Статья
1804 20 апреля 2015 10:13

Между двух огней

В 2005 году на круглом столе в украинском интернет-издании «Обозреватель» я высказал идею о возможности на выборах 2006 года вообще вывести «за рамки» оппозицию.

Для этого надо было свести выборы к соревнованию «лучшего против хорошего» (БЮТ против «Нашей Украины»), исключив из актуального информационного поля ПР, КПУ и др. подобные силы. Помню, это вызвало большой интерес у «независимых» СМИ, поскольку соответствовало и планам «оранжевой» власти, и способу действий Виктора Ющенко.

В 2014 году я ничего такого не писал, да и справились без меня. Система была настроена таким образом, чтобы в Раду попала только «коалиция Майдана». Никого лишнего там не оказалось.

Субъект

А что же «Оппозиционный блок», спросит пытливый читатель?

Увы, я пытливого читателя разочарую. ОБ совершенно полностью вписывается в эту схему. Просто речь идет об одной из партий майдана. Более того, если уж говорить начистоту, то у вождей ОБ (прежде всего — у бывшего главы АП Левочкина) гораздо больше заслуг в победе майдана, чем у его формальных лидеров и тем более у Порошенко.

Другое дело, что, по расхожей фразе, «благодарность — собачья болезнь» включение ОБ в число парламентских партий было призвано решать сугубо практические проблемы как стратегического, так и технологического порядка.

В стратегическом плане ОБ дает легальную возможность включения в постмайданную политическую жизнь олигархическим группам, близким к Януковичу, но отказавшимся от него в 2013 году. В первую очередь это группы Фирташа и Ахметова.

В технологическом плане населению юго-востока была предоставлена возможность голосовать за нечто «оппозиционное», и даже говорящее на привычном для него политическом языке, но при этом — совершенно «майданное» по сути. За счет этого был повышен уровень легитимности нового парламента и всей постмайданной конструкции в целом. В случае если бы такая уступка не была сделана, явка на выборах наверняка составила бы менее 50%: официальная явка — 52% (совершенно откровенно нарисованная, но, тем не менее, закрепленная документально), а ОБ получил 4% от общего числа избирателей (с учетом, разумеется, Крыма и народных республик Донбасса).

TASS_9072817.jpg

Справедливости ради надо сказать, что ОБ довольно натурально изображает роль оппозиции — выступает с соответствующими лозунгами, критикует правительство и т.п. При этом ОБ наносит вполне реальный идеологический ущерб нынешнему киевскому режиму, демонстрируя наличие в стране иной, чем государственная, идеологии, при том — довольно популярной. Впрочем, украинское государство при всех своих недостатках далеко не тоталитарное. Правильнее было бы его назвать террористическим вариантом управляемой демократии.

Существенным моментом, подтверждающим оппозиционный статус ОБ, является непринятие парламентом закона об оппозиции, который на протяжении ряда лет отстаивали представители нынешней власти и который согласован с Венецианской комиссией.

Формальным основанием для непринятия закона депутатами считается то, что им может воспользоваться ОБ, который большинство не считают оппозицией (Юрий Луценко: «фракция Блока Петра Порошенко не признает ватно-теневое правительство как украинскую оппозицию. Мы рассматриваем их только как отряд недобитков предыдущего преступного режима»). На самом же деле большинство не хочет терять места в комитетах и руководстве парламента, которые надо будет уступить ОБ, а руководство страны опасается, что правами оппозиции воспользуется Юлия Тимошенко, которая ближе к выборам вполне может выйти из коалиции.

Результаты выборов 2014 года

Прошлогодние выборы проходили в, мягко говоря, нервозной обстановке. Админресурс совершенно откровенно работал против ОБ. Например, в некоторых округах Днепропетровской области были участки, где бюллетени вообще не считали. Более того, несмотря на, казалось бы, полный контроль над ходом выборов, были выявлены и преданы огласке фальсификации в 30 и 38 округах Днепропетровской области, 50, 59 и 60 округах Донецкой области (т.е. там, где контроль над выборами осуществляла команда Коломойского).

Читайте также Ставка на хаос

Как правило, кандидаты от центристских партий получают все же больше голосов, чем их партийные проекты на тех же территориях. Однако в данном случае эта логика действует не всегда. Во-первых, кандидаты от ОБ в округах были в основном слабые (сильных боялись выпускать, разумно полагая, что их «завалят» административно).

Во-вторых, ОБ оказалась чуть ли не единственной на этих выборах «идеологической» партией, потому в отношении нее действовал, скорее, «казус КПУ», для которой нормальной является ситуация существенного превышения числа голосов, поданных за партию, над результатом мажоритарщика. Впрочем, там, где ОБ выдвинул действительно сильных кандидатов, они все же получили немного больше голосов. Например, в днепропетровском округе №26 Наталья Власова получила 25% голосов, а ОБ — 21% (при 24% по области).

ОБvk.com1.jpg

Однако, как это обычно бывает в таких случаях, фальсификации касались в основном одномандатных округов. По пропорциональной составляющей в масштабах страны осуществлялся вброс с целью повышения явки и улучшения результатов президентской партии.

Всего ОБ получил несколько менее 1,5 млн голосов, что составило около 9,5% (против 6,1 млн — 30% у ПР в 2012 году). При этом ОБ опередил Радикальную партию и «Батькивщину».

В Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской (!) и Запорожской областях ОБ занял первое место с результатом от 38,7 до 22,2% (что, правда, существенно меньше, чем в 2012-м — 65 и 41% соответственно). В Одесской и Николаевской областях партия была на втором месте, в Херсонской — на третьем, а в других регионах — не выше, чем на 6-м.

Два представителя ОБ стали депутатами в одномандатных округах (в Донецкой и Луганской областях), что можно считать существенным успехом (напомним, что в 2012 году Компартия, получившая 13%, не повела в парламент ни одного депутата-мажоритарщика). При этом надо отметить, что в Донецкой и Луганской областях в основном избирались самовыдвиженцы из числа бывших регионалов, а от партий коалиции депутатом стал только один представитель БПП.

Надо учесть, что ОБ оказался между двух огней. С одной стороны, основная масса избирателей, которые пришли на выборы, были все же сторонниками если не новой власти, то по крайней мере сторонниками стабилизации на новой основе. С другой стороны, основная масса оппозиционно настроенных избирателей вообще идти на выборы не собиралась.

Особенности ситуации накануне местных выборов

Насколько можно понять, сейчас относительно местных выборов действует несколько факторов, результат взаимодействия которых пока не определен.

Во-первых, определенная и довольно влиятельная группа в окружении Петра Порошенко делает ставку на сотрудничество с «Оппозиционным блоком». Рассматривались даже возможности создания большинства с участием ОБ.

В нынешнем составе парламента это, пожалуй, невозможно. Но если: а) других вариантов переформатирования коалиции под нового, «технического» премьера сформировать не удастся; б) режим перемирия будет продолжаться; в) ОБ выберет себе новое, нейтральное название; то возникают перспективы проведения досрочных парламентских выборов одновременно с местными. Учитывая недовольство населения политикой правительства, результаты выборов будут в пользу тех партий, которые не несут с собой негатива.

Порошенко останавливает, пожалуй, то, что БПП таки несет с собой негатив, и что в оппозиции обязательно окажется «Батькивщина».

Кстати, в ряде областей новые администрации будут относиться к ОБ совсем не так, как на парламентских выборах. Причем сами — без влияния Киева. У того же Днепропетровского губернатора будет выбор — бороться против ОБ и получить негативно настроенный облсовет или сотрудничать и не получить.

Читайте также Украинский парламент рискует стать националистическим на все 100%

Во-вторых, более чем актуальным остается вопрос децентрализации. Предлагаемый Порошенко вариант децентрализации оставляет очень много прав у представителей центральной власти.

Именно поэтому местные выборы не только на юго-востоке, но и вообще по всей стране будут проходить очень нехорошо для БПП. Потому что вопрос федерализации Украины давно уже перезрел, причем носителями этой идеи в особо активной форме являются как раз ее категорические (на словах) противники. Именно ОБ-то будет весьма умеренным… И вот тут для киевской пропаганды произойдет «разрыв шаблона», поскольку представлять критику президентского проекта на Галичине (и отсутствие оной в Луганской области) в виде «сепаратизма» и «происков Кремля» будет очень сложно.

В-третьих, на всякий случай, есть механизм «укорота» ОБ — закон о военном положении. В случае если предстоящие результаты местных выборов будут совсем уж плохими (а они, судя по результатам парламентских выборов, такими будут), всегда можно ввести в некоторых регионах военное положение и не показать, что «единая страна» существует только в фантазиях киевской власти. Логично предположить, что ОБ такой ситуации убоится и пойдет на компромисс, тем более что с точки зрения логики военное положение надо вводить или на территории всей страны вообще, или только там, где есть «агрессия» (а это — от двух до десяти областей, составляющих электоральную базу ОБ).

А на случай, если выборы-таки пройдут, а уже потом окажется, что местные советы неуправляемы, есть закон о военно-гражданских администрациях. Ввести АТО никогда не поздно — его еще 2-9 мая могут ввести, причем по большинству областей. 

Резюме

Пока Порошенко не решил, что делать с ОБ во время местных выборов. 

Провести выборы — означает получить весьма значительные фракции (а может, и большинство) в большом количестве советов на юго-востоке. 

Причем предсказать поведение людей я, например, не возьмусь. Обычно на местных выборах низкая явка (поскольку низка мотивация). Но если мотивом будет показать дулю Киеву? Явка может оказаться сравнимой с парламентской… Причем придут в основном оппозиционеры. В таком случае ОБ получит процентов на десять больше, чем на парламентских выборах. А это — большинство не только в Донецком и Луганском, но и в Харьковском и Днепропетровском облсоветах…

Читайте также Сокращение Рады

Не провести выборы (под предлогом военного положения) — значит, очень серьезно подставиться внешнеполитически. Минские соглашения требуют договариваться в ДНР и ЛНР. А если Киев не пожелает договариваться с Харьковом (и Львовом!)? Сомневаюсь, кстати, что это будет иметь формальные последствия (в виде санкций). Все будет хуже (для Порошенко). 

Логично было бы договориться о создании коалиций с БПП (на что в ОБ с радостью согласятся) и «Самопомощью» (которая существенно продвинется на восток). Однако это создает кризис в Раде…

В общем, возможности ОБ повлиять на результаты местных выборов подталкивают Порошенко к проведению досрочных выборов Рады. Новая Рада не факт, что будет его поддерживать (фактор Тимошенко). Очень хочется ввести ВП по всей стране, что противоречит и указаниям «Вашингтонского обкома», и стилю самого Порошенко.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора

Фото: Оппозиционный блок, Виктор Драчев/ ТАСС
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".