Статья
1 Ноября 2011 14:08

Медведев посетил Барнаул

Поездка президента России Дмитрия Медведева в Барнаул оказалась весьма насыщенной.

Глава государства побывал в Алтайском государственном университете, где встретился со студентами на одной из учебных лекции и выступил на Четвертом всероссийском студенческом форуме, проходившем в стенах этого учебного заведения.

Затем Дмитрию Медведеву, возглавившему список «Единой России» на выборах в Госдуму, предстояло встретиться с активом партии.

Темы встреч в Барнауле были разные, но в целом они охватывали широкий круг вопросов, который волнует сегодня общество.

Как известно, президент довольно часто встречается с молодежью, обсуждает проблемы образования. В этот раз студенты спрашивали Дмитрия Медведева о том, можно ли закрепить в трудовых договорах возможность возвращения на работу после службы в армии.

«Над этим можно подумать. Можно было бы предложить идею, когда при трудоустройстве этот вопрос оговаривается», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент подчеркнул, что трудовые контракты можно заключать на различных условиях. «Можно в трудовом договоре установить правила, чтобы после окончании службы гарантировалось возвращение на работу», - предложил Дмитрий Медведев.

При этом он отметил, что эти вопросы нужно решать не на законодательном уровне, а, «скорее, в трудовом контракте, чтобы молодой специалист мог потребовать вписать в договор в качестве одного из условий». «Это более оптимальная схема. Здесь можно еще подумать», - добавил президент.

Дмитрию Медведеву был задан также вопрос по поводу льготного проезда для студентов,  возможно ли пересмотреть период действия скидок при проезде студентов железнодорожным, авиа- и автомобильным транспортом, поскольку, в частности, на настоящее время льготы распространяются только с 1 сентября по 31 мая на пригородные поезда. «Студенты не самые богатые. И на железнодорожный транспорт, и на водный, и на автомобильный, и даже на воздушный хорошо бы, чтобы скидки были», - сказал Дмитрий Медведев, добавив, что льготы закладываются в федеральный бюджет.

Он добавил, что можно было бы подумать о расширении перечня льгот, но для этого необходимо найти источники. Глава государства подчеркнул, что на федеральном уровне эти источники не беспредельны и нужно искать их в том числе в регионах.

«Мы изучим ваши предложения. Нужно договориться с бизнесом», - сказал губернатор Алтайского края Александр Карлин, отвечая на вопрос президента, возможно ли предоставить скидки на автомобильные перевозки для студентов.В то же время Дмитрий Медведев уточнил, что скидки не обязательно могут быть стопроцентными.

На заседании студенческого форума президент поднял тему финансирования высшего образования. Глава государства полагает, что у университетов должны быть и другие источники финансирования, кроме государства.

«Государственное финансирование университетов будет всегда, в ряде случаев это государственное финансирование не только у нас, но и в других странах доходит до 80-90%, но должны быть и альтернативные источники», - заявил Дмитрий Медведев.

В том числе, по его словам, должны быть обязательно фонды целевого капитала и малые предприятия, которые работают при университетах. Глава государства подчеркнул, что вопрос создания в каждом университете фонда целевого капитала является очень важным. «Не беда, что он у вас не будет размером с фонд Гарварда или Йельского университета. Надо с чего-то начинать. Я вообще считаю, что желание помочь своему любимому учебному заведению - это благородное чувство», - сказал президент.

Вернулся глава государства и к такой теме как волонтерство. Он сообщил, что даст поручение подготовить более современное законодательство в области волонтерства.  «Добровольчество или волонтерство, действительно, - это такая форма общественной жизни, которая предполагает неравнодушие людей, занимающихся ею, но в то же время мне кажется, государству нужно обратить более пристальное внимание на это общественное явление», - заявил Дмитрий Медведев.

Тема волонтерства, добавил глава государства, для России новая. В прежние времена, по его словам, добровольчество было, по сути, принудительным. «Мы добровольно-принудительно ходили на демонстрации, показывая свое отношение к стране, к руководству, демонстрировали свои политические предпочтения», - сказал Дмитрий Медведев.

Сегодня отношение к волонтерству иное, и если нет соответственного внутреннего ощущения, «то можно никуда не ходить и ничего не делать, потому что пинками все равно никого не заставить».

Вместе с тем он подчеркнул, что если есть желание, то его можно реализовывать в разных сферах. «К жизни может быть два отношения: первое отношение простое и достаточно распространенное, и его можно наблюдать везде, и в очереди в магазине, и в социальных сетях, и где хотите - "немедленно сделайте нам это и это", "вы ничего не можете нам предложить", "мы ничего не можем сделать, наша жизнь скучная и мы не понимаем, как будем жить в этом государстве"», - сказал Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что такая позиция была всегда, в том числе и в советские времена. Вторая же позиция заключается в том, что люди понимают, что могут и хотят что-то менять. Такие люди, если им что-то не нравится, добавил президент, понимают, что именно они должны менять положение дел.

«Вот я считаю, что только те, кто занимает такую позицию, смогут добиться жизненного успеха», - сказал президент.

На встрече с активом «Единой России» речь шла уже о роли партии в жизни страны. Дмитрий Медведев выразил надежду, что «Единая Россия» сохранит свои лидирующие позиции и после выборов в Госдуму.

При этом, по словам Медведева, «Единой России» лидерство нужно «не ради лидерства, а для того, чтобы проводить преобразования, проводить модернизацию нашей страны, экономики, социальной сферы».

«Партия "Единая Россия", как правящая партия, должна быть обязательно партией конкретных реальных дел. У оппозиции всегда удобная ситуация - критиковать всегда легче. А тот, кто взял на себя ответственность, ему значительно труднее, потому что это нужно воплощать в практической жизни, и, во-вторых, потому, что ты становишься объектом для критики - и конструктивной, и абсолютно оголтелой», - сказал Медведев.

Выступая перед единороссами, президент подверг критике российскую бюрократическую систему, которая остается, по его словам, «одной из самых отсталых и тяжелых в мире».

«Это резко снижает наш инвестиционный потенциал», - отметил глава государства.

 «Мы же понимаем, зачем административные барьеры вводятся: для того, чтобы продемонстрировать свою значимость и получить взятку. О каждом таком случае необходимо сообщать в правоохранительные органы. Только в этом случае можно выдавить это явление из нашей жизни», - убежден глава государства.

Дмитрий Медведев напомнил о своей позиции по разграничению полномочий центра и регионов. «Я сейчас дал поручение правительству, и у нас два вице-премьера занимаются вопросами децентрализации полномочий», - сообщил президент.

Как отметил глава государства, «нам нужно определиться, что передавать в регионы» в рамках децентрализации.

«И, во-вторых, действительно, по целому ряду хозяйственных полномочий определиться, где оканчивается федеральная компетенция и начинается компетенция региональная. Чтобы федеральная власть не подменяла региональную», - добавил Медведев.

«Но это всегда тонкий момент, по которому нужно договариваться», - подчеркнул он.

Обратил внимание президент и на ряд социальных вопросов. Один из наиболее острых - жилье. «Жилищная проблема будет в ближайшие годы главной проблемой нашей страны. Жилищную проблему у нас в стране можно решить, только в случае, если у нас будет в целом нормальная макроэкономическая ситуация», - заявил глава государства.

Как отметил президент, снизить ставку по ипотечным кредитам с 11% до 5% хотя бы для бюджетников для государства сложно. «Это какое государство выдержит? Этим же никто не занимается, кроме нас - никто так не субсидирует кредитную ставку, как мы, но проблема в том, что мы субсидируем ставку с уровня в 11%, потому что у нас инфляция такая», - подчеркнул Медведев.

Президент отметил, что в случае снижения инфляции и размер кредитной ставки станет меньше. «Задача придерживаться макроэкономических параметров остается одной из самых важных. Сделаем инфляцию такой, как в странах ЕС или в Китае - процентов пять, кредитная ставка у нас будет другой», - пояснил Медведев.

Вторая социальная проблема - дефицит специалистов на селе. Дмитрий Медведев пообещал продолжить программы, стимулирующие их работать на селе. Однако он предостерег от проявлений иждивенческих настроений.

«Очень хорошо, что на Алтае есть стимулирующие программы. Если человек остается работать в городе, то у него есть множество возможностей, а если на селе-то он себя лишает большинства благ. Применительно к селу решение вопроса жилья я считаю правильным», - заявил Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия» в Барнауле.

По словам главы государства, в первую очередь он имеет в виду обеспечение жильем аграриев, учителей и врачей.

Высказал свою позицию президент и по такой теме как защита здоровья, а именно  борьба с алкоголизмом. Дмитрий Медведев считает, что нельзя возвращаться к опыту «сухого закона», однако эти вопросы можно решать запретами на региональном уровне. 

Говорили на активе и о проблемах малой авиации, что особнно актуально для отдаленных населенных пунктов.  В частности, Дмитрий Медведев считает, что малую авиацию в России возможно возродить в течение десяти лет.

«Малая авиация - тема полностью убитая. Малая авиация деградировала и развалилась, что можно, наверное, было бы еще пережить в центральной части Европы, но абсолютно невозможно пережить в такой стране, как Россия», - сказал Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия» в Барнауле.

По его словам, в России около 28 тысяч населенных пунктов, куда можно добраться только на самолете или вертолете. «По сути, это означает, что до них добраться невозможно, кроме нерегулярных рейсов, которые осуществляются на старой технике», - констатировал Медведев.

Глава государства напомнил, что соответствующее поручение правительству было дано, и на это необходимо планировать средства. «За один год не решим, но лет за 10, я считаю, что мы можем эту проблему полностью закрыть, если сегодня начнем», - сказал Дмитрий Медведев.

Комментарии экспертов
<p>Что касается программы по развитию села, здесь пока результаты локальны. Нужно время для того, чтобы мы увидели действительно какие-то сдвиги. В первую очередь это касается миграционных тенденций. Программа направлена на то, чтобы предотвратить отток населения из сельской местности, который наблюдается не год, не два, а достаточно долгое время. И здесь стимулы абсолютно логичные – это и жилищные программы, и кредитование, и гарантии трудоустройства. Именно это молодым специалистам очень нужно. И это хорошие стимулы, которые, на мой взгляд, очень перспективны. Что касается сегодняшнего дня, то, например, в Краснодарском крае ситуация уже стала лучше. Уже наблюдаются положительные изменения. В Белгородской области достаточно неплохо в целом сельское хозяйство себя чувствует и в миграционном аспекте тоже. В этих областях, пожалуй, результаты наиболее показательны, в других пока есть сложности.</p>
<p>Если говорить об обеспечении жильем таких незащищенных категорий как дети-сироты, о чем говорил Медведев, то проблема эта очень серьезная. Очень часто такие дети становятся объектами мошенничества, различных злоупотреблений со стороны как чиновников, разного уровня, так и преступных различных групп, которые зачастую направлены на эту категорию как наименее защищенную. Как правило, такие люди не имеют достаточно информации о своих правах, не умеют их защищать.</p>
<p>В частности, с этим работают и уполномоченные по правам ребенка в регионах, которые в последнее время очень активизировались. И это очень хорошо, потому что действительно их работа востребована. На самом деле - это комплексная проблема, и акцент, который сделал президент, вполне справедлив. Социальная проблематика на повестке дня остается, и из всех социальных вопросов те, которые связаны с наиболее уязвимыми категориями населения, требуют особого внимания.</p>
<p>На самом деле, если касается дело каких-то затратных решений, которые требуют существенных бюджетных расходов, например, решение проблемы для детей-сирот – региональные власти зачастую не готовы в полной мере всю ответственность брать на себя. Они ссылаются на недостаток бюджетных средств, за счет которых могли бы эти расходы быть осуществлены. Или недостаточно жилищного фонда в их распоряжении. Такие объяснения очень часто можно услышать. <br />
Что касается сельского хозяйства, то в данном случае региональные интересы проявляются более явно и здесь местные власти заинтересованы в том, чтобы привлекать туда квалифицированных специалистов, поэтому и активности в этом направлении больше.</p>
<p>Последние 20 лет малой авиации уделялось крайне малое внимание, большая часть маршрутов просто исчезла. Те маршруты, которые имеются, - не регулярны, сократилась  их частота. И сейчас соответственно малая авиации находится в коллапсе. В принципе, если есть на то государственная воля, то можно, действительно, возродить систему. Напомню, что в принципе система малой авиации в СССР  была  впервые создана в конце 30-х годов, в послевоенные годы произошел спад, но 50-е годы  она была опять восстановлена.   И это была  вполне развитая система.</p>
<p>Если говорить о дне сегодняшнем, то надо понимать, что подавляющее  большинство этих направлений, о которых шла речь,   будет планово убыточными. Люди в этих поселках нуждаются в авиасообщениях, разумеется, но они никогда не смогут платить за билеты по установленным   ценам. И даже если они и смогут платить, в любом случае, стоимость современной техники для малой авиации столь высока, что нужно установить приемлемый срок окупаемости.</p>
<p>Поэтому, если мы говорим о регулярных полетах малой авиации, то  надо понимать что здесь, необходимо именно государственное финансирование определенных маршрутов, просто с целью того, чтобы поддерживать лизинг и развитие отдаленных регионов.</p>
<p>Само возрождение малой авиации может состояться только в условиях государственной поддержки, поскольку большинство компаний, которые занимаются местными перевозками, они, как правило, очень маленькие  и  бедные. То есть сейчас есть, например, компания, которая эксплуатирует  несколько самолетов  Ан-2 советской разработки. Им где-то нужно найти деньги, чтобы заменить эти Ан-2 на новые самолеты, каждый из которых стоит в среднем по миллиону долларов. Естественно, таких денег у них не предвидится, и это возможно только в случае образования каких-то крупных, государственных контролируемых  властями авиаотрядов. В принципе, я считаю, что этот шаг необходим. Просто  с учетом особенностей нашей страны, здесь нельзя все отдавать на волю рынков.</p>
<p>Что касается отечественных разработок,  недавно был представлен двухмоторный самолет «Рысачок». Вначале  он создавался как учебный самолет для обучения гражданской авиации, но он в принципе, может использоваться и как малый пассажирский самолет. Кроме того есть, скажем так, контролируемые Россией зарубежные предприятия.  Например, это касается производства самолетов L-410 в Чехии. Это очень знакомый нашей  гражданской  авиации самолет, поскольку в советских авиаотрядов он эксплуатировался много лет, и сейчас  опять возобновили его выпуск.</p>
<p>Есть другие иностранные образцы, и возможно развертывание их производства в России. То есть решения есть. Действительно, можно развернуть  серийное производство машин  нашей разработки.  Пока это будет осуществляться, можно покупать какие-то иностранные.</p>
<p>В принципе, это то же самое, что делалось у нас в  гражданской авиации в советское время. Закупались иностранные машины, пока развивалось отечественное производство.</p>
<p>Думаю, 10 лет, за которые рассчитывают восстановить малую авиацию  -  срок вполне реальный. В принципе, при  наличии государственной воли за 10 лет можно восстановить, и я бы сказал, без  особой нагрузки на бюджет. Кроме того здесь надо учесть, что это не только дело федерального бюджета.</p>
<p>Есть края и области (тот же Красноярский край, который  очень остро сталкивается с проблемой  таких перевозок), которые достаточно богаты, чтобы поучаствовать в этом деле. Но так или иначе государство обязано принимать активное участие.<br />
 </p>
<p>Тема волонтеров и дружинников достаточно активно обсуждается последнее время в обществе. Я абсолютно убежден в том, что граждане России делают это по зову сердца, души, без всяких указаний сверху. Они занимаются общественной деятельностью, помогают людям, создают разные общественные организации, объединения, которые достаточно активно занимаются всякими социальными и правовыми вопросами, потому что в этом направлении видят решение накопившихся проблем.</p>
<p>Таким людям нужна поддержка. Что касается законодательства, его надо реформировать, чтобы статус волонтера был закреплен. Это оградит волонтеров от различного рода проблем. Человек, например, проявляет свою гражданскую позицию, неравнодушен к каким-то проблемам, но он порой тоже незащищен. Все-таки государственная машина более мощная в этой части. Поэтому, я думаю, что абсолютно правильно и справедливо, если будет принят закон, где будет четко урегулировано правовое положение таких граждан.</p>
<p>Что касается дружинников – тема тоже актуальная. У нас есть опыт работы дружинников в Советском Союзе. И опять же не хотелось наступать на те же самые грабли. В любом случае, все-таки граждане не всегда могут правильно оценить ту или иную ситуацию, или ложившуюся обстановку, особенно, когда это стихийно происходит.</p>
<p>Я считаю, что мы можем говорить о дружинниках как таковых, но в то же время эти люди должны не только проявлять свою гражданскую позицию или свой взгляд на какие-то проблемы правопорядка, но должны быть подготовлены. Нужны какие-то курсы, обучениям азам правоведения, предварительная подготовка дружинников. Чтобы не было так, что человек вроде бы и дружинник и пресекает какое-нибудь правонарушение, но в то же время он может оказаться на скамье подсудимых за нарушение прав других людей. </p>
<p>Относительно обращения в правоохранительные органы о каждой попытке бюрократии ввести дополнительные административные барьеры, нужно сказать, что это механизм сложный. Бюрократы для этого и существуют, чтобы создавать те или иные проблемы для человека, который добивается справедливости. Сегодня действующее законодательство позволяет писать жалобы на действия должностных лиц, госслужащих, гражданских служащих. Но давайте просто посмотрим на эту проблему с другой стороны. Прием таких жалоб и их рассмотрение тоже очень много вопросов вызывают у населения.</p>
<p>У нас забюрократизирована не только система правоохранительная, а очень много структур. Мы дошли до того, что у нас без бумажки нельзя выйти на улицу. То есть везде у нас настолько логистика сложная, настолько она громоздкая, что простому человеку понять и разобраться во всем этом практически невозможно. Это создает определенные спекуляции для нерадивых бюрократов, которые затягивают сроки рассмотрения жалоб. Поэтому, чтобы избежать этих спекуляций, безусловно, нужно направить сейчас силу на разбюрократизирование этой системы. То есть нужно уменьшить так называемые «бегунки» с одного окна в другое, от одного чиновника - к другому. Это создает определенное раздражение в обществе и недоверие граждан к власти. Даже если власть принимает абсолютно правильные и здравые решения, когда человек прошел длиннющий путь по коридорам, у него возникает единственное : «Не верю». Просто «не верю», как по Станиславскому. И как раз это надо менять, избавлять людей от бюрократии.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".