Статья
1216 28 июня 2014 14:00

«Мирный» план, ассоциация и две конституции

«Прекращение» не прекратившегося огня на Юго-Востоке и очередной «мирный» план Порошенко, не имеющий никакого отношения к миру, не случайно совпали по времени с подписанием Украиной экономической части соглашения об ассоциации с ЕС.

В последние недели Евросоюз вынужден был признать, что карательная операция в Донбассе ведется не столько против ополченцев, которых официальный Киев считает террористами, сколько против мирного населения. Можно, конечно, отозвать всех западных журналистов из зоны карательной операции и «не замечать» сюжеты российского телевидения. Но невозможно отозвать всех западных журналистов из России и невозможно «не заметить» десятки тысяч беженцев, находящихся уже на российской территории.

В результате ЕС начал аккуратно, но настойчиво советовать Киеву проявить добрую волю и перейти от уничтожения населения Донбасса к мирному урегулированию. Не думаю, что в Брюсселе, Берлине или Париже не знают, что Порошенко не в состоянии вести конструктивные переговоры с ДНР/ЛНР. Даже минимальное требование народных республик о федерализации Украины не устраивает ни внешнего спонсора режима – США, ни его военную опору – украинских неонацистов, ни контролирующего изрядный кусок территории Юго-Востока Коломойского, частная армия которого, как минимум, не уступает по своему боевому потенциалу остаткам вооруженных сил Украины.

Начало реального мирного процесса стало бы началом конца Порошенко как президента. Вряд ли случайно именно в период «прекращения огня» и начала консультаций в формате Кучма-Медведчук-Зурабов-Тальявини-Бородай в Киеве вдруг активизировался «Правый сектор», который после длительного перерыва вновь начал штурмовать здания. Сегодня ведь можно захватить гостиницу, в которой профсоюзы выбирают «неправильного» лидера, а завтра те же люди возьмут Администрацию президента.

Таким образом, все прекрасно знали, что «мирный» план к миру не приведет. Отсюда и мирный ответ России – отзыв разрешения на ввод войск, которые все равно никто не собирался вводить, особенно с учетом того, что ополчение за последние две недели не просто на порядок выросло численно, но и оказалось неплохо укомплектованным бронетехникой, включая тяжелую.

В общем, внешние приличия были соблюдены, все продемонстрировали свою приверженность идее мирного урегулирования. Консультации вроде как идут. Боевые действия тоже продолжаются. Соглашение об ассоциации подписано. И теперь уже дискутировать можно лишь об одном: что произойдет раньше – соглашение об ассоциации (в части о создании зоны свободной торговли Украина-ЕС) вступит в силу (планируется в сентябре) или в Киеве поменяется власть, а государство, подписавшее это соглашение, исчезнет не только фактически (что уже произошло), но и юридически.

Гораздо интереснее, что с очередными «мирными» инициативами Киева и подписанием соглашения об ассоциации совпало анонсирование двух новых конституционных проектов.

Первый был внесен в Верховную Раду Порошенко. Этот документ предусматривает внесение в Конституцию Украины изменений, которые якобы должны привести к децентрализации, сокращению полномочий президента и даже предоставлению какого-то неопределенного статуса русскому языку. Говорю якобы, поскольку на самом деле происходит исключительно игра терминами.

Например, децентрализация заключается в том, что облгосадминистрации будут заменены представительствами президента, за которыми останутся исключительно контрольные функции. Интересно, что в 1994 году Кучма отменил институт представителей президента, введенный Кравчуком, и заменил их облгосадминистрациями точно с такой же формулировкой (оставить за облгосадминистрациями исключительно контрольные функции). По сути через двадцать лет предлагается обратное переименование. При этом узурпация центром полномочий местных советов (которую обеспечивали и представители президента, и облгосадминистрации) будет, как и раньше, обеспечиваться контролем над силовиками и бюджетными потоками. Принимайте любые решения, только действовать будут лишь те из них, которые Киев профинансирует, подконтрольная ему прокуратура не опротестует, а не менее управляемые суды не отменят.

То же самое и с выборностью губернаторов. Коломойскому значительно проще избраться губернатором Днепропетровска (вложив в избирательную кампанию средства, которые он тут же и отобьет), чем быть назначенным президентом (который в любой момент может его снять). То есть должности займут либо те люди, которые смогут подключить серьезный финансовый ресурс, либо те, на чьей стороне окажется административный ресурс, контролируемый Киевом. А на случай всяких неожиданностей опять же есть прокуратура.

Что касается разрешения применять русский язык наравне с украинским «и другими языками национальных меньшинств», то это просто калька с закона, который «Свобода» предлагала принять в противовес закону Колесниченко-Кивалова. Если последний фактически вводил в действие нормативы европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств, согласно которым русский язык автоматически становился региональным на всей территории страны, то проект «Свободы» и конституционные изменения Порошенко предполагают, что в каждом отдельном случае требуется решение местной общины, причем в тех местах, где компактно проживают этнические русские (на русскоязычных украинцев действие закона не распространяется). С учетом финансовых проблем и возможностей административного давления можно с уверенностью констатировать, что после такой «защиты» сфера применения русского языка на Украине резко сократится, а правительство получит возможность отрапортовать, что украинцам он просто не нужен.

Наконец, теоретическое сокращение полномочий президента происходит на фоне усиления его контроля над силовиками и резкого возрастания полномочий самих силовиков, которые получили возможность в мирное время действовать на всей территории Украины, как во время войны в прифронтовой полосе. С учетом того, что сегодня властью в Киеве является только тот, кто контролирует вооруженную силу, реальные возможности Порошенко только возрастают. При этом Европе и миру демонстрируется «человеческое лицо» президента, добровольно сокращающего свои полномочия, а также с президента снимается ответственность за социально-экономические проблемы страны (они ведь не входят в сферу его полномочий – вот и обращайтесь к премьеру, правительству, парламенту).

По факту Порошенко предложил перекрасить стены унитарной украинской олигархической республики в другой цвет, не просто оставив в неприкосновенности ее сущность, но даже сделав шаг от авторитаризма к тоталитаризму, от полицейского государства к военной диктатуре.

Точно так же, как на ультиматум Порошенко с требованием капитуляции ДНР/ЛНР последние ответили ультиматумом Царева, в котором потребовали вывести карателей с территорий республик, компенсировать потери населения, юридических лиц и государственных учреждений, понесенные от действий карателей, а также наказать виновных в военных преступлениях, на конституцию Порошенко Юго-Восток ответил своей Конституцией.

Общий парламент под председательством Царева, созданный в соответствии с решением о создании Союза народных республик – на сегодня орган маловлиятельный с неопределенными полномочиями. Понятно, что в условиях продолжающихся боевых действий фактическая власть будет находиться в руках командующих вооруженными отрядами ополчения. Тем не менее, начало созданию общих гражданских структур положено, а значит, начат наконец процесс формирования нормального полноценного государства, в котором военные занимаются обороной, парламент – принимает законы, а гражданская исполнительная власть обеспечивает экономическое развитие, социальную защиту и полицейский контроль территории. Этот процесс завершится не завтра, но факт его начала свидетельствует о том, что с этапа полупартизанской борьбы добровольческих соединений Донбасс перешел к этапу институционализации своей государственности.

Более того, принятая Конституция имеет два существенных момента, позволяющих рассматривать ее как альтернативное порошенковскому предложение для всей Украины.

Во-первых, ДНР и ЛНР объединяются на конфедеративной основе, сохраняя каждая свой суверенитет.

Во-вторых, Союз народных республик открыт для присоединения новых территорий.

Поскольку ДНР/ЛНР граничат только с подконтрольными Киеву территориями и с Россией, поскольку также понятно, что присоединение российских территорий к Союзу народных республик не ожидается, данное положение убедительно свидетельствует о том, что Союз народных республик намерен расширяться за счет присоединения новых областей Украины. Можно допустить возможность восстания против Киева в Харькове, Одессе, даже в Днепропетровске. Однако победа такого восстания возможна лишь в случае, если оно будет поддержано армией Юго-Востока. Следовательно, конституционная возможность расширения Союза народных республик косвенно свидетельствует о том, что лидеры сопротивления Юго-Востока, как минимум, не исключают возможность наступления на подконтрольные Киеву регионы. Кроме того, отказ от названия Новороссия в пользу Союза народных республик свидетельствует также о том, что претензии повстанцев Юго-Востока не ограничиваются 8-ю областями Новороссии, но распространяются на всю территорию Украины.

В этом плане положение о конфедеративном объединении является крайне важным, поскольку федерация Юго-Востока возможна, возможна федерация Центра и Запада Украины. А вот теоретическое объединение всей украинской территории возможно (хоть и с большим трудом) только в форме конфедерации, когда в формально общих границах фактически существуют два-три (или больше) независимых государства.

Таким образом, после принятия Конституции Союза народных республик и внесения в парламент конституционных изменений Порошенко, противостояние на Украине перешло из формата Киев-Донбасс. Юго-Восток сделал важнейший шаг. Он предложил всей Украине проект, альтернативный порошенковскому проекту сохранения подкрашенной олигархической республики. Юго-Восток сделал попытку перевести противостояние на уровень народ-олигархи.
Теперь уже называть повстанцев сепаратистами невозможно. Они заявили не план отделения от Украины, но план преобразования Украины. Теперь Киев ведет не борьбу за сохранение территориальной целостности, но контрреволюционную гражданскую войну против отрядов антиолигархической революции. Юго-Восток окончательно перехватил лозунги «майдана». Отныне «пушечному мясу» переворота из числа маргинальной украинствующей интеллигенции станет гораздо труднее объяснять, почему они выступали против олигархов, а теперь призывают нацистских боевиков защищать олигархов от народа. До сих пор они говорили, что у них нет выхода ибо Юго-Восток хочет разрушить Украину. Теперь Юго-Восток выдвинул программу преобразования Украины на основании тех же требований, с которыми маргинал-интеллигенция шла на «майдан».

Отныне выбор в пользу нацистов не может быть оправдан ничем. Теперь это окончательный идеологический выбор – выбор между двумя предложенными путями развития Украины: по националистско-олигархической Конституции Порошенко – в никуда, или в соответствии с антиолигархической, народной Конституцией Юго-Востока – к построению нормального современного демократического государства.

Конечно, легко предположить, что рыхлая украинская конфедерация, разные части которой тяготеют к разным цивилизационным проектам, долго не просуществует. Но даже в таком случае Конституция Союза народных республик дает возможность организовать цивилизованный развод по чехословацкому примеру, а не длить бесконечно югославский сценарий. Кстати, надо отметить – не исключено, что возможность цивилизованного развода вместо гражданской войны скоро понадобится именно Галиции, а не Донбассу.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко специально для «Актуальных комментариев»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".