Статья
12 Июля 2010 2:52

Массовый туризм в сталинской пов- седневности

Предвоенная история массового молодежного туризма в СССР.

Комментарии экспертов

Известный немецкий философ Мартин Хайдеггер, как нам известно из его биографии, до своего нацистского периода имел привычку устраивать вместе со своими студентами пешие походы, целью которых было приобщить молодежь к культуре Германии и просто неплохо провести время. Спустя некоторое время эту практику переняла молодежная организация рейха — «Гитлерюгенд». Группы молодых людей в коричневых рубашках и шортах маршировали под барабан, ставили палатки, жгли костры, пели песни хором и занимались прочим сельским тоталитаризмом.

Аналогичный бурный рост молодежного туризма был замечен в это же время и в СССР, что по идее должно было бы натолкнуть на проведение дополнительных параллелей между режимами. Между тем, как и в большинстве подобных случаев, они будут не уместны. Т.к. туризм в СССР и Германии, как, впрочем, и все прочие годные для сопоставления атрибуты тоталитарного, носил структурно предельно различное назначение.

Если для немецкой молодежи прогулки по сельской местности оставались только лишь прогулками, пусть и заточенными под сплочение духа и пр., то для советской власти городские туристы были жизненно важным инструментом по работе с селом. Дело в том, что основной кадровый ресурс для октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны большевикам поставляли города. В этом нет ничего удивительного, но важно при этом понимать, что именно города должны были обеспечить основной агитационный ресурс и для поствоенного времени — грамотных и при этом зараженных революционными идеями людей просто больше неоткуда было взять.

По сути своей, сталинские туристы были первым родом «модернизационного класса» своего времени, взявшего на себя функцию продвижения новых идей в массы.

Именно поэтому, стремительно эволюционирующие при Сталине молодежные туристские организации с таким ожесточением уничтожали нэпмановское РОТ и требовали от участников любого туристического предприятия «разъяснительной работы на селе», «внесения рацпредложений» и т.д..

Именно в таком специфическом структурном по отношению к государству положении, кстати, кроется историческая экономическая ущербность молодежного туризма в России. Созданный изначально как агитационный инструмент, он был просто не в состоянии зарабатывать деньги. Зато мог потреблять их на агитационные нужды в огромных количествах. Поразительно, что за последние 80 лет ничего не изменилось.

Игорь Орлов, Елена Юрчикова, «Массовый туризм в сталинской повседневности», М.: Российская политическая энциклопедия, 2010 — 224 с.

Книга приобретена в магазине «Фаланстер».


© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".