Статья
793 14 апреля 2010 9:38

Медведев: Из ВТО сделали морковку

РФ рассчитывает на поддержку США в вопросах вступления в ВТО, заявил президент России Дмитрий Медведев, выступая в Брукингском институте в Вашингтоне.

Дмитрий Медведев сказал: «Мы хотим вступить в ВТО, только это нужно сделать быстро». Он отметил, что президент США Барак Обама пообещал в прошлом году, что будет способствовать продвижению этого вопроса.

Глава государства уточнил: «Но, к сожалению, пока результата нет. Поэтому мы очень рассчитываем на поддержку, чтобы форсировать вступление России в ВТО», подчеркнув, что это не противоречит планам РФ по Таможенному союзу, пишет деловая газета «Взгляд».

«Эти процедуры вполне можно гармонизировать, и от этого выиграют все», - сказал российский лидер.

«Я считаю, что мы давным-давно должны были быть во Всемирной торговой организации, потому что мы стоим на ее пороге уже дольше, чем другие экономики, даже такие крупные, как китайская», - заявил президент РФ.

«Если говорить прямо, то мне представляется, что вопрос о вступлении России в ВТО очень сильно политизирован», - сказал глава государства. По его словам, из ВТО «сделали морковку, которую подвесили перед носом России».

Медведев заключил: «Говорят: вы вот ведите себя прилично, и тогда мы примем вас в ВТО. Но это ведь неверно, ведь от того, что Россия будет в ВТО, выиграет не только Россия, но и мировая экономика».

Комментарии экспертов

История вхождения РФ в ВТО имеет многолетний, достаточно сложный характер. Прежде всего, это связано с серьёзными группами влияния, которые выступали против этого процесса - причём как внешними, так и внутренними.

Что касается внутренних групп влияния, то согласно переговорам, которые были зафиксированы в 2006-2007 годах, основными лоббистами вступления были металлурги. Им было выгодно вступление за счёт того, что им удавалось торпедировать антидемпинговые расследования - один из основных инструментов ограничения российского экспорта на американский рынок.

Против выступали представители ряда отраслей. Прежде всего, речь идёт о страховом секторе, который предполагалось открыть для иностранного вхождения, о представителях финансовых рынков, потребительского сектора (речь идёт прежде всего о рознице). Понятно, что им было крайне сложно соперничать с крупными иностранными компаниями с большими финансовыми ресурсами, финансовым плечом. И для некоторых из них это означало либо продажу, либо уход с рынка, как, например, для страховых компаний.

Кроме того, в достаточно сложной ситуации были сельхозпроизводители. Дело в том, что согласно требованиям партнёрам, предлагалось сокращать субсидии, на что российские компании были не готовы, тем более что это общемировая практика, особенно в достаточно сильных сельскохозяйственных экономиках. Поэтому российские компании этого не хотели.

Помимо внутренних противоречий, были субъективные внешние действия. Во-первых, очень сложные переговоры были с США. Дело в том, что Вашингтон пытался использовать переговоры, как рычаг политического давления на Москву, и решить вопрос удалось сравнительно недавно. Кроме того, ЕС активно использовал этот рычаг для того, чтобы РФ подписала энергетическую хартию, чтобы мы сократили субсидии для сельхозпроизводителей. В качестве требований выдвигались также различные политические требования, которые никакого отношения к экономике не имели. Всё это существенно усложняло вступление. Наконец, когда были согласованы практически все направления с нашей группой, появились требования Польши по мясу, требования Грузии, Прибалтийский стран. Всё это осложняло вступление.

Наконец, серьёзно отсрочило этот процесс создание Таможенного союза. Изначально предполагалось, что мы будем вступать совместно. Ситуацию использовали наши партнёры, прежде всего Белоруссия, обещавшая застопорить проект, если не будет выделено финансирование Минску. Однако в дальнейшем было принято решение вступить последовательно, и после этого ситуация ускорилась.

Что касается нынешней ситуации. РФ согласовала примерно 90%-95%. Это означает, что фактически все вопросы с группой переговорщиков обсуждены, и общие договорённости получены. В принципе, не хватает только общего доведения некоторых моментов. Плюс, необходима конференция ВТО, только на которой возможно вступление. То есть, в принципе, сам процесс может занять полгода-год или, может, полтора года, в зависимости от политической воли наших партнёров.

Другое дело, что на фоне экономического кризиса ни одна страна в полном объёме не исполняет требования ВТО. Поэтому РФ будет вступать на достаточно комфортных условиях - как отмечал президент РФ, без дополнительных требования. В том случае, прежде всего если американские партнёры дадут зелёный свет и активизируют этот процесс (в принципе, он выгоден Вашингтону в том плане, что это существенно повысит активность российских компаний, сумеет составить конкуренцию китайским, которые активизировали деятельность на американском направлении), Москва сможет осуществить вступление во второй половине 2010 года. Если же это сделано не будет, то вступление будет продолжаться крайне долго.

Плюс ко всему, вступление будет последовательным, то есть сначала вступит РФ, потом вступит Казахстан, у которого согласовано примерно 60%-65%, и в последнюю очередь будет вступать Белоруссия, у которой очень серьёзные проблемы с согласованием - там процесс начался относительно недавно и продвинулся крайне недалеко.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".