Статья
19 Декабря 2008 0:01

Медведев в Казахстане

Дмитрий Медведев совершает визит в Казахстан, где проходит неформальный саммит глав СНГ. В центре внимания – вопросы безопасности в СНГ и антикризисная повестка дня.

Россия и Казахстан согласовали план совместных действий на 2009-2010 годы, включающий в себя меры по совместному преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса. План включает в себя 40 мероприятий в по сотрудничеству в различных отраслях, включая топливно-энергетическую и военно-техническую сферы и освоение космоса. Также было принято решение завершить в апреле все формальные процедуры подготовки таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также выступил за усиление сотрудничества в рамках ОДКБ: упоминая нападение Грузии на Южную Осетию, он предложил ввести санкции за нарушение договоров о ненападении и призвал к созданию объединённых вооружённых сил организации.

Россия предложила странам СНГ представить их согласованную позицию на предстоящем в апреле антикризисном саммите G20 в Лондоне.

В неформальном саммите глав государств СНГ участвуют президенты России, Казахстана, Армении, Киргизии, России и Таджикистана. Саммит продлится до 21 декабря.

Комментарии экспертов
<p class="MsoNormal">Неформальный саммит СНГ в Казахстане проходит на фоне нескольких взаимосвязанных процессов. Главный вопрос на повестке дня – безопасность. Акцент на этом аспекте сделан не случайно, поскольку большинство стран Содружества расположены в т.н. конфликтных зонах и вынуждены порой самостоятельно противодействовать попыткам исламизации и наркотрафику. Россия в этой связи крайне заинтересована в том, чтобы повысить собственную значимость в деле борьбы с главными международными угрозами. Дмитрий Медведев, вполне возможно, вновь поднимет вопрос о необходимости разработки Договора о европейской безопасности, тем более что ранее этот проект не получил одобрения на саммите ОБСЕ. И, по всей видимости, придать вес документу российская сторона рассчитывает как раз за счет постсоветских элит.</p>
<p class="MsoNormal">Немаловажная проблема – отсутствие на саммите ОДКБ делегации Узбекистана. В прессе появились информационные вбросы о том, что такой шаг Ташкента – предвестник скорого выхода республики из Организации. Пока от узбекской стороны не поступило соответствующей информации и можно предположить, что Ташкент в условиях роста напряженности на узбекско-афганской границе на такую радикальную меру пока не пойдет.</p>
<p class="MsoNormal">Высокое внимание, которое Россия уделяет взаимоотношениям с Казахстаном, не случайно. Дмитрий Медведев совершает уже третий визит в эту страну за прошедшие семь месяцев своего президентства. Казахстан - одна из наиболее динамично развивающихся стран СНГ, приобретающая с течением времени всё больший вес на пространстве как среднеазиатского и каспийского региона, так и на всём постсоветском пространстве. Это обстоятельство и стало причиной проведения неформального саммита СНГ именно здесь. Россия активно взаимодействует с Казахстаном не только в экономической (в частности, в энергетической отрасли), но и в военной сфере. Казахстан является одним из наиболее значимых партнёров России по ОДКБ.</p>
<p class="MsoNormal">Предстоящий визит Дмитрия Медведева и в целом саммит СНГ пройдут под знаком особого внимания к теме безопасности. Этот акцент не случаен – южная часть Евразии от Ирака до Афганистана неизбежно столкнётся с новым витком дестабилизации. США перемещают зону основного «напора» своих вооружённых сил из Ирака в Афганистан. Произошли чудовищные террористические акты в Индии. Дестабилизируется ситуация в Пакистане, не снимается с повестки дня возможность военного удара США или Израиля по Ирану. В этих условиях безопасность азиатской части СНГ становится очень актуальной и жизненно важной задачей. Это не декларация – на территории СНГ есть собственные очаги дестабилизации. Напомню, что «революция тюльпанов» началась с волнений в киргизской части Ферганской долины. Революция в Киргизстане, вопреки первоначальным опасениям, не привела к установлению антироссийского или иного неконструктивного режима, подобного режиму Саакашвили – но речь не об этом, а о самом (и никем не оспариваемом) факте наличия потенциальных очагов нестабильности на территории среднеазиатских республик СНГ. Это означает, что в новых условиях государства Средней Азии должны уделить особое внимание борьбе с терроризмом, наркотрафиком, незаконной торговлей оружием, исключить основания для влияния на свою внутреннюю политику внешних экстремистских сил.</p>
<p class="MsoNormal">Возрастание угроз для СНГ должно стать не основанием для паники, а поводом для максимального ускорения интеграции. Взаимоотношения внутри СНГ, к сожалению, слишком завязаны на экономику, в особенности на взаимодействие в области энергетики. Это очень хорошо и полезно, но перечень областей сотрудничества необходимо расширять, при этом изменяя философию интеграции. На первое место должна стать геополитическая и ценностная мотивация, необходимо возрождение политического мышления и целеполагания. Такая смена приоритетов пойдёт лишь на пользу интересам всех стран, в том числе, и в энергетической области. Надеюсь, что в условиях глобальной дестабилизации и мирового финансового кризиса лидеры СНГ смогут начать переход к новому интеграционному мышлению. Будет хорошо, если пословица «не было бы счастья, но несчастье помогло» здесь сработает. В противном случае лидерам государств СНГ уже в ближайшем будущем придётся столкнуться с рядом проблем, которые не смогут быть решены усилиями только одной страны, которые будут угрожать стабильности их собственного политического положения.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".