть Зыкина — вот такая вот Волга для русского человека — могучая, неторопливая, а глянет — рублем одарит.

Она идеально ложилась на душу зрителей, ну и конечно всегда была, как при советской власти, так и при демократической власти, так при нынешней власти, всегда была мощная поддержка государственных институтов, потому что Зыкина всегда была народно-государственной певицей. Я не уверен, что она была членом партии, потому что не знаю, насколько я помню, она не злоупотребляла казенными славословиями, она не слишком распевала песни о партии — ну в общем, это не Кобзон, не Лещенко, но она олицетворяла Россию — Россию-мать, Россию-Волгу, и уж ей доказывать свой патриотизм, свою исконность, свою русскость, свою государственность было совершенно ни к чему — это был эталон — все остальные должны доказывать теми или иными способами, ей доказывать было нечего — это ей дано было от рождения, соответственно, государство, чем могло, её поддерживало, награждало, наградило самыми высшими существующими в стране орденами. Она чуть ли не единственная артистка, которая имела и орден за заслуги первой степени, и героя социалистического труда, и все существующие в Советском Союзе премии и ордена, и это вполне естественно, потому что более полного с государственной точки зрения воплощения волжской русской женщины представить было ни по голосу ни по стати невозможно.

Людмила Зыкина – олицетворение женской силы, мощи, и в том же время чувственности, тонкости и ранимости, которая скрывалась за невероятным по силе тембром голоса. Творческая карьера будущей примы практически не знала извилин и преград. Будучи обласканной советским руководством, Зыкина рано стала «выездной» и представляла нашу страну за рубежом.

Женское лицо Советского Союза (после мужского – Юрия Гагарина) – лучшего и придумать сложно: начав свою жизненную биографию с простой работницы, уже в сознательном возрасте пережив войну и послевоенное лихолетье, Людмила Георгиевна посвятила себя непривычному, да и нетипичному для того времени жанру русской песни.

Война, необходимость мобилизации не только военных, но и моральных ресурсов, вернули страну к историческим корням, истинным героям былых времен, которые действительно были символом мужества, отваги, патриотизма. И именно это возвращение назад, «к земле», позже нашло отражение в творческом пути Зыкиной.

 

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".