Статья
39 19 Декабря 2008 0:01

Медведев в Казахстане

Дмитрий Медведев совершает визит в Казахстан, где проходит неформальный саммит глав СНГ. В центре внимания – вопросы безопасности в СНГ и антикризисная повестка дня.

Россия и Казахстан согласовали план совместных действий на 2009-2010 годы, включающий в себя меры по совместному преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса. План включает в себя 40 мероприятий в по сотрудничеству в различных отраслях, включая топливно-энергетическую и военно-техническую сферы и освоение космоса. Также было принято решение завершить в апреле все формальные процедуры подготовки таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также выступил за усиление сотрудничества в рамках ОДКБ: упоминая нападение Грузии на Южную Осетию, он предложил ввести санкции за нарушение договоров о ненападении и призвал к созданию объединённых вооружённых сил организации.

Россия предложила странам СНГ представить их согласованную позицию на предстоящем в апреле антикризисном саммите G20 в Лондоне.

В неформальном саммите глав государств СНГ участвуют президенты России, Казахстана, Армении, Киргизии, России и Таджикистана. Саммит продлится до 21 декабря.

Комментарии экспертов

Неформальный саммит СНГ в Казахстане проходит на фоне нескольких взаимосвязанных процессов. Главный вопрос на повестке дня – безопасность. Акцент на этом аспекте сделан не случайно, поскольку большинство стран Содружества расположены в т.н. конфликтных зонах и вынуждены порой самостоятельно противодействовать попыткам исламизации и наркотрафику. Россия в этой связи крайне заинтересована в том, чтобы повысить собственную значимость в деле борьбы с главными международными угрозами. Дмитрий Медведев, вполне возможно, вновь поднимет вопрос о необходимости разработки Договора о европейской безопасности, тем более что ранее этот проект не получил одобрения на саммите ОБСЕ. И, по всей видимости, придать вес документу российская сторона рассчитывает как раз за счет постсоветских элит.

Немаловажная проблема – отсутствие на саммите ОДКБ делегации Узбекистана. В прессе появились информационные вбросы о том, что такой шаг Ташкента – предвестник скорого выхода республики из Организации. Пока от узбекской стороны не поступило соответствующей информации и можно предположить, что Ташкент в условиях роста напряженности на узбекско-афганской границе на такую радикальную меру пока не пойдет.

Высокое внимание, которое Россия уделяет взаимоотношениям с Казахстаном, не случайно. Дмитрий Медведев совершает уже третий визит в эту страну за прошедшие семь месяцев своего президентства. Казахстан - одна из наиболее динамично развивающихся стран СНГ, приобретающая с течением времени всё больший вес на пространстве как среднеазиатского и каспийского региона, так и на всём постсоветском пространстве. Это обстоятельство и стало причиной проведения неформального саммита СНГ именно здесь. Россия активно взаимодействует с Казахстаном не только в экономической (в частности, в энергетической отрасли), но и в военной сфере. Казахстан является одним из наиболее значимых партнёров России по ОДКБ.

Предстоящий визит Дмитрия Медведева и в целом саммит СНГ пройдут под знаком особого внимания к теме безопасности. Этот акцент не случаен – южная часть Евразии от Ирака до Афганистана неизбежно столкнётся с новым витком дестабилизации. США перемещают зону основного «напора» своих вооружённых сил из Ирака в Афганистан. Произошли чудовищные террористические акты в Индии. Дестабилизируется ситуация в Пакистане, не снимается с повестки дня возможность военного удара США или Израиля по Ирану. В этих условиях безопасность азиатской части СНГ становится очень актуальной и жизненно важной задачей. Это не декларация – на территории СНГ есть собственные очаги дестабилизации. Напомню, что «революция тюльпанов» началась с волнений в киргизской части Ферганской долины. Революция в Киргизстане, вопреки первоначальным опасениям, не привела к установлению антироссийского или иного неконструктивного режима, подобного режиму Саакашвили – но речь не об этом, а о самом (и никем не оспариваемом) факте наличия потенциальных очагов нестабильности на территории среднеазиатских республик СНГ. Это означает, что в новых условиях государства Средней Азии должны уделить особое внимание борьбе с терроризмом, наркотрафиком, незаконной торговлей оружием, исключить основания для влияния на свою внутреннюю политику внешних экстремистских сил.

Возрастание угроз для СНГ должно стать не основанием для паники, а поводом для максимального ускорения интеграции. Взаимоотношения внутри СНГ, к сожалению, слишком завязаны на экономику, в особенности на взаимодействие в области энергетики. Это очень хорошо и полезно, но перечень областей сотрудничества необходимо расширять, при этом изменяя философию интеграции. На первое место должна стать геополитическая и ценностная мотивация, необходимо возрождение политического мышления и целеполагания. Такая смена приоритетов пойдёт лишь на пользу интересам всех стран, в том числе, и в энергетической области. Надеюсь, что в условиях глобальной дестабилизации и мирового финансового кризиса лидеры СНГ смогут начать переход к новому интеграционному мышлению. Будет хорошо, если пословица «не было бы счастья, но несчастье помогло» здесь сработает. В противном случае лидерам государств СНГ уже в ближайшем будущем придётся столкнуться с рядом проблем, которые не смогут быть решены усилиями только одной страны, которые будут угрожать стабильности их собственного политического положения.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".