Статья
1292 24 ноября 2010 13:42

Медведев: Оппозиция деградирует

Президент России Дмитрий Медведев считает, что «политические реформы не должны приводить к хаосу и параличу демократических институтов. Я об этом неоднократно говорил: они должны укреплять демократию, а не разрушать её».

«Поэтому в своей статье "Россия, вперёд!", которую я в прошлом году написал, я определил метод и стиль этих реформ: реформы должны быть постепенными, но неуклонными», - отметил Медведев в своем видеоблоге.

По его мнению, в российской политической жизни стали проявляться «симптомы застоя».

«Не секрет, что с определённого периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации. А такой застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе – она деградирует и становится маргинальной», - сказал президент РФ.

«Поэтому возникла необходимость поднять уровень политической конкуренции», - добавил Медведев.

«Мы хотим сделать нашу политическую систему просто более справедливой. Более гибкой, более динамичной, более открытой к обновлению и развитию. Она должна пользоваться большим доверием наших избирателей», - отметил Дмитрий Медведев.

Президент России отметил, что работа по совершенствованию российской демократии продолжается.

«Политическая система должна быть устроена так, чтобы были хорошо слышны и учитывались мнения всех, в том числе и самых малых социальных групп. А в идеале - чтобы был слышен голос даже одного человека», - заявил он.

Он отметил, что «в течение двух последних лет мы поэтапно реализуем программу преобразования российской политической системы».

По его словам, главная задача любой демократии - повысить качество народного представительства.

«Сегодня могу сказать, что за прошедшие два года мы постепенно, но в то же время неуклонно продвигались к этой цели. И, как мне представляется, мы прилично продвинулись», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Президент РФ также отметил, что «в 2009 году вступили в силу законы, которые обеспечивали серьёзную корректировку многопартийной и избирательной системы в общенациональном масштабе, на федеральном уровне. В текущем году аналогичные преобразования были распространены и на уровень субъектов Федерации».

«Первое, что мы сделали. Мы минимизировали риски манипуляций в ходе выборов. В ходе выборов недопустимы никакие махинации, мы это понимаем. Для этого упорядочены процедуры досрочного голосования и использования открепительных удостоверений (об этом мне неоднократно говорили представители наших оппозиционных партий): за такие [незаконные] действия с открепительными удостоверениями введено уголовное наказание. Именно здесь были самые грубые нарушения», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Также он отметил, что снижена роль человеческого фактора при подсчёте голосов на выборах. «Уже в этом году электронными устройствами будут обеспечены приблизительно пять процентов участков. Это дорогая затея: к 2012 году этот показатель составит 15 процентов, а к 2015 - 100 процентов, но это сделает нашу избирательную систему современной. И эти деньги стоят того, что мы предпринимаем. Надеюсь, все налогоплательщики это оценят», - сказал Медведев.

«Партии, которые имеют большинство в региональных парламентах, получили исключительное право предложить президенту кандидатуры на посты губернаторов, то есть руководителей областей, краёв, республик», - заявил российский лидер.

Президент РФ также отметил, что изменились и принципы представительства регионов в Совете Федерации. «Теперь членом верхней палаты может стать только депутат, который избран в региональные органы власти и местного самоуправления. То есть членом верхней палаты нашего парламента, Совета Федерации, будет человек, который поддержан в ходе выборов местными жителями, он им известен, они знают его и, с другой стороны, он знает об их нуждах, об их проблемах», - сказал он.

«Политическая система, я надеюсь, довольно значительно в результате этих изменений скорректирована. Она, и в этом я абсолютно уверен, стала более открытой и более гибкой. В конечном счёте, и более справедливой», - подытожил Дмитрий Медведев.

Подводя итог, президент России сказал: «Мы не стоим на месте, мы идем вперед».

 

Комментарии экспертов

Характеризуя развитие политической системы страны, Президент отметил несколько очень важных аспектов. Безусловно, Медведев прав - развитие конкуренции сегодня имеет чрезвычайно важное значение. От нее зависит не только развитие, но и в среднесрочной перспективе даже выживание многих политических игроков и крупных политических институтов. И в этой связи, следует обратить внимание на проблемы оппозиции. Недаром глава государства, характеризуя нынешнее состояние нашей оппозиции, употребил термин "деградация".

Дело в том, что сегодня политический процесс для них окончательно опошлился и превратился в банальный торг. Оппозиция занимается выторговыванием для себя преференций и расширением возможностей для критики. И с одной стороны это хорошо. А с другой - этот увлекательный, но в общем пустой процесс не ведет к конкуренции идей и к ощутимым результатам. Надо признать, что многие предлагаемые механизмы конкуренции не ведут к улучшению важнейших институтов, и в конечном счете к улучшению качества нашей политики (в том числе политики в отдельных сферах государственного управления). Они просто перераспределяют (причем не всегда эффективно) политический, административный и медийный ресурс. Но остается вопрос - в чем цель такого перераспределения? Усиливать конкуренцию ради конкуренции? Разве такого рода процесс ведет к улучшению жизни граждан или даже просто к расширению возможности для гражданина выбирать свое будущее более эффективно? Нет. Проблема в том, что оппозиция сейчас  не предлагает  конкурентоспособный идеологический продукт. Оппозиция предлагает ослабить правящую партию в то время, когда избирателю это не важно - ведь он в итоге устает от всех партий. Избиратель хотел бы в большей степени слышать новые идеи, а не подсчитывать доли процента полученные мироновыми, жириновскими и зюгановыми.

По-моему, задачей нынешнего этапа развития политической системы является не простое увеличение возможностей для конкуренции партий между собой, а расширение их полномочий для влияния на исполнительную власть. Партии должны иметь четкое представление о "призе" в политической борьбе. Возможно, необходимо вести речь о том, чтобы победившие партии предлагали не только руководителей исполнительной власти (начиная от федерального уровня и до уровня регионального), но и конкретных министров в правительствах и иные кандидатуры для занятия должностей в рамках исполнительной власти. Тогда и конкуренция между партиями и, самое важное, их ответственность перед гражданами и друг перед другом будут возрастать.

Говоря о стагнации, на мой взгляд, президент имел в виду, что политические партии сегодня часто не поспевают за общественными настроениями, запаздывают. Это запаздывание касается и правящей партии, и партий оппозиционных. Конечно, они должны более динамично действовать, более адекватно и более энергично реагировать на запросы общества и отдельных социальных групп.

Роль «Единой России» в меняющихся условия остается неизменной в том смысле, что она и аккумулирует мнение большинства, преобразовывая его в политику, и выступает основой национальной модернизаторской коалиции, и проводит модернизаторский курс.

В этом смысле она никак не может рассматриваться как застойная структура, другое дело, что это большой организм и иногда кровь застаивается в его отдельных членах и частях, и нужно эту кровь гонять. Это постоянная и необходимая работа.

Роль «Единой России» в политическом процессе в отношении мнения большинства и в проведении курса модернизации уникальна  и неизменна.

Оппозиция действительно является очень слабой. Она никак не может выбраться из 90-х годов, никак не может сформировать четкий взгляд на будущее. Это главная проблема оппозиции, которая стоит на повестке дня. У каждой партии, у ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ свои проблемы и провалы. Они демонстрируют стойкую неспособность создать какую-нибудь стабильную коалицию, объединение.

У каждой оппозиционной группировки свои причины для того, чтобы быть слабыми. Для того чтобы оппозиция стала сильной, она, прежде всего, должна более эффективно работать. Избиратели уже не верят ни коммунистам, которые провалились, причем провал их заключался не только в том, что они проиграли на выборах, но от того, что они не проявили достаточно воли в борьбе за власть. Также избиратели не верят уже и Жириновскому - шоу-мену, и «Справедливой России». Поэтому оппозиции просто надо начинать работать.

На определенном этапе, когда после разрухи 90-х годов необходима была стабилизация в политической системе, ее важнейшей составляющей была тенденция на консолидацию элит, консолидацию власти. Это происходило на фоне наличия более чем трех десятков партий. Выбор, который якобы присутствовал, на самом деле отсутствовал, поскольку все эти партии никого не представляли и по сути дела были карманными партиями олигархов либо клубами по интересам.

Консолидация власти происходила параллельно с партизацией страны – сокращения числа партий объективно должно было усилить эти партии. Однако в реальности получилось так, что мы до сих пор существуем в полуторапартийной системе, где есть правящая партия  - «Единая Россия», более менее адекватная  - КПРФ, а остальные партии как представляли собой клубы по интересам или карманные структуры, так и остаются ими.  Попытка вырастить из «Справедливой России»  адекватную партия не удалась. И в этом заключается большая проблема – власть уже не может выращивать сама партии – да и вообще было бы странно, если бы власть стала сама выращивать себе конкурентов.

Безусловно, здесь нужны дополнительные стимулы для партийного развития,  они принимались в течении последних двух лет и о них рассказал Дмитрий Анатолиевич Медведев. Эти стимулы на законодательном уровне уже приняты, действуют и необходимо воплотить их в жизнь. А чтобы воплотить их в жизнь и реализовать сейчас, грядет новый избирательный цикл. В ходе этого цикла мы сможем увидеть насколько предложенные инициативы послужили для развития нашей партийной системы, для демократизации общества. Насильно мил не будешь, это важно понимать и поэтому нельзя создать дееспособную партию конкурента самому себе – эта партия должна создаться самостоятельно.

Застойные явления в партийной жизни, безусловно, проявляются. Многим нравится жить по старинке, то есть, иметь одну партию – наследие Советского Союза, пользоваться ностальгией электората, как это практикует КПРФ, не развиваясь при этом, или быть на содержании у олигархов – и не представляют собой реальную оппозицию, как это например происходит сейчас со «Справедливой Россией» – партией, которая последовательно деградирует.

Что касается дальнейших изменений в политсистеме, то крупных инноваций ожидать не стоит – все инновации уже приняты и важно заставить  их работать.

Действительно, за последние годы интеллектуально оппозиционные силы достаточно сильно сдали. Связано это в значительной степени с тем, что, в общем-то, они застыли в некой повестке дня, которая имеет безусловный смысл, однако далека от реальных проблем, которые стоят перед страной. Оппозиция думает только о том, как выйти из этой сложной ситуации, но пока ничего, кроме общественного политического диалога предложить не может.

Откровенно говоря, усиление любой политической силы состоит из двух частей. С одной стороны - из интеллектуального усиления тех людей, которые составляют политическую силу, а с другой стороны – из электоральной поддержки, то есть поддержки тех или иных идей со стороны граждан. Собственно говоря, это является главным критерием существования политической силы.

Заявление президента абсолютно понятно. В современном демократическом обществе конкуренция - это неотъемлемое условие развития. Отсутствие конкуренции - угроза. В этой связи в прошлом своем Послании президент обратил особое внимание на модернизацию политической системы. А затем внес ряд законопроектов, которые дали дополнительные возможности оппозиционным партиям. Это и равный доступ к СМИ, и права фракций для малых партий, и снижение порога численности, и многое другое.

Мы, «Единая Россия», эти инициативы поддержали, хотя это ставит именно нас в более жесткие условия. Для нас оппозиция не враги, это другое мнение. Чем выше качество критики, тем выше эффективность принимаемых властью решений. Надеемся, оппозиция услышала и правильно понимает этот сигнал.

Мы со своей стороны идем вперед, становимся более открытыми, чтобы наша позиция была понятна каждому гражданину страны. Считаем, что только это и есть залог политического успеха.

Политика - это не игра в поддавки. Это борьба. И мы, как и прежде, будем бороться за голос каждого.

То, что президент деликатно называет застоем - это такая политическая ситуация, когда избиратели, да и остальные партии рассуждают примерно так: «что ни делай, победит сильнейший, кого назовут» - «а кто сильнейший?» - «А кого назовут, тот и сильнейший». Подобный скепсис и апатия проникают в плоть и кровь политического и гражданского общества, а это действительно очень опасная вещь. И тут главное дело – выработать некую технологию, которая отодвигала бы нас от этой опасности и снижала риск политической стагнации.

Оказалось, что у власти есть и политическая воля, и некоторые технологии, которые она применяет. В результате мы действительно получаем некоторое политическое движение и даже иную картину. Буквально на последних двух региональных выборах действительно можно наблюдать политическое оживление. Я за свои слова отвечаю, как и президент, разумеется.

Откуда я все это знаю –  вместе с политологом Дмитрием Орловым и правозащитником Александром Бродом вхожу сопредседателем в общественный совет «Честный выбор», и за это время совершил достаточное количество поездок, командировок, видеомостов, чтобы понять и посмотреть изнутри, что там на самом деле происходит. 

 Я должен сказать следующее. Первое – угнетающей монополии одной партии (в данном случае «Единой России») теперь мы не наблюдаем, хотя порой это бывало и мы знаем примеры, когда эта история зашкаливала. На мой взгляд, это помогло и самой партии на местах – они стали более поджарыми, быстрее бегают, быстрее принимают решения. 

 В связи с посланиями, которые транслирует власть, они как правящая партия нашли очень грамотную тактику. Они не слишком много занимаются политическими заявлениями, определенным политиканством, а больше напирают на то, что раз уж мы правящие, раз уж мы ответственные, так будем ответственны за нормальную повседневную жизнь людей - за хорошую дорогу, за детишек (чтобы был детский сад, например).
 
Они стали действовать таким образом, и это вызвало повышенную активность их конкурентов, потому что это очень серьезное поле, его не победишь просто так какой-то болтовней. Хоть все столбы заклей агитационными листовками, но если кто-то ассоциирует столбы с тем, что это электричество, условно говоря,  провела «Единая Россия», то на столбах все равно, что написано - а партия сделала что-то хорошее. Ставка на лозунг «партия дел» – эта ставка сработала.
Теперь о голосе меньшинств, о том, что президент говорит: «надо, чтобы голос каждого был услышан». Раньше ты мог сидеть, вздыхать и говорить – «административный ресурс, все огородили, мне негде, я вот кричу, бьюсь – а все равно никто не слышит, двери закрыты».  Хорошо, двери приоткрылись, административный ресурс отодвинут, ослаблен – ну давай, демонстрируй, представляй программу, чтобы за тебя проголосовали, говори внятно, прекрати истерику, истерика уже неуместна – тебе и количество подписей снизили, и то, и се, и пятое и десятое – выдвигай нормальную программу, борись! 

Последние региональные выборы показывают, что то, о чем президент говорит, это не мечты, а на самом деле при желании это можно увидеть своими глазами, и это очень важная вещь.
 

Дмитрий Медведев ставит важные вопросы развития нашей политической системы. Он положительно охарактеризовал те изменения, которые были достигнуты в последние два года. Это, в первую очередь, фактическое снижение для малых партий до 5% барьера прохождения в Государственную Думу и вопросы, связанные с назначением губернаторов по предложению партии, набравшей большинство в регионе.

Хочу напомнить, что все эти предложения президента России были поддержаны в Государственной Думе партией «Единая Россия». Усилия Партии направлены именно на создание условий для роста политической конкуренции.

Важный упрек в выступлении президента прозвучал в адрес оппозиции, которая не в состоянии сегодня всерьез претендовать на завоевание большинства, на серьезные победы, и в силу этого деградируют и маргинализуются.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".