Человек дня
24 Марта 2010 12:53

Марат Гельман: Нам не нужен «культурный Макдоналдс»

После прошедшей в Москве секции «Современная культура: новые времена – новые перспективы» Форума «Стратегия-2020» галерист Марат Гельман рассказал «Актуальным комментариям» о том, как и зачем должен жить современный город, сколько стоит искусство и чем Пермь отличается от Воронежа.

- Ваш пермский проект – это в первую очередь спасение уездного города или спасение современного искусства в целом?

Проект, как любой  феномен, к каждому обращается своим лицом. Инициаторы нашего проекта – конечно, власти Перми. Не люди, увлекающиеся современным искусством, а политики, которые ищут способ решения множества социальных вопросов, к примеру, миграции. То есть власть в первую очередь интересовало  сохранение города. Притом, что очевидно – в том виде, в котором Пермь существует сегодня, она сохраняться не должна. Нужно было искать новое лицо города. В результате поисков как один из вариантов была предложена наша модель развития культуры. И мы оказались гораздо более энергичны, чем все остальные. 

Например, губернатор Пермского края Олег Чиркунов, когда определял векторы развития Перми, выбрал 5 направлений («ключей»), и культура была одним из 5 этих ключей (На 4-м Пермском экономическом форуме Чиркунов выступил с докладом «Пять ключей развития города». В нем были определены пять приоритетных направлений регионального развития – культура, образование, здравоохранение, строительство и безопасность. – АК). Он дал старт проектам в пяти областях. Стартовое финансирование, стартовая поддержка. Мы двинулись вперед очень быстро. В общем, наш проект уже, получается, реализовался. Я надеюсь, что в том числе и благодаря моему участию. 

Поэтому для властей наш Музей современного искусства – это в первую очередь миссия, направленная на решение каких-то социальных, экономических и финансовых задач. 

Но есть, конечно же, проблемы и у самого искусства. Проблема с музеями современного искусства в Москве не решается, она слишком политизирована. Здесь сейчас очень к месту обращаться к идее со Сколково. Так же как и науке, для того, чтобы развиваться, культуре надо из существующих обстоятельств куда-то вырваться, хоть в чистое поле. Вот науку сейчас предлагают собрать, сосредоточить в Сколково…

- А современное  искусство – в  Перми?

Да. Культуре надо вырваться. Да, гламурный  дискурс привлекает больше внимания, но он губителен для самого творчества. Оказалось, что в Перми можно сделать то, чего нельзя сделать в Москве. Поэтому для современного искусства наш проект – важный шаг. Но все-таки следует признать, что первоначально речь шла о проблемах города. 

- Вы говорите, что в Москве современное искусство политизировано… 

Нет, я говорю о том, что проблема музеев политизирована. В создании музеев сталкиваются чьи интересы: мэрии, министерства культуры, частные инициативы –  и все они друг с другом борются. Именно по этой причине развелось так много плохих музеев. Музей Шилова – тоже музей современного искусства. Современный художник рисует обложки для конфетных коробок. Поэтому легче и чище развивать настоящее искусство вне Москвы. 

- А насколько политизировано само современное искусство? Насколько оно отражает политико-социально-экономическую ситуацию в стране?

Современное искусство – оно разное. Есть художники, которые очень  активно занимаются политическими  проблемами. Чаще всего художник сохраняет дистанцию с властью. Одна из главных его задач – это критический  взгляд на то, что происходит в обществе, во власти. Есть художники, которые только этим и занимались. А есть художники, которые работают исключительно с формальными вещами.  Каждый сам себе ставит задачу. 

- Вы пытаетесь работать над проектами, подобными пермскому, и в других регионах. Но насколько там это возможно и вообще вероятно? Вот в Перми совпал ряд факторов, просто совпал – и все получилось. А, допустим, в Воронеже,  там – совпадёт или нет? Как это угадать?

Я думаю, что  для каждого региона надо делать собственный уникальный проект. Надо над этим думать. Не пытаться делать «культурный Макдоналдс», а подходить к каждой ситуации со своей меркой, найти для каждого города его собственное лицо. Например, в Воронеже развивать ленд-арт. Там есть хорошая  среда. Там есть очень хороший музей за городом. Мы обсуждаем идею ленд-арта применительно к Воронежу: в Перми эта идея бы не сработала. Сейчас, особенно в связи с  появлением интерактивных карт, я считаю, очень бурно будет развиваться искусство, которое делается в пространстве, в поле. 

- А что первично для галериста  – получение прибыли  или движение вперед всего направления, которым он увлечен?

Когда был кризис, закрылась куча ресторанов, закрылись  стройки, но не закрылось ни одной  галереи, потому что люди, которые  занимаются искусством, мотивированы не деньгами. Деньги здесь – это просто ресурс для дальнейшего развития. 
 

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".