Комментарий
1582 16 февраля 2011 9:30

Мэр плюс

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Инспектируя состояние столичного здравоохранения, Владимир Путин как бы экспромтом предложил московскому мэру Сергею Собянину «возглавить» московскую региональную организацию «Единой России».  Имеет ли это предложение только локальный характер, или за ним маячит перспектива серьезной структурной перестройки партии?

На встречный вопрос о том, с чего бы такому вопросу возникнуть, отвечу цитатой из Устав «Единой России»:

«13.5. Руководство региональным отделением Партии осуществляют руководящие органы регионального отделения - Конференция регионального отделения, Региональный политический совет и Президиум Регионального политического совета».

Это означает, что на региональном уровне у единороссов действует принцип коллегиального руководства, а позиция «руководителя» пока что формально не предусмотрена. Есть, правда, позиция «секретаря президиума политсовета» и «руководителя исполкома». Но эти должности, во-первых, заняты (Еленой Паниной и Виктором Селиверстовым соответственно), а во-вторых - совсем не те, чтобы соответствовать духу (а не букве!) сделанного Путиным предложения.

А «дух», судя по всему таков, что Путин видит в Собянине фигуру, на региональном уровне сопоставимую с ним самим как председателем партии. И если это действительно так, то, в конечном счете, даже не важно, как предложение будет оформлено конкретно: в рамках ли нынешнего Устава (тогда Собянин будет называться «секретарем политсовета») или после его корректировки (тогда, видимо, появится пост регионального «председателя»). Суть дела в том, что создается прецедент, который может иметь значимые политические последствия.

Сегодняшняя ситуация такова, что отношения «губернаторов» с соответствующими региональными отделениями «Единой России» весьма неоднозначны. Хотя во всех случаях они формально являются выдвиженцами единороссов, поскольку последние контролируют региональные парламенты, формат продуктивного взаимодействия между ними отнюдь не отработан. Тут много импровизации, а значит, не исключены трения и даже конфликты. Все становится проще, если глава исполнительной власти субъекта федерации возглавляет региональное отделение партии.

И все становится интереснее, если пример Собянина будет тиражирован в остальных российских регионах.

Впрочем, чего загадывать? Тем более, что эти рассуждения имеют смысл лишь в отдаленной перспективе. А краткосрочная перспектива ясна и понятна - декабрьские выборы в Государственную Думу. Если рассматривать предложение Путина именно сквозь эту призму, то тут видится несколько резонов.

Во-первых, позиционирование Собянина в качестве главного единоросса Москвы  позволит использовать его позитивный имидж  эффективного и перспективного политика в предстоящей жесткой конкурентной борьбе с коммунистами, жириновцами, эсерами и либералами. В постлужковский период это особенно важно, поскольку на всех предыдущих выборах именно личностный фактор оказывал определяющее воздействие на поведение московского электората.

Во-вторых,  политический стиль Собянина таков, что повторения скандала, сотрясшего всю политическую систему после выборов в Мосгордуму в октябре 2009 года, можно не опасаться. Прогнозируемая уже сейчас победа единороссов в Москве будет достигнута в ходе действительно конкурентных, свободных и честных выборов.

А если так, то, в-третьих, будет заложена легитимная стартовая площадка для выхода на президентские выборы в марте следующего года. Они - особые хотя бы потому, что следующий глава государства избирается уже не на 4, а на 6 лет. И очень важно, чтобы эта конституционная новация получила благоприятный фон. И - внутренний. И - внешний. Что модернизации как стратегическому направлению внутренней и внешней политики значимо поспособствует.

Что для нас всех - несомненный плюс.

Леонид Поляков, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".