Статья
17 Июля 2017 11:33

Малазийский Boeing 777. Три года трагедии

Три года назад над Донецкой областью произошла одна из крупнейших катастроф в истории авиации: пассажирский авиалайнер, на борту которого находилось 298 человек, был сбит. Темных пятен в истории до сих пор много, а виновный так и не определен.

Катастрофа и первые дни

Лайнер, следующий рейсом Амстердам — Куала-Лумпур, вылетел в место назначения в 14:31 по московскому времени. Спустя почти три часа, в 17:21:28, самолёт исчез с радаров, никаких сигналов бедствия экипажем подано не было.
  
В лентах СМИ информация о падении «Боинга» появилась в районе 19:00 МСК, в течение часа информация была подтверждена украинским МВД и властями Донецкой области. Уже через час прозвучало первое заявление от официальных лиц: Петр Порошенко предположил, что «Боинг» был сбит ополченцами, напомнив, что у них есть такая возможность. В дни, предшествующие трагедии, в Луганской области были сбиты два украинских военных самолёта.
  
Позднее украинская сторона будет оказывать активное давление на расследование.

Долгое время после трагедии украинские власти обвинялись в том, что небо над зоной полноценного военного конфликта было открыто для полётов, что и привело к катастрофе. Однако 14 июля властями Украины было закрыто воздушное пространство над зоной конфликта для полётов гражданской авиации до высоты 9800 метров. Малазийский «Боинг» летел выше этой зоны, на 10600 метрах. Впрочем, когда о катастрофе стало известно, многие авиакомпании приняли решение выполнять рейсы в обход Украины.

«Чёрные ящики» были обнаружены уже в день трагедии, однако никакой принципиально важной для следствия информации из них извлечено не было: 21 июля они были переданы властями ДНР представителям Малайзии. Позднее информация с бортовых самописцев была использована для подтверждения версии о применении ракеты класса «Земля — Воздух».
Эксперты ОБСЕ выехали на место катастрофы уже на следующий день, однако первое время их работа была ограничена: ополченцы не допускали экспертов к обломкам самолёта из-за опасений за их жизнь. По словам на тот момент вице-премьера ДНР Андрея Пургина, Киев не ответил на предложение республики об организации 10-километровой зоны прекращения огня вокруг места катастрофы. Схожие проблемы испытывала и международная комиссия по расследованию DSB: только 4 ноября были вывезены первые обломки; закончился этот процесс лишь в апреле 2015 года. Позднее эти обломки использовались для реконструкции разбившегося самолёта, в частности, носовой части.

В первые дни, следующие за трагедией, чётко определился вектор версий: власти ДНР и России обвиняли Киев, Киев и Вашингтон — ополченцев и Россию. Так, Госдеп США через два дня после крушения Боинга сообщил, что роковая ракета была пущена из ЗРК «Бук» с территории, контролируемой ополченцами. Хотя никаких подтверждений этой версии не было. Версия причастности «Бука» стала для запада основной. Руководство ДНР открестилось от подобных обвинений, заявив, что не располагает оружием, способным сбить самолёт на такой высоте (Ан-26, сбитый ополченцами 14 июля, летел на высоте 6300 м).

Властями республик были озвучены следующие версии: на следующий за катастрофой день было высказано предположение, что сбить Боинг мог украинский штурмовик Су-25, позднее — что причиной инцидента стал пуск украинскими военными ракеты из системы «Бук».

Москва также озвучила версию причастности к трагедии украинских военных: 18 июля министерство обороны России опубликовало информацию о регистрации работы украинской радиолокационной станции «Купол» батареи «Бук-М1», расположенной вблизи зоны катастрофы. Информация, полученная одной РЛС, может быть использована несколькими батареями: и по данным Минобороны, 17 июля 2014 года в районе Донецка дислоцировалось 3-4 ЗРК «Бук-М1». Версия о Су-25 также была озвучена официальными лицами.

В июле 2015 года Малайзия внесла в СБ ООН проект резолюции о создании международного трибунала для обеспечения правосудия для виновных в крушении Боинга. В МИД России сочли эту идею «контрпродуктивной» и предложили назначить спецпосланника ООН по расследованию авиакатастрофы. Позднее в ходе голосования российский дипломат воспользовался правом вето и резолюция была заблокирована (Китай, Ангола и Венесуэла воздержались от голосования).

Расследования

Техническое расследование, проведённое DSB (Dutch Safety Board, совет по безопасности Нидерландов), началось 23 июля. Окончательный отчёт был опубликован в октябре 2015 года, причиной катастрофы был назван взрыв ракеты, попавшей в носовую часть самолёта. Площадь, с которой могла быть пущена ракета, составляет 320 квадратных километров — что не противоречит ни версии России, ни Украины. Кроме того, комиссия обвинила украинские власти в недооценке рисков для гражданской авиации. В отчёте опровергается версия о приближении к Боингу других самолётов.

В тот же день, но на несколько часов раньше, состоялась пресс-конференция концерна ПВО «Алмаз-Антей», производителя ЗРК «Бук». По словам представителей концерна, ракета была пущена из района размером 4×4 км южнее села Зарощенское (по версии DSB, более вероятен пуск из района Снежное). Ракета, выпущенная в Боинг, запрещена к использованию в России с 2011 года, а её выпуск прекращён в 1986. Исследователи из «Алмаз-Антея» и DSB также разошлись во мнении касательно траектории полёта ракеты: по словам представителей российского концерна, ракета шла пересекающимся курсом.
  
В сентябре 2016 года JIT, международная следственная группа, опубликовала итоги собственного расследования катастрофы MH 17. В нём участвовало 12 стран, в том числе Украина. Выводы JIT в целом повторяют выводы DSB: Боинг сбит ракетой, выпущенной из «Бука». Результаты расследования «Алмаз-Антея» экспертами JIT использованы не были.

Критика в адрес расследований неоднократно звучала от российских официальных лиц. Замглавы Росавиации Олег Сторчевой обвинил экспертов DSB в «подгонке фактов под заранее определённые выводы», являющиеся «в корне неверными». Мария Захарова, комментируя результаты расследования JIT, назвала следствие «предвзятым и политически мотивированным» и посетовала на «отстранение Москвы от полноценного участия в следственном процессе».
  
Игорь Конашенков, представитель Минобороны России, усомнился в качестве данных, используемых экспертами JIT. «У всех данных, которые сегодня были представлены на брифинге следственной группы, два основных источника: интернет и спецслужбы Украины. Поэтому объективность этих сведений, а следовательно, и сделанных на их основе выводов, не может не вызывать сомнений», — заявил он тогда.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в октябре 2016 года призвал вести расследование более объективно. «Следствие нельзя вести, исходя из парадигмы, когда через несколько минут после трагедии на официальном уровне в известных странах выступают и говорят, что виновата Россия. Оно обречено на необъективность, оно обречено на провал», — заявил Песков.

Нельзя не упомянуть и громкие расследования экспертно-журналистской группы Bellingcat: на протяжении нескольких лет на портале группы высказываются предположения и публикуются доказательства причастности российских военных к трагедии в украинском небе. Впрочем, доказательная база, на которой строятся обвинения, небезупречна и неоднократно критиковалась. Со скепсисом к выводам Bellingcat относятся и российские власти. «Так называемые журналистские расследования Bellingcat искажают объективные факты. Представленная информация имеет заведомо антироссийскую направленность и построена на искаженных данных. Более того, использованы бездоказательные выкладки, рассчитанные оказать исключительно информационное воздействие на общество», — прокомментировали расследования коллектива в Минобороны, а Лавров напомнил о «многочисленных странностях» в расследованиях.

Что дальше?

В Нидерландах состоится суд по делу о крушении малазийского самолёта: такое решение приняли страны международной следственной группы. Эта инициатива вызвала критику со стороны российских властей: Константин Косачев, председатель комитета Совета Федерации по международным делам, убеждён, что Украина не должна принимать в нём участие в качестве прокурора. «Это явно заинтересованная сторона, которая могла быть причастна к совершению преступления и которая в силу этого по определению не имеет права участвовать в следственных действиях. Включение в ССГ Украины заведомо лишило совместную следственную группу какой бы то ни было легитимности», — сказал он.
  
В ДНР также считают недопустимым участие в расследовании Украины, которая «старается замести следы своей причастности» — так в интервью РИА Новости заявил представитель руководства ДНР Александр Костенко.

Главный итог трагедии известен уже сейчас: из-за политических амбиций и преступных действий участников конфликта погибли 298 невиновных человек. Опять же в силу политических амбиций не удалось провести объективное расследование, которое бы дало ответы на все вопросы. Именно поэтому спустя три года остается неясным, что именно случилось 17 июля 2014 года.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".