1508 9 июля 2011 12:20

Маргиналы танца

Художественный руководитель театра Элвина Эйли (Alvin Eiley) Роберт Баттл (Robert Battle) в эксклюзивном интервью корреспондентам Актуальных Комментариев Татьяне Роднянской и Марии Потоцкой о гастролях театра, работе труппы и нью-йоркской школе танца.

Танцор и хореограф Элвин Эйли создал свой театр в начале в середине прошлого века, но до сих пор постановки того времени остаются актуальными и востребованными. Уникальность заключается в смешении стилей: от классики до джаза и модерна, вкупе с национальными афро-американскими мотивами времен протеста и борьбы за свои права.

Это четвертый визит труппы в Москву. Первый был еще в 1970 году. Именно Эйли стал первым после Айседоры Дункан зарубежным танцором, посетившим Россию.

Татьяна Роднянская: Роберт, конечно, гастроли театра современного танца Элвина Эйли – огромное событие для культурной Москвы. Расскажите, что увидят зрители?

Роберт Баттл: Мы привезли две программы, где есть и премьеры и классика нашего репертуара, в частности постановка мистера Эйли «Откровения». Ей в этом году исполняется уже 50 лет.

Мария Потоцкая: Вы, как худрук, до сих пор стараетесь поддерживать атмосферу Элвина?

Р.Б.: В театре до сих пор витает дух его основателя. Он настолько сильный, что до сих пор продолжает вдохновлять всех: от артистов до хореографов, от учеников до преподавателей. Напомню, что театр был основан во времена борьбы афроамериканцев за свои гражданские права. Этот социальный подтекст очевиден в ранних постановках мистера Эйли. Поэтому движение можно рассматривать и как танец, и как движение в смысле борьбы.

Т.Р.: Я слышала, что есть целый фильм про этот спектакль?

Р.Б.: Да, мы каждый раз его показываем перед танцем. Он длится всего лишь пять минут, но дает представление о происхождении постановки. Тот период очень много значил для каждого афроамериканца.

Театр Элвина Эйли / Фото Марии ПотоцкойМ.П.: Вам часто говрят, что ваши постановки ломают все стереотипы не только о классическом танце, но и о современном...

Р.Б.: Да, нередко. Вся наша филосоия основана на свободе, как внутренней, так и пластической.

М.П.: По какому принципу вы подбираете репертуар и хореографов? Есть ли ориентирование на национальные афроамериканские постановки?

Р.Б.: Все просто. Во-первых, это те спектакли, что нравятся мне лично. Во-вторых, иногда нужно ставить работы, дополняющие уже существующий репертуар. Ну и в-третьих, я выбираю сложные постановки, которые бросают вызов моим артистам – если интересно танцорам, интересно и зрителям. Я в меньшей степени ориентируюсь на то, из какой страны артист. Важнее, что он хочет нам сказать.

Т.Р.: Ваши танцоры дорожат своей причастностью к легендарной труппе?

Р.Б.: Не сомневаюсь. Многие из них говорят, что для них вступление в труппу – новая искра любви к танцу и бесконечное путешествие по его просторам.

М.П.: Какую техническую подготовку предполагает работа в театре Эйли?

Р.Б.: Труппа уникальна, все танцоры очень разносторонни. Порой, в одном спектакле приходится переходить от джаза, модерна, балета к афроамериканскому танцу.

Театр Элвина Эйли / Фото Марии ПотоцкойТ.Р.: А какую подготовку имела первая труппа?

Р.Б.: Театр был основан в начале 1960-х годов – я просто не могу помнить всех деталей. Но я знаю, что огромное влияние имел Лестер Хортон (Lester Horton) – наставник Элвина. Многие балеты Элвина основаны на технике Хортона. В любом случае, как тогда, так и сейчас труппа была и есть разносторонней.

М.П.: У вас ведь еще есть труппа-спутник?

Р.Б.: Да, она основана в 1969 году и состоит из 12 человек. В нее поступают после школы Эйли. Многие потом переходят в основную.

Т.Р.: Расскажите о школе?

Р.Б.: Ее создание – очень важный этап в жизни Элвина. Я считаю, именно благодаря ей театр и добился такого успеха. Кстати, помимо танца, ученики могут получить степень бакалавра искусств.

М.П.: Российские таланты могут попасть к вам в школу?

Р.Б.: Я считаю, что студенты - дело святое. Вопрос в организации.

М.П.: А чтобы попасть в основной коллектив, нужно обязательно быть ее выпускником?

Р.Б.: Конечно, нет. Таланты есть везде.

М.П.: Есть ли конкуренция внутри труппы?

Р.Б.: Это практически невозможно. Ведь каждым своим выступлением танцоры выражают любовь к танцу и зрителям.

Т.Р.: Не так давно в Россию с гастролями приезжала труппа Американского театра балета (ABT) и солисты в личной беседе посетовали, что общественный интерес к танцу в Штатах падает. А все, что делается для популяризации танца, - это телешоу, где о профессионализме нет и речи. Согласны ли вы с этим или может быть это касается только классического танца?

Р.Б.: Да, к сожалению, к классическому танцу у американцев нет такого интереса. Может быть люди больше хотят шоу, привыкли к ярким огням софитов и красивым костюмам... И тогда они идут на Бродвей.

Театр Элвина Эйли / Фото Марии ПотоцкойТ.Р.: А кто ваша сегодняшняя аудитория?

Р.Б.: Наша аудитория - это люди совершенно разных возрастов, разной расы, разной религии. И я очень рад, что наш танец их объединяет. Это как профессионалы в области танца, так и просто любители. Но те, кто хоть раз попал на наши выступления, приходят снова и снова.

Т.Р.: В Америке есть культ «попсы». Можно раскрутить бренд имени себя посредством интернета. А ваши танцоры стремятся к персональной славе?

Р.Б.: Нет, они не блогеры. Главное, чтобы зритель видел единство на сцене.

Т.Р.: А как вы считаете, танцор должен быть знаменитостью наравне с успешными спортсменами и артистами? И, может, тогда миллионы молодых людей будут следовать за ним в танец?

Р.Б.: Не думаю. Оставим это голливудским звездам. Мы – вообще-то маргиналы, мы стоим особняком.

Т.Р.: В России у вас есть много поклонников, которые следят за вашим творчеством, учат ваши постановки, пытаются следовать за вами.

Р.Б.: О, это прекрасно. Я даже и не ожидал! Я очень этому рад, но в Америке к нам - несколько другое отношение.

Театр Элвина Эйли / Фото Марии Потоцкой

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".