Комментарий
21 Апреля 2010 21:40

Между Кремлем и Канном

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>«Утомленные солнцем-2» едут в Канн? Ну, конечно же. «Утомленные солнцем-2» идут в Кремле? Разумеется. Между Кремлем и Канном есть только две инстанции: профессиональная критика и широкая публика. Вторая - фильма еще не видела, тогда как первая пребывает в недоумении, то здесь, то там перерастающем в негодование и/или в гомерический хохот. Оценки колеблются в диапазоне от «ужас-ужас» (Михаил Трофименков на сайте «Фонтанка.ру», Андрей Архангельский во «Взгляде») до просто «ужас» (Роман Волобуев в «Афише»); одинокий женский голос Татьяны Москвиной («Аргументы недели»), восторженно нарекшей Никиту Михалкова «русским Вагнером», тонет в гулком мужском хоре; «партия и правительство» еще не высказались, но кто ж их по нынешним временам послушается; сам Никита Сергеевич меж тем собирает (вне)очередной съезд кинематографистов в Белых Столбах – на братана и на психов посмотреть – и целеустремленно совмещает дату его начала со всероссийской премьерой «УС-2». И только шутка, вытекающая из самой этой аббревиатуры, получилась, по-видимому, нечаянно. <br />
<br />
По меньшей мере, первых «Утомленных солнцем» никто Усом не называл. А тут все словно сговорившись: УС-2 да УС-2… УС-1 – это, понятно, Сталин (в свежеиспеченном претенденте на Большую пальмовую ветвь – в исполнении Максима Суханова), тогда как УС-2 – сам Никита Сергеевич (он же комдив и зека Котов) со своими жестко артикулированными претензиями на личную диктатуру в отечественном кинематографе. Далеко не сегодня и даже не вчера сложился в рядах киношников и примыкающих к ним киноведов и жесткий фронт антимихалковцев, героически выдающих себя за антисталинцев (со Сталиным бы они так боролись, причем при его жизни, – у иных мэтров еще вполне имелась такая биографическая возможность, - ну, или хотя бы с Брежневым). Разнося новую картину Михалкова по кочкам, многие критики отдельно оговаривают: речь идет об «УС-2» и только о них, а вовсе не о проигранных битвах за Киноцентр, Дом Кино и за распределение бюджетного финансирования, - и я им верю, но фон остается фоном… То есть «УС-2» разругали бы в любом случае, разругали бы, окажись они хоть шедевром, - точно так же, как, отбирая эту картину на Каннский фестивали, менее всего думали о ее качестве. <br />
<br />
Понимает это (и про картину, и про Канн) и сам Никита Сергеевич. Он уже давно живет, работает и творит под девизом: «Пусть будет плохо тому, кто об этом плохо подумает!» Отсюда, наряду со многим прочим, и голая задница немецкого летчика в рецензируемом фильме; причем это явно образ двойного назначения: с одной стороны, я вас имел, имею и иметь буду, говорит своим оппонентам Михалков; а с другой, а полюбуйтесь-ка вы на меня, ребята, и в этом ракурсе, внушает он им же. Какое это имеет отношение к войне (хоть к реальной, хоть к превращенной, по слову Москвиной, в вагнеровскую оперу), сказать трудно, – а вот в кинематографической сваре это сильный, хотя и неоднозначный ход: вроде изгнания Марлена Хуциева из ВГИКа, Даниила Дондурея с журналом «Искусство кино» – из помещения, Виктора Матизена – из Союза кинематографистов или – буквально вчерашний пример – демонстративного отказа Лидии Масловой («Коммерсант») в аккредитации на премьерный показ. Вроде назойливого шмеля, которого в «УС-2», презрительно поморщившись, сдувает (с усов, разумеется) комдив Котов. <br />
<br />
«УС-2» снимали чуть ли не пятнадцать лет, а монтировали, судя по всему, совсем недавно. Монтировали, посмотрев «Бесславных ублюдков» и попав под гипнотическое очарование этой – в каком-то смысле ничуть не менее вопиющей – картины. Начинали, вдохновляясь (по собственному признанию Михалкова) «Спасением рядового Райна», а заканчивали – припав к амбивалентному источнику Квентина Тарантино. А в результате то, что поначалу было задумано как народная, военная, семейная, патриотическая, православная и, не в последнюю очередь, антисталинская мистерия, превратилось если не в черную комедию как таковую, то в черную комедию по преимуществу. В черную комическую оперу, если воспользоваться уточняющей подсказкой Москвиной. В цыганскую плясовую резню бензопилой на музыку Вагнера. <br />
<br />
То есть это, разумеется, ужас-ужас – но ужас-ужас, нечаянно попавший в общемировой тренд (траги)комического кино о войне. Как в Кремле, не знаю, но в Канне – не без шансов. И пусть будет плохо тому, кто об этом плохо подумает!<br />
 </p>
25 Апреля 2016 Украина и Донбасс
На Украине запретили российские сериалы
 На Украине запретили российские сериалы На Украине запрещен показ еще 34 российских фильмов. Такое решение приняло Госагентство по вопросам кино. Перечень вышеупомянутых фильмов был обнародован на сайте ведомства.
22 Апреля 2016 Украина и Донбасс
ОБСЕ нашла на Украине цензуру
 ОБСЕ нашла на Украине цензуру Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала цензурой запрет властей Украины на показ российских фильмов, снятых после 1 января 2014 года. Под ограничение попадали как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
21 Апреля 2016 Украина и Донбасс
Украинские власти запретили российские фильмы
 Украинские власти запретили российские фильмы Жители Украины не смогут увидеть в эфире местных телеканалов российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Под запрет попадают как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".