Статья
26 Апреля 2011 12:02

Мечты о полетах

Главный редактор журнала GQ Николай Усков расcказал «Актуальным Комментариям» об общественных стремлениях, классовых расслоениях и способах добиться успеха.

Во все времена были кумиры и идеалы. На ваш взгляд, кто сейчас герой нашего времени?


Общество крайне фрагментировано. Существует много различных социальных групп, субкультур, у каждой – свои герои. Общего героя, как и общего современного языка, у нашей культуры, как мне кажется, нет. Сейчас я говорю и про Запад, и про Россию. Ведь в ХХI веке западная культура стала нам ближе. В особенности, для больших городов.

Очевидно, за счет ускорения процессов?

Да. Посредством интернета человек может формировать свое пространство, некий арсенал ценностей по примеру френдленты и плейлиста. В итоге Дима Билан – ролевая модель для одной группы, например, читателей журнала «Семь дней», но он никак не может быть на обложке журнала GQ.

Эта разрозненность подавила зачатки зарождения национальной идеи?

Я вообще полагаю, что культ индивидуальности, который примерно с ХIV века является одним из магистральных трендов европейской культуры, постепенно достигает апогея. Человек осознает свое личное пространство, личный выбор, личную свободу как высшую ценность. Он больше не определяет себя через принадлежность к надличностным общностям – семье, роду, цеху, сословию, классу, нации. Знание языков, социальная мобильность, общность глобальных культурных кодов позволяет найти себя в любой национальной среде. Национальная идея – архаичная вещь. Какая национальная идея может быть сегодня? Кроме «я хочу хорошо жить».

«Хорошо жить» – условное понятие, в рамках вышеупомянутых групп стремления могут лежать в разных плоскостях... Есть ли универсальные трендсеттеры?

Все зависит от способов достижения успеха в каждом обществе. Они просто разные. Если взять понятную нам западную цивилизацию, то она базируется на ценностях протестантской этики, сложившейся в XVI веке. Много работать – быть востребованным или много получать, это и значит, добиться успеха.

Если говорить о конкретных более узких примерах, то при Ельцине был теннис, при Путине – дзюдо, при Медведеве – любовь к технологиям, технике и рок-музыке...

В России «Голливудом» являются власть и деньги. Ведь «Голливуд» - это социальный лифт, который позволяет из обычного человека стать суперзвездой. «Власть и деньги» – тоже социальный лифт, когда он перестанет работать, больше талантливых людей пойдет в тот же шоу-бизнес. Сейчас в России самые способные и деятельные идут во «власть и деньги». Это абсолютно не новость, так работает любое молодое общество, где создается что-то новое и, естественно, появляется возможность обогащения.

Желание что-то создать тоже появляется!

Создается бизнес, и тот, кто первые предлагает новую услугу на рынке, становится богатым. Тот же Прохоров, создавший фирму по разгрузке вагонов. Многие в конце 1980-х разгружали, а создать сеть пришло в голову именно ему. Всякое новаторство в период становления новой системы приносит огромные деньги.

А сейчас что-то новое еще можно придумать?

Можно.

Масштабы-то несоизмеримы. Взять хотя бы телевидение. Двадцать лет назад рынок был в десятки раз меньше. Сейчас едва ли можно представить появление таких героев, как К.Л. Эрнст, Л.Г. Парфенов и т.д.


Сложно. Но есть определенный уровень качества. Иван Ургант сложился как фантастический комедийный персонаж. Я считаю, что он по быстроте реакции, обаянию – один из лучших комиков в мире. Иван вырос как медийный персонаж не так давно и поднялся по социальному лифту с космической скоростью. В первую очередь, он талантлив. Ему повезло: он попал в то время, когда нужен был новый юмор, с новой подачей, с новой скоростью.

Основополагающий критерий успеха – потребность в твоем таланте...

Да. Совсем недавно общался с одним немцем Оскаром Хартманном. Он жил в Москве, работал в одном банке, а потом взял все и бросил, захотел делать свой бизнес. Оскар говорит, что жена, узнав об этом, заплакала, дескать как же мы будем жить, какой тут бизнес. А он просто здраво оценил ситуацию. Россия - огромная страна, а качественные интересные предметы гардероба доступны здесь только в Москве, ну и, может быть, еще в Санкт-Петербурге. Вот он и создал интернет-магазин KupiVip.ru. И за несколько лет превратил его в один из самых успешных интернет-бизнесов в России.

Что и говорить, если в глянце теперь рубрики с «успешными, богатыми, знаменитыми» невестами и женихами представляют их обществу через очень простые анкетные вопросы - любимая книга/любимый дизайнер/любимое место. И даже по этой очень примитивной колонке можно проследить историю трендов. Если раньше девушки наперебой говорили про Dolce&Gabbana, отдыхе на курортах и шампанском, то теперь в списке must have непременно числится либо классика – Бунин с Достоевским, либо что-нибудь около сложное, например, Борхес, странный немассовый фильм и совсем неизвестный лондонский дизайнер. Список можно продолжать бесконечно...

Мне кажется, мы часто путали людей успешных с людьми глупыми. Нам казалось, что люди из светской хроники только и занимают себя тусовками и вечеринками. Безусловно, есть «жены», проводящие день в spa, а вечером выгуливающие свои бриллианты, но, как правило, за плечами людей, улыбающихся на камеру, стоит сложная биография. Это люди, которые много чего добились, и та видимая легкость, с которой они порхают по жизни, стоила немалого труда и еще большего ума и образования. Теперь общество стало интересоваться другой стороной их жизни.

Можно и из светского образа раскрутить бизнес...

Да, та же Пэрис Хилтон, которой платят огромные деньги только за посещение мероприятий. И если бы только за это. Я был свидетелем сцены, когда дочка одного из азиатских президентов, занимающаяся дизайном, подарила Пэрис платье. Та отреагировала мгновенно: «Еще пятнадцать тысяч и я его надену».

Но та же Пэрис себя сделала засчет скандалов. Все таки люди у нас тянутся к плохому и хотят грязных подробностей...

...«Скандалы, интрижки, позорище». Такова человеческая природа, зло всегда интересно. Оно драматично, грязь привлекает и будоражит воображение. Я от этого устал, но без грязи и сплетен никак.

Сейчас ведь наметился обратный тренд «семейных ценностей»?


Российская элита повзрослела: бизнесы укрепились, дети подросли. На смену разнузданности пришла обычная буржуазная зрелость. Планка правил приличия поднялась. Человеческая природа от этого не поменяется, просто скелетов в шкафу стало больше. Я помню, когда этот ханжеский тренд начал формироваться, многие дамы стали вдруг возмущаться, что в заведении, где они решили провести семейный ужин, столько шлюх.

Во-первых, наше общество - «дорвавшееся»...


Дорвавшееся... Много ели, много пили... А сейчас все стало спокойнее. И дети взрослые, и здоровье не железное, и попасться можно...

Но ведь электрички, полные новыми «горящими глазами» с жаждой денег и славы, приезжают каждый сезон...

Просто «рынок» стал сложнее и этикет появился.

В культурологии есть понятия «культура стыда» и «культура вины». Мы по какому пути развиваемся?

Нельзя обобщать. Я думаю, что все еще архаичное российское общество можно рассматривать через призму «культуры стыда» – большинство людей привыкли соотносить свои поступки не с нравственным императивом внутри, а с мнением окружающих. В «культуре вины» все по-другому: критерием оценки личности является совесть, внутренние убеждения. Это культура свободных ответственных зрелых людей. Они жили и живут в России, просто таких немного. Но и в XX веке они были.

Вообще, за прошлый век мы практически пропустили эпоху модернизма, формирования новых ценностей (я сейчас говорю, о свободном становлении, а не о директивах режима), сразу попав в постмодернизм, где ценностью является все и сразу.


Я не считаю, что эпоху модерна мы пропустили. Мы пережили и разочарование в тоталитаризме, причем уже в 1960-70-е годы, и сексуальную революцию. Последняя даже была более масштабной из-за отсутствия церковных табу. Поколение интеллигенции 1960-70-х годов мне кажется вполне европейским.

Большая часть интеллигенции или эмигрировала еще в 1920-е, или ее просто вырезали...


Интеллигенцию нельзя уничтожить, это - самовоспроизводящийся класс. Я не считаю, что за двадцатый век мы много пропустили. Та страна запустила в космос Юрия Гагарина, наконец. Нельзя истребить людей, умеющих думать, читать, писать, рисовать картины, мечтать, собирать ракеты, летать по воздуху. Не стоит драматизировать. История может быть жестокой, но в истории редко случаются чудеса. За тем же полетом Гагарина стояли усилия и мысли целого столетия. Ничего не бывает мгновенным. Сейчас мы хотим забыть двадцатый век и создать новое справедливое общество – это сложный проект, требующий времени, сил, идей и инвестиций.

Давайте рассмотрим на примере двух десятилетий существования нашей страны. Какие, по вашему мнению, этапы становления прошло наше светское общество?


Четких этапов нет, было постепенное расслоение. В самом начале на презентации чего угодно можно было встретить всех: политиков, бизнесменов, деятелей культуры – круг интересных друг другу людей был крайне узким. Они чувствовали свою избранность и держались вместе. Это было время, когда власть, бизнес, культура и множество проходимцев обитали в одном пространстве. Они тогда не понимали абсурдности ситуации. Раньше всех отделился бизнес, далее политики. Хотя вторым всегда были нужны деятели культуры, как ретрансляторы их идей в массы. Уже в  нулевых сформировалось несколько иерархий в классе «успешных» людей. Свет стал более закрытым и непроницаемым для новичков и, особенно, маргиналов.

И хорошие манеры появились тогда же...


Сформировались постепенно. У всех - жизнь непростая, хочется порою оттянуться, но хорошие манеры сдерживают. Это фаза самоорганизации личности. Хорошие манеры - та узда, которая не позволяет человеку превращаться в животное.

Эволюция произошла в статусах рублевских жен первого созыва: от певиц, дизайнеров, галеристов дошли до литературы и благотворительности. Новые светские развлечения и досуговые схемы появились?


Все, как всегда: дети, уход за собой, путешествия, искусство. Особо успешного бизнеса не вспомню, но у всех есть какое-то занятие.

«У девушки не должно быть работы, у нее должно быть занятие. Но пока оно не приносит денег – это хобби»...

Всем приятно чем-то заниматься, но когда ты обеспечен, все остальное проходит мимо. Человека заставляет работать голод. Да и вообще, нельзя стать хорошим писателем, потому что ты чья-то жена. Та же Робски, например, талантлива.

А вас что заставило начать писать?

Скука. Есть периоды, когда хочется делать что-то еще. Конечно, у меня много работы, но журнал – это система. Если правильно все отладил, у тебя появляется немного свободного времени. А я ненавижу безделье. Вот и стал потихоньку писать детективы. Детектив позволяет отвлечься не только читателю, но и автору тоже. Это страшно увлекательно, своего рода математическая задача.

Николай, у вас и журнал, и вы довольно давно ведете свой блог. Много блоггеров и журналистов стали писать книги. Не кажется ли вам, что книга – это следующий шаг в потребности и привычке писать?

Если бы это было так, применительно ко мне, я бы писал романы. Роман –сложная литературная задача. Меня привлекает именно детектив.

Истории про тех самых «успешных» из тусовки. Но это - не для них, а для тех, кто хочет прикоснуться к другой жизни.

Практически все классические детективы написаны о сильных, богатых и красивых. Убийство простых смертных, сколь оно ни трагично, – это бытовуха. А преступление в детективах – всегда изысканное действо, своего рода шедевр. Таковы условности жанра. Кстати, нам внушали, что большая русская литература - про «маленького человека». Ничего подобного! Она всегда была про больших людей, про искушение силой и властью. У Льва Толстого маленький человек присутствует только в виде «мяса». Об этом, помните, думает князь Андрей Болконский. У Достоевского образ Раскольникова – это образ сильной большой личности. Он - воплощение героя своего времени. Сверхчеловек без принципов. Очень скоро такие люди придут к власти в России, Германии, Испании и Италии. Федор Михайлович предвидел рождение тоталитарных режимов.

А ваш журнал, помимо того, что раздражает лентяев, стимулирует формированию стремлений и амбиций...

Я вообще считаю, что человек должен стремиться к самораскрытию, самовыражению и самосовершенствованию. Мы можем прожить жизнь, как животные. Современное общество позволяет нам просуществовать тихо, незаметно и вполне себе чинно. Но мне всегда казалось, что в человеке заложены огромные творческие возможности и, если есть шанс быть больше, чем особью человеческого рода, – надо стремиться быть им. Тот же Гагарин мог ведь остаться литейщиком, делать всю жизнь какие-нибудь заборы, но начитался «Детей капитана Гранта», Циолковского и записался в аэроклуб. И, в конце концов, осуществил свою мечту.

Беседовали Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".