Статья
1797 18 мая 2010 0:00

Международный день музеев

18 мая отмечается Международный день музеев. Праздник был учрежден 33 года назад,18 мая 1977 года, на Генеральной конференции Международного совета музеев (ICOM). Было принято решение ежегодно отмечать профессиональный праздник хранителей общечеловеческой культуры и национальных ценностей.

В России музеи имеют многовековую историю. Хранилища культуры цивилизации начали создаваться еще в ХV веке в ризницах церквей, соборов и монастырей. В ХVI-ХVII вв. художественные произведения собирали образованные бояре – Б.Годунов, Ф.Милославский, В.Голицын, А.Матвеев. В 1719 году открылся первый русский публичный музей – Кунсткамера в Петербурге.

Современный музейный фонд России насчитывает более 40 млн единиц хранения. Сейчас в стране более 2 тысяч музеев, которые ежегодно посещают около 70 млн человек.

Просветительство по-прежнему остается одной из главных задач музеев. В поле их зрения попадают все: дети, пожилые люди, инвалиды. Для них составляются специальные программы. Привлечь зрителей – цель акции «Ночь музеев». Эта идея родилась во Франции, и ее быстро подхватили во многих странах. Посетителей привлекает необычная атмосфера. К тому же музеи в это время устраивают в своих залах концерты, перформансы и даже спектакли.

В этом году «Ночь музеев» пришлась на 15 мая. Этот праздник так полюбился россиянам, что организаторы уже заявляют, что из-за большого потока людей вход в музеи, участвующие в акции, может стать платным.

Число желающих посетить бесплатно музеи в 2009 году составило около 600 тыс. человек, и зачастую охрана просто не справлялась с потоком людей.

Правительство Москвы выступило с инициативой продлевать работу музеев до 21:00-22:00 раз в неделю для того, чтобы больше людей могли их посетить. В столице в этом году в акции приняли участие 111 музеев.

По информации ИТАР-ТАСС Интерфакс, телеканала Культура.

 

Комментарии экспертов

Ситуация такая, что у нас с советского времени осталось около 2000 художественных музеев (я не беру музеи истории, краеведческие музеи и прочее). Это очень много. Фактически это та советская инфраструктура, которая сегодня практически не работает. В лучшем случае они выполняют одну из функций - это функция хранилища. По этому поводу тоже есть много претензий. Известно, что была проверка, и около 30 тысяч единиц хранения музейных экспонатов было каким-то образом утеряно по стране. Но в целом они выполняют эту функцию. Никакой другой они почти не выполняют.

Существует, может быть, 7-10 музеев из этих 2000, которые участвуют в культурной жизни страны, делают большие выставки, работают с современным искусством, то есть, так или иначе, работают на культурный досуг. Остальные не только не участвуют во всем этом, но, по-моему, и просто не хотят.

Мы недавно делали большой проект в Воронеже. Там приходишь в музей - музей в выходные не работает, после 6 не работает, то есть сделано всё, чтобы посетители музейным сотрудникам не мешали. И это повсеместная ситуация. Можно, конечно, говорить о том, что на это нет денег, что отчасти верно, но надо принимать какие-то серьёзные решения. У нас сегодня не хватает двух тысяч активных современных директоров музеев. Я думаю, что даже если провести конкурс, то сейчас готовых специалистов может быть человек 50, из тех, которые могли бы выполнять такую роль.

Поэтому первое, что приходит в голову - это просто укрупнение музеев, которое надо делать. Допустим, даже в Питере, где достаточно большая музейная традиция и много музейных людей, целые династии, под крыло Русского музея отдают то один, то другой. То есть более централизованное управление, укрупнение музеев.

Второе - это система грантов. Их надо стимулировать к активности. К сожалению, те руководители, которые сейчас есть, не амбициозны. Они получают свои небольшие зарплаты и считают, что за них вроде и работать не нужно. То есть стимулирование - это должна быть какая-то грантовая программа.

Третье, что касается моего музея. Есть такая правовая форма - государственное автономное учреждение. Её суть заключается в том, что мы государственные деньги получаем в качестве субсидии за обслуженных посетителей. То есть количество денег, которые мы получаем от государства, прямо пропорционально количеству посетителей музея в течение года. Это достаточно суетно, такая система многими сейчас воспринимается в штыки, но, в то же время, по-моему, это та система, которая тех, что может что-то сделать, заставит это сделать, а тех, кто не может, она  выведет на чистую воду. И лучше нам видеть, что есть такой недостаток кадров, чтобы мы готовили каких-то новых специалистов.

В целом, ситуация грустная, при том, что даже сама функция сохранения культурного наследия и консервация - это две разные вещи, потому что сохранение предполагает некую актуализацию. Есть специальная программа «Современное искусство в Эрмитаже». Это при том, что Эрмитаж за счёт коллекций не имеет проблем с посетителями - у них 2,5 миллиона посетителей в год. Но всё равно они понимают, что музей должен участвовать в культурной жизни. То есть культурная машина, которая из сотни тысяч творческих людей формирует национальное достояние, без музеев работать не может. Музеи являются её очень важным механизмом.

Они это понимают и пытаются это делать.

В  музейных структурах, доставшихся нам от советского времени, нет многого такого, что может отвечать спросу  молодого и активного населения. Практически у нас нет музея современного искусства, но при этом отрадно, что появляются такие галереи как Винзавод, Гараж т.д.

На Дальнем Востоке практически не представлены крупные музеи, хотя сейчас принято решение об обустройстве Русского музея во Владивостоке.

Огромная часть нашей страны абсолютно не покрыта сетью музеев. И даже те музеи, которые имеются, к сожалению, в силу консервативности общества,  не внедряют современные формы экспонирования, продвижения, формирования  и демонстрации своих коллекций.

Но то, что у населения есть интерес к музеям,  это очевидно. Прошедшая акция «Ночь музеев» это доказала.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".