Человек дня
24 Марта 2010 12:53

Марат Гельман: Нам не нужен «культурный Макдоналдс»

<p>После прошедшей в Москве секции «Современная культура: новые времена – новые перспективы» Форума «Стратегия-2020» галерист Марат Гельман рассказал «Актуальным комментариям» о том, как и зачем должен жить современный город, сколько стоит искусство и чем Пермь отличается от Воронежа.</p>
<p><em>- Ваш пермский проект – это в первую очередь спасение уездного города или спасение современного искусства в целом? </em></p>
<p>Проект, как любой  феномен, к каждому обращается своим лицом. Инициаторы нашего проекта – конечно, власти Перми. Не люди, увлекающиеся современным искусством, а политики, которые ищут способ решения множества социальных вопросов, к примеру, миграции. То есть власть в первую очередь интересовало  сохранение города. Притом, что очевидно – в том виде, в котором Пермь существует сегодня, она сохраняться не должна. Нужно было искать новое лицо города. В результате поисков как один из вариантов была предложена наша модель развития культуры. И мы оказались гораздо более энергичны, чем все остальные. </p>
<p>Например, губернатор Пермского края Олег Чиркунов, когда определял векторы развития Перми, выбрал 5 направлений («ключей»), и культура была одним из 5 этих ключей (На 4-м Пермском экономическом форуме Чиркунов выступил с докладом «Пять ключей развития города». В нем были определены пять приоритетных направлений регионального развития – культура, образование, здравоохранение, строительство и безопасность. – АК). Он дал старт проектам в пяти областях. Стартовое финансирование, стартовая поддержка. Мы двинулись вперед очень быстро. В общем, наш проект уже, получается, реализовался. Я надеюсь, что в том числе и благодаря моему участию. </p>
<p>Поэтому для властей наш Музей современного искусства – это в первую очередь миссия, направленная на решение каких-то социальных, экономических и финансовых задач. </p>
<p>Но есть, конечно же, проблемы и у самого искусства. Проблема с музеями современного искусства в Москве не решается, она слишком политизирована. Здесь сейчас очень к месту обращаться к идее со Сколково. Так же как и науке, для того, чтобы развиваться, культуре надо из существующих обстоятельств куда-то вырваться, хоть в чистое поле. Вот науку сейчас предлагают собрать, сосредоточить в Сколково…</p>
<p><em>- А современное  искусство – в  Перми? </em></p>
<p>Да. Культуре надо вырваться. Да, гламурный  дискурс привлекает больше внимания, но он губителен для самого творчества. Оказалось, что в Перми можно сделать то, чего нельзя сделать в Москве. Поэтому для современного искусства наш проект – важный шаг. Но все-таки следует признать, что первоначально речь шла о проблемах города. </p>
<p><em>- Вы говорите, что в Москве современное искусство политизировано…  </em></p>
<p>Нет, я говорю о том, что проблема музеев политизирована. В создании музеев сталкиваются чьи интересы: мэрии, министерства культуры, частные инициативы –  и все они друг с другом борются. Именно по этой причине развелось так много плохих музеев. Музей Шилова – тоже музей современного искусства. Современный художник рисует обложки для конфетных коробок. Поэтому легче и чище развивать настоящее искусство вне Москвы. </p>
<p><em>- А насколько политизировано само современное искусство? Насколько оно отражает политико-социально-экономическую ситуацию в стране? </em></p>
<p>Современное искусство – оно разное. Есть художники, которые очень  активно занимаются политическими  проблемами. Чаще всего художник сохраняет дистанцию с властью. Одна из главных его задач – это критический  взгляд на то, что происходит в обществе, во власти. Есть художники, которые только этим и занимались. А есть художники, которые работают исключительно с формальными вещами.  Каждый сам себе ставит задачу. </p>
<p><em>- Вы пытаетесь работать над проектами, подобными пермскому, и в других регионах. Но насколько там это возможно и вообще вероятно? Вот в Перми совпал ряд факторов, просто совпал – и все получилось. А, допустим, в Воронеже,  там – совпадёт или нет? Как это угадать? </em></p>
<p>Я думаю, что  для каждого региона надо делать собственный уникальный проект. Надо над этим думать. Не пытаться делать «культурный Макдоналдс», а подходить к каждой ситуации со своей меркой, найти для каждого города его собственное лицо. Например, в Воронеже развивать ленд-арт. Там есть хорошая  среда. Там есть очень хороший музей за городом. Мы обсуждаем идею ленд-арта применительно к Воронежу: в Перми эта идея бы не сработала. Сейчас, особенно в связи с  появлением интерактивных карт, я считаю, очень бурно будет развиваться искусство, которое делается в пространстве, в поле. </p>
<p><em>- А что первично для галериста  – получение прибыли  или движение вперед всего направления, которым он увлечен? </em></p>
<p>Когда был кризис, закрылась куча ресторанов, закрылись  стройки, но не закрылось ни одной  галереи, потому что люди, которые  занимаются искусством, мотивированы не деньгами. Деньги здесь – это просто ресурс для дальнейшего развития.  <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".