Статья
1331 16 января 2012 13:43

Медведев внёс в Госдуму законопроект о выборах губернаторов

Президент РФ Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий введение прямых выборов губернаторов.

Баллотироваться в главы региона можно будет как от партии, так и в порядке самовыдвижения, говорится в пояснительной записке к документу, опубликованной на сайте Кремля.

В законопроекте отмечается, что выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом РФ.

В документе говорится, что в случае принятия федерального закона, предусматривающего освобождение политических партий от сбора подписей избирателей, им не потребуется собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов на должность губернатора. Что касается самовыдвиженцев в губернаторы, то им необходимо будет собрать подписи избирателей в количестве, определяемом законом субъекта Федерации.

Законопроект предусматривает возможность увольнения избранного губернатора в связи с утратой доверия президента. Президент сможет увольнять губернаторов в случае выявления фактов коррупции или при «неурегулировании конфликтов интересов».

Проект закона также предусматривает возможность отзыва губернатора «в случае нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ либо неоднократного без уважительных причин неисполнения своих обязанностей».

Кроме того, процедура отзыва главы региона может проводится по инициативе населения. Для этого предлагается проводить референдум. В соответствии с законопроектом, инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее, чем по истечении одного года со дня вступления губернатора в должность. В законопроекте отмечается, что голосование по отзыву назначается «при наличии оснований отзыва и необходимого количества подписей избирателей».

Напомним, что глава государства пообещал внести в Госдуму законопроект о возвращении прямых выборов губернаторов 22 декабря, во время выступления с посланием Федеральному Собранию

Комментарии экспертов

Сейчас вполне своевременно появление этого законопроекта, поскольку перед выборами есть потребность в том, чтобы показать, что федеральная власть готова пойти навстречу общественному мнению.  Выборы в Госдуму и в региональные заксобрания 4 декабря показали, что довольно-таки значительными остаются протестные настроения. Во многом они связаны с тем, что население недовольно работой местной власти (региональной  и муниципальной). Поэтому сейчас очень востребована инициатива, которая показывает, что центр готов услышать общественное мнение и готов пойти навстречу этим настроениям. 

Такие шаги направлены, в том числе, и на то, чтобы стабилизировать политическую ситуацию и снизить вероятность внесистемного электорального поведения, вот такого голосования, скажем, резко протестного, которое в некоторых регионах имело место на прошедших выборах, чтобы в будущем подобные негативные моменты минимизировать. Поэтому сейчас такой законопроект востребован вполне. В эту же тенденцию вписывается высказывание Путина о том, что необходимо совершенствовать систему оценку региональной власти и больше учитывать мнение населения. Те критерии, которые существуют сейчас, хоть их очень много, не вполне адекватно отражают реальную картину. В будущем будет больше учитываться мнение людей о том, как работает тот или иной губернатор. 

Что касается региональных властей, то, конечно, они сейчас оказываются в непростой ситуации определенного вызова. Им придется более наглядно, очевидно, подтверждать свою эффективность, свою способность решать назревшие проблемы. Сейчас уже не получится обойтись одними отчетами в Москву о том, что настолько-то вырос показатель заработной платы, настолько снизилась безработица и настолько-то прочая статистика положительная. Статистика была положительная в большинстве регионов, как показывали отчеты, а вот популярность губернаторов далеко неоднородна. 

По данным опросов, которые проводились, в регионах картина очень разная. Скажем, если вспомнить ушедшего в отставку губернатора Михальчука, то только 16% населения одобряли его деятельность. Хотя по статистики и в этом регионе некоторые положительные изменения социально-экономические были. Так что статистика не вполне универсальна. Главам регионов придется более открыто идти на диалог с общественностью, больше прислушиваться к тем проблемам, которые есть. Задача по мониторингу общественных настроений, которая, в общем-то, стояла перед губернаторами и раньше, сейчас выходит на первый план.  Где-то такая работа  проводилась качественно, и многие губернаторы имеют реальную картину того, как население себе представляет местную исполнительную власть, что от нее ждет. Но не во всех случаях это так. В дальнейшем, я думаю, что на региональном уровне эта работа будет активизирована.

Если говорить о выборности губернаторов, что предусматривает законопроект, думаю, что все-таки выдвижение от партий на сегодняшний день - это главный канал. Мы не может исключать появление каких-то ярких политиков-самовыдвиженцев, но как показывает практика, такие случаи, все-таки редки. Поэтому, наверное, это можно рассматривать как исключение. Все-таки от партий большинство кандидатов будет выдвигаться, как мне кажется. Президент будет иметь, по-прежнему, большое влияние на процесс принятия кадровых решений и отстранения от должности, насколько мы можем сейчас увидеть по законопроекту. При этом еще раз подчеркну, что  уровень доверия губернатору становиться крайне значимым показателем.

Это будет способствовать более эффективной, более ответственной работе исполнительной власти на местах.

Одна из главных целей этого шага - показать, что центр прислушивается к мнению людей и готов не только прислушиваться, но и делать конкретные шаги навстречу тем настроениям, которые есть. Поэтому, в общем-то, политическая активность должна перейти в системное русло. Я не думаю, что есть потенциал сегодня для всплеска каких-то протестных акций в регионах. Скорее всего, более спокойной станет ситуация, более стабильной, в общем-то, это именно то, в чем федеральная власть сегодня заинтересована. 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".