Статья
983 7 августа 2010 12:13

МИД РФ рассказал о нарушениях США

Российское внешнеполитическое ведомство в специальном документе перечислило факты нарушения США принятых обязательств в сфере нераспространения оружия массового поражения и контроля над вооружениями.

В числе приведенных нарушений нарушения Договора о СНВ-1, Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции о запрещении биологического оружия (КБТО), Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, нарушения в области международных режимов экспортного контроля и ДОВСЕ.

В опубликованном в субботу на сайте МИД РФ документе говорится, что в период действия ДСНВ-1 так и не был снят ряд российских озабоченностей в отношении его соблюдения. В частности, по ряду летных испытаний баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент-II», осуществлявшихся с Восточного ракетного полигона США, заблаговременные уведомления и телеметрическая информация российской стороне не передавались, передает «Интерфакс».

Российская сторона неоднократно высказывала озабоченности в связи с несанкционированным переоборудованием пяти шахтных пусковых установок (ШПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на полигоне Ванденберг в пусковые установки ракет-перехватчиков, что противоречит положениям Договора. Остался открытым также вопрос относительно процедур переоборудования американских тяжелых бомбардировщиков (ТБ) B-1 в бомбардировщики, оснащенные под неядерные вооружения, а также их базирования. США так и не представили убедительных доказательств того, что использованный ими набор процедур обеспечивает невозможность обратного переоборудования неядерных ТБ в ядерный вариант.

Что касается договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), то США для отработки элементов системы ПРО используют целое семейство ракет-мишеней, имитирующих широкий спектр баллистических ракет средней дальности: НERA (дальность стрельбы - до 1200 км), LRALT (до 2000 км), MRT (до 1100 км). Осуществление запусков указанных изделий трактуется в соответствии с Договором о РСМД как испытания баллистических ракет наземного базирования средней дальности «нового типа», что является прямым нарушением его основополагающего положения - статьи VI, запрещающей «производить ракеты средней и меньшей дальности и проводить их летные испытания», утверждают в МИД РФ.

Российский МИД упоминает и о нарушениях США в области ядерного нераспространения. В частности, в результате нарушений мер радиационной безопасности и правил хранения радиоактивных материалов на ряде американских предприятий и организаций только в период с 1996 по 2001 гг. было утеряно около 1500 источников ионизирующих излучений.

В октябре 2006 года в Лос-Аламосской национальной лаборатории, головном научно-исследовательском центре ядерного оружейного комплекса США, была вскрыта пропажа электронного носителя с засекреченной информацией. Особенностью данного происшествия явилось то, что в отличие от ряда предыдущих инцидентов, когда ядерные секреты попадали в руки иностранных разведок, в этот раз они были обнаружены полицией у криминальной группировки, связанной с торговлей наркотиками.

Помимо все прочего, российская сторона утверждает, что законодательство США в области нераспространения и уничтожения химического оружия позволяет американской стороне уклоняться от выполнения требований Конвенции о запрещении химического оружия. Президенту США предоставляется право отказывать в проведении предусмотренных Конвенцией инспекций на американских химических объектах. Кроме того, пробы, взятые в ходе подобных проверок, могут быть запрещены к вывозу за пределы территории страны.

Правительство США представило в Технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) доклад о ликвидации в период с 2003 по 2008 годы части иракского химического оружия (ХО). Согласно представленным материалам, в указанные сроки американскими войсками в Ираке были найдены химические пробы отравляющих веществ (ОВ) и химические боеприпасы. Все пробы и часть боеприпасов с неизвестным ОВ были направлены для идентификации в США, где их затем утилизировали. При этом своевременное информирование ОЗХО ни по факту обнаружения, ни по факту ликвидации ХО американцами не проводилось. Данные о проведенной дегазации местности в документах отсутствуют.

Таким образом, представленные в ОЗХО документы подтверждают факт нарушения США положений Конвенции по процедурам объявления и уничтожения ОВ.
В числе претензий Москвы - нарушение Вашингтоном Конвенции о запрещении биологического оружия (КБТО). В МИД РФ отмечают, что «формально не нарушая своих обязательств и поддерживая значимость КБТО, американская администрация, тем не менее, продолжает избегать установления в любых формах международного контроля за своей биологической деятельностью». «Характерной особенностью данной политики является настойчивое принижение роли КБТО в укреплении режима нераспространения биологического оружия», - говорится в документе.

В США продолжаются начатые в университете шт. Пенсильвания исследования искусственно синтезированного вируса оспы, вызвавшие неоднозначные оценки в мире еще в 2002 году. Несмотря на имеющийся запрет Всемирной организации здравоохранения на проведение подобных работ, их необходимость оправдывается стремлением изучить этот возбудитель на качественно ином уровне, чем это было сделано до его официального уничтожения в 1980 году.

По мнению Москвы, особенно сомнительными с позиции статьи I КБТО выглядят заметно активизировавшиеся в последние годы и оправдываемые необходимостью борьбы с терроризмом исследования по так называемой «оценке угрозы». Они предполагают не только традиционное для «защитной» тематики изучение поражающего действия известных биопатогенных агентов (БПА), но и попытки практического создания новых, в том числе генетически измененных, агентов в рамках моделирования соответствующих возможностей террористических организаций. Такие работы были начаты еще в середине 1990-х годов, когда в качестве главного врага США выступали так называемые «страны-изгои» (проекты «Ясное зрение», «Бахус», «Джефферсон» и др.). На современном этапе проведение указанных работ возложено на научно-исследовательские учреждения министерства внутренней безопасности.

Несмотря на ужесточение правил обращения с возбудителями опасных инфекционных заболеваний, резкое увеличение числа допущенных к ним лиц параллельно с общим снижением их профессионального уровня стали объективными причинами многочисленных случаев внутрилабораторного инфицирования персонала и других происшествий в данной области, имевших место в последние годы.

Такие факты отмечены в медицинском центре Бостонского университета (инфицирование туляремией, август 2004 года), Исследовательском институте в Окленде (шт. Нью-Джерси; инфицирование сибирской язвой, июнь 2004 года), Микробиологической лаборатории Роки-Маунтин (Денвер, шт. Колорадо; инфицирование Ку-лихорадкой, февраль 2005 года), Исследовательском институте здравоохранения (утрата грызунов, инфицированных чумой, сентябрь 2005 года), Среднезападном исследовательском институте (Канзас-Сити, шт. Канзас; инфицирование сибирской язвой, октябрь 2005 года) и других.

Особый резонанс получил случай заражения сотрудницы Техасского университета (Колледж-Стэйшн) бруцеллезом, скрывавшийся руководством этого учреждения и преданный огласке только в апреле 2007 года. Его причиной стало грубое несоблюдение руководством лаборатории нормативных документов, регламентирующих допуск сотрудников к работам с патогенными микроорганизмами, что привело к нарушению специальной техники безопасности. Проведенная по этому факту проверка дополнительно выявила факты заражения ряда сотрудников Ку-лихорадкой, а также утраты нескольких инфицированных ей лабораторных животных. У университета была отозвана лицензия на проведение указанных исследований.

В последние годы американскими спецслужбами неоднократно пресекались попытки незаконного вывоза из страны оборудования и материалов, предназначенных для проведения микробиологических и биотехнологических исследований, а также патогенных микроорганизмов. Так, в январе 2006 года двухлетний срок тюремного заключения отбыл Т.Батлер, сотрудник центра гигиены и эпидемиологии Техасского технологического университета, осужденный за нарушения режимов ввоза и вывоза из США патогенных микроорганизмов. Данный специалист, работая в Танзании в 2001-2002 годах, неоднократно незаконно ввозил на территорию США образцы возбудителя чумы, а также перевозил их по территории страны. Кроме того, в момент ареста сотрудниками ФБР в январе 2003 года Батлер не смог объяснить исчезновение 30 образцов указанного возбудителя, которые так и не были впоследствии найдены.

По оценке Москвы, американские предприятия продолжают активно поставлять различную продукцию, имеющую отношение к ракетным технологиям, а также соответствующие «ноу-хау» в зарубежные страны, около трети из которых не являются членами международного Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), включая Египет, Израиль, Кувейт, Оман, ОАЭ, а также Тайвань и другие. Обращает на себя внимание тот факт, что даже в этих случаях проверка использования ракет конечным получателем, предусмотренная американским законодательством, на регулярной основе не производится.

Вразрез с принципами РКРТ осуществляется взаимодействие Вашингтона и Тель-Авива (не является членом Режима) в рамках совместного проекта создания ракеты-перехватчика Arrow-2. В соответствии с двусторонним соглашением от 2002 года между компаниями Boeing и Israel Aircraft Industries в США организовано производство крупных узлов таких ракет для последующей сборки в Израиле. Указанные компоненты относятся к устройствам первой категории по классификации РКРТ, в отношении передач которых государство-экспортер обязано проявлять наибольшую сдержанность.

В Израиле при научно-техническом содействии США создана трехступенчатая твердотопливная ракета-носитель типа Shavit (стартовая масса около 30 т, длина около 18 м, диаметр цилиндрической части корпуса 1,35 м).

Вашингтон постоянно сталкивается с нарушениями законодательства в сфере экспортного контроля со стороны национальных коммерческих частных структур и предприятий ВПК.

В частности, управлением промышленной безопасности министерства торговли США только в первой половине 2008 года было выявлено более 70 неправомочных экспортных поставок товаров и технологий военного и двойного назначения. Причем наибольший объем подобных сделок был осуществлен со странами, занесенными Вашингтоном в так называемый «черный» список, - Китаем, Ираном, Сирией и Ливией.

Существенные вопросы вызывают американские поставки Израилю авиабомб и ракет в ходе последних ближневосточных конфликтов. Данные действия США идут вразрез с базовыми положениями Вассенаарских договоренностей и принципами поставок оружия ОБСЕ.

Таким образом, считают в Москве, «приведенные факты подтверждают, что Соединенные Штаты допускают многочисленные, нередко весьма грубые, нарушения действующих соглашений в области разоружения и нераспространения».

В результате расширения НАТО США совместно с другими государствами-участниками ДОВСЕ, подписавшими или присоединившимися к Вашингтонскому договору 1949 года, превышают «групповые» ограничения ДОВСЕ.

Так, согласно пункту 1(А) статьи V Договора, в пределах «флангового района» для группы государств-участников суммарные количества ограничиваемых Договором обычных вооружений и техники (ОДВТ) не должны превышать 4700 боевых танков, 5900 боевых бронированных машин и 6000 артиллерийских единиц.
Эти положения не соблюдаются США и другими входящими в НАТО государствами-участниками ДОВСЕ.

В Москве считают, что периодическое размещение обычных вооружений США на территориях Болгарии и Румынии оказывает дополнительное негативное воздействие на соблюдение «групповых» ограничений ДОВСЕ и на выполнение обязательства стран альянса об отказе от «дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил».

Таким образом, «группа Государств-участников, которые подписали или присоединились к Брюссельскому договору 1948 года или Вашингтонскому договору 1949 года», уже сегодня с учетом Болгарии и Румынии намного превышает фланговые уровни действующего ДОВСЕ. Любое дополнительное развертывание обычных вооружений стран альянса на флангах способно лишь усугубить нарушение Договора.

Договор ipso facto препятствует размещению американских вооружений на территориях этих стран.

В документе также напоминается, что в Основополагающем акте Россия-НАТО члены альянса отказались от дополнительных постоянных развертываний существенных боевых сил. Российская сторона неоднократно предлагала выработать общее понимание термина «существенные боевые силы» и исходит из того, что бригадный уровень с лихвой отвечает критерию «существенности».

Насколько можно понять, в Болгарии и Румынии планируется разместить несколько больший контингент вооруженных сил (главком войсками США в Европе генерал Дж. Крэддок говорил о присутствии на ротационной основе части бригадного уровня, однако, судя по проведенным в НАТО перераспределениям квот, США выделены квоты на 70 боевых танков, 111 боевых бронированных машин и 41 артиллерийскую систему; речь идет о механизированной бригаде «Страйкер», усиленной одним-двумя танковыми батальонами; кроме того, в регионе будет размещена авиагруппа).

В Основополагающем акте Россия-НАТО признается в принципе возможность «усиления», но при этом зафиксировано, что «усиление может происходить в случае защиты против угрозы агрессии и действий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и руководящими принципами ОБСЕ, равно как для учений в соответствии с адаптированным Договором об ОВСЕ, положениями Венского документа и взаимосогласованными мерами транспарентности». Если США ссылаются на эти положения Основополагающего акта, то нам не вполне понятно, какое из них могло бы в представлении американской стороны «узаконить» размещение ее войск в Болгарии и Румынии.

С учетом этого возникает вопрос о том, насколько скрупулезно наши партнеры выполняют документ, лежащий в основе отношений России с НАТО.

При этом не соблюдается и Римская Декларация глав государств и правительств России и НАТО «Отношения Россия-НАТО: новое качество» (2002 год). В разделе «Контроль над вооружениями и меры укрепления доверия» Декларации говорится, что стороны будут «сотрудничать с целью ратификации всеми государствами-участниками Соглашения об адаптации ДОВСЕ и его вступления в силу, что открывает возможность присоединения к нему стран, не являющихся участницами ДОВСЕ».

Еще одним аспектом, о котором пишет МИД РФ, это то, что США, поставляя легкое и стрелковое оружие (ЛСО) в Грузию, нарушают обязательство по Документу ОБСЕ о ЛСО 2000 года.

В нарушение раздела III пункта 2.а) и подпунктов ii, iii, vi, vii, а также - 2.b) и подпунктов i, ii, iii, iv, v, vi, vii, xi, в которых зафиксированы критерии, регулирующие экспортные поставки ЛСО, и которые, в свою очередь, основаны на другом документе ОБСЕ – «Принципы, регулирующие передачу обычных вооружений» 1993 года, США в 2008 году экспортировали в Грузию крупную партию винтовок и карабинов в количестве 18400 единиц и 40 тяжелых пулеметов.

Положения упомянутых документов ОБСЕ содержат обязательства государств-участников ОБСЕ воздерживаться от передач оружия в зоны напряженности и вооруженных конфликтов, которые привносят в регион дестабилизирующий военный потенциал или иным образом способствуют региональной нестабильности. С учетом того, что Тбилиси уже продемонстрировал свою неспособность ответственно распорядиться поставленным ему оружием, доля ответственности за попытку Грузии решить конфликты с Южной Осетией и Абхазией силовым путем лежит, соответственно, как на США, так и других экспортерах различных вооружений и военной техники режиму Саакашвили.

 

Борис Межуев, шеф-редактор издания «Русский Журнал»:

Реальная подоплёка осложнения отношений между США и Россией связана не с какими-то особенностями российской политической культуры, не с нашим поведением в грузинском конфликте.

Подоплека объясняется в первую очередь опасениями, что страна, обладающая такими необъятными возможностями в области сырья, будет неизбежно увеличивать свою политическую роль в мире, а это неизбежно повлечёт за собой какое-то перераспределение сил не в интересах если не самого Вашингтона, то во всяком случае его политических клиентов в Евразии. Поэтому, конечно, к этому следует отнестись серьёзно.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".