Статья
955 25 сентября 2012 12:37

Михеев: места для молитвы должны использоваться по назначению

Госдума планирует принять заявление в защиту религиозных чувств верующих всех конфессий. За совместным заявлением четырех фракций по поводу попрания чувств верующих и кощунственных хулиганских акций последует появление статьи об оскорблении религиозных убеждений в УК РФ.

Предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей (243.1) «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан»: публичные оскорбления религиозных убеждений граждан и прилюдное унижение богослужений, религиозных обрядов и церемоний. Нарушителям будет грозить штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 200 часов или три года лишения свободы.

Наказание последует и за осквернение и разрушение объектов и предметов религиозного почитания, в том числе мест совершения религиозных обрядов и паломничества. За нарушение - штраф от 100 тысяч до полумиллиона рублей, 400 часов обязательных работ или пять лет лишения свободы.

В первую очередь ужесточение (законодательства – прим.ред.) должно быть связано с какими-то акциями вокруг культовых объектов, полагает генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.

Он заявил в интервью «Актуальным комментариям», что «храмы, мечети, синагоги должны быть так или иначе защищены от экстремистских выходок и вандализма в любом его проявлении».

По его словам, храм возводится для того, чтобы верующие ходили туда на службу, и это место не должно стать площадкой конфликтов и столкновений. «Места для молитвы должны использоваться по назначению, а не для дискуссий, публичных акций и противостояний», - подчеркивает эксперт.

Говоря об акциях и выставках современного искусства, Михеев отметил, что «необходимо ограничить откровенные оскорбления хотя бы четырех базовых конфессий». Он разделяет намеренное оскорбление догм того или иного вероисповедания и дискуссии по вопросу. Предметом ответственности, по его мнению, является именно стремление оскорбить, задеть.

По его словам, «одно дело – дискуссии и спор (спорить можно, дискутировать можно, если есть вопросы по отношению к тем или иным догмам), другое дело – нанесение оскорбления верующим». Михеев подчеркивает: «Верующих чаще всего оскорбляет не дискуссия, а прямое оскорбление. Например, "Невинность мусульман" – это прямое оскорбление, прямая насмешка».

«Разграничить, что оскорбляет чувства верующих, а что нет, достаточно легко», - полагает политолог. Он считает, что есть «четкая грань между выражением несогласия и оскорблением человека», и закон должен определить именно рамки допустимого.

Политолог приводит пример: «Даже те, кто выступает с критикой той или иной религии, прекрасно сами понимают, где грань между дискуссией, а где идет прямое оскорбление. Однако они часто прикрываются разговорами о том, что вот это – актуальное искусство, а вот это – просто мое мнение».

«Каждый волен иметь свое мнение. В компании единомышленников на кухне можно говорить все, что угодно. Но когда вы устраиваете публичную акцию, да еще и привлекаете туда средства массовой информации – это уже вещь недопустимая», подчеркивает эксперт.

Затронув вопрос СМИ, Михеев признал, что регламентировать их деятельность в религиозных вопросах сложно, поскольку «они чаще реагируют на какой-то факт, а не сами его создают». Он отмечает, что в случае, когда «СМИ сами создают информационный повод, скажем, журналист написал статью, в которой есть признаки оскорбления», действуют общие для всех законы.

Эксперт добавляет: «Если же СМИ просто освещают то или иное событие – здесь достаточно более тонкая грань, и должны действовать просто принципы журналистской этики».

«В идеале описание должно быть неангажированным в любом случае. Но как отличить ангажированное от неангажированного – это сложный вопрос», - заключает Михеев.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".