Статья
21 Августа 2009 20:25

МАКС-2009: итоги

<p> Авиасалон в Жуковском, который традиционно проводится раз в два
года, в пятницу завершил деловую программу. На "кризисном" "МАКСе -
2009" не было объявлений о большом числе гражданских контрактов,
амбициозных планах развития, выходе на рынки публичных заимствований -
как это было два года назад.
</p>
<p>Центральным событием авиасалона стало совещание у премьер-министра
Владимира Путина, который подверг резкой критике производителей
российских самолетов и фактически ответил на вопрос, почему так мало
российских судов было законтрактовано в ходе "МАКСа".</p>
<p>В.Путин, будучи президентом, всегда приезжал на открытие авиасалона
в Жуковском, поэтому его визит на "МАКС-2009" в качестве премьера ни
для кого не стал неожиданностью. Премьер открыл авиасалон во вторник,
18 августа, почтил минутой молчания память погибшего командира "Русских
витязей" Игоря Ткаченко, а после - осмотрел экспозицию "МАКСа".</p>
<p>Главной "новинкой" авиасалона стало проведение под руководством
В.Путина совещания по проблемам авиастроительной отрасли: на
докризисном "МАКСе" в 2007 году президентская программа закончилась
осмотром экспозиции. Премьер как никогда жестко раскритиковал
руководство российских авиазаводов, добавив, что их деятельность
генерирует лишь убытки.</p>
<p>"Целый ряд контрактов ОАО "ОАК" на поставку самолетов, как внутри
страны, так и за границу, принес, как это ни странно, не прибыль, а
одни убытки: я прошу ОАК и заинтересованные ведомства детально
проанализировать такую ситуацию, представить предложения, которые
впредь исключили бы повторение подобных ошибок", - заявил В.Путин на
совещании по развитию самолетостроения.</p>
<p>Он также отметил, что не выполняются планы производства гражданских
самолетов, причем это относится не только к сегодняшнему дню, но было
справедливо и для докризисных времен.</p>
<p>Премьер сообщил, что общая сумма долгов "Объединенной
авиастроительной корпорации" (ОАК) и ее "дочек" составляет порядка 120
млрд рублей. Источники в отрасли ожидали, что на совещании у премьера
руководство корпорации запросит господдержку именно на эту сумму,
однако, как выяснилось, план по оздоровлению предприятий ОАК еще не
готов.</p>
<p>"Учитывая форс-мажорную ситуацию, необходимо разработать программу
финансовой стабилизации, помочь авиастроителям избавиться от
накопленных "токсичных" долгов - такая программа финансового
оздоровления должна быть внесена в правительство в течение ближайшего
месяца, в крайнем случае, в течение полутора", - сказал В.Путин на
совещании.</p>
<p>Он подчеркнул, что ждет соответствующий доклад к 1 октября.</p>
<p>Сразу после совещания глава ОАК Алексей Федоров обнародовал и другие
проблемы - в реализации проекта Sukhoi SuperJet-100, а также во
взаимоотношениях с главой АХК "Сухой" Михаилом Погосяном. Выйдя из
конференц-зала, где только что завершилось совещание с участием
премьер-министра, А.Федоров заявил, что первый SSJ-100 будет поставлен
в эксплуатацию заказчикам с задержкой - в первой половине 2010 года.
Глава корпорации также добавил, что лично он ни разу не упоминал о том,
что самолет будет поставлен авиакомпаниям до конца 2009 года.</p>
<p>Заявление Федорова вынудило главу "Сухого" на следующее же утро
опровергнуть сообщение о задержке программы. "Есть определенные риски,
но наша цель - свести их к минимуму. Я по-прежнему утверждаю, что наша
цель - завершить основной объем сертификационных испытаний и
подготовить первые самолеты для поступления заказчикам до конца года",
- заявил М.Погосян. Глава АХК пообещал кроме прочего, что до конца года
общий портфель заказав на этот самолет достигнет 150 самолетов против
нынешних 124 (с учетом заказа авиакомпании "Якутия" на 2 борта,
сделанного во время "МАКСа").</p>
<p>До конца салона руководители ОАК так и не смогли согласовать свои
позиции. На неформальной встрече с журналистами в четверг 20 августа
А.Федорову снова был задан вопрос о том, когда же все-таки лайнер будет
готов и поставлен на линию, и что означают противоречивые заявления
представителей корпорации. Президент ОАК комментировать слова
М.Погосяна не стал, однако повторил, что из-за проблем с сертификацией
двигателя ранее 2010 года самолет не будет поставлен заказчикам.</p>
<p>Что касается контрактов, то самый крупный из них был подписан в
первый же день - на поставки военной техники. В присутствии В.Путина
"Сухой" и министерство обороны РФ заключили контракт на поставки
истребителей, общая стоимость которого оценивается в 80 млрд рублей. Он
предполагает, что до 2015 года ВВС России получат 64 новых истребителя,
в том числе 48 самолетов Су-35, 12 - Су-27СМ и 4 Су-30М2.</p>
<p>Эта сделку А.Федоров назвал крупнейшей в истории ВВС России.</p>
<p>Подписания по гражданской части касались в основном предконтрактных
соглашений и по большей части - на региональную технику. Неожиданный
интерес авиакомпании проявили к конкуренту SSJ-100 в рамках ОАК -
региональному самолету Ан-148. Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко"
получила 30 "твердых" контрактов на этот самолет. Предварительно
документы о намерении купить Ан-148 заключили "Саратовские авиалинии"
(протокол на 5 самолетов), "Владивосток Авиа" (4 самолета),
авиакомпания из Эквадора Icaro (на 2 самолета).</p>
<p>В общей сложности число "твердых" заказов на Ан-148, по данным ИФК, теперь достигает 60 единиц.</p>
<p>Это вдвое меньше, чем у SSJ-100, портфель заказов на которые
составляет 124 самолета. Между тем, в ходе авиасалона "Гражданские
самолеты Сухого" подписали лишь один контракт на приобретение этих
самолетов - "твердый" контракт был подписал с авиакомпанией "Якутия",
которая рассчитывает получить свои лайнеры в 2012 году.</p>
<p>Помимо Ан-148 компании заказали среднемагистральные Ту-204 - "Атлант-Союз" (15 штук), компании из Латинской Америки (8 штук).</p>
<p>Представители крупнейших российских авиакомпаний (из первой пятерки)
не сделали в ходе авиасалона каких-либо громких заявлений - лишь
"Аэрофлот" (РТС: AFLT) был объявлен официальным перевозчиком
Олимпиады-2014, а "Антант-Союз" объявил о "твердом" контракте на 45
российских самолетов.</p>
<p>Это упущение попытались компенсировать хозяева нынешнего салона -
госкорпорация "Ростехнологии", создающая нового авиаперевозчика под
рабочим названием "Росавиа". В торжественной обстановке глава
"Ростехнологий" Сергей Чемезов передал представителям Boeing и Airbus
запрос на коммерческие предложения на закупку 50 (плюс 15 в опционе)
среднемагистральных самолетов. Суда предполагается закупить в пользу
"Росавиа".</p>
<p>Одновременно С.Чемезов сказал, что хоронить проект "Росавиа" - как
это сделали "некоторые СМИ" - рано: он обязательно будет развиваться и
дальше. Объявление "Ростехнологий" оказалось самой громкой новостью от
авиакомпаний - хотя переданные документы не являются не только
контрактом, но даже протоколом о намерениях.</p>
<p><a href=http://interfax.ru target=_blank>«Интерфакс»</a> <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".