Статья
35 10 Июня 2009 0:02

Милость к падшим

Острая книга, посвященная репрессиям в отношении пособников нацистов в Прибалтике со стороны советских властей.
Комментарии экспертов

В 1988 году, когда латвийский депутат и публицист М.Вульфсон «открыл правду» о секретном приложении к советско-германскому договору о ненападении от 23 августа 1939 года, один его коллега сказал ему: «Сегодня ты уничтожил Латвийскую ССР». «Уничтожил» он её не потому, что открыл правду, а потому что открыл не всю правду. Установка на то, чтобы открывать не всю правду, а чаще – прятать правду за потоками сомнительных фактов, цифр, цитат и т.д. или вообще нагло искажать её, стала активно применяемым инструментом политика Запада на пространстве бывшего СССР.

Важнейшее место в её арсенале занимают фальсификации вокруг содержания, направленности и размеров репрессий советского режима в Прибалтике, в том числе репрессий против нацистских пособников. Вместе с ложными трактовками советско-германских договорённостей от августа 1939 года эти фальсификации были положены в основу политической, социально-экономической и культурной дискриминации нетитульного населения, линии на пересмотр итогов и смысла Второй мировой войны, усилий по политической реабилитации нацистских преступных организаций и пособников нацизма, выдвижения в адрес России требований «компенсаций за оккупацию». Используется инструмент искажения истории и во внутриполитических целях, для формирования национальной идентичности в жестко заданной  антироссийской и русофобской парадигме.

Принятие прибалтийских стран в НАТО и ЕС, несмотря на дававшиеся заверения в обратном, лишь вывело политизацию истории на новый виток. Чего стоит хотя бы принятие в 2008 году Европарламентом антиисторической политической декларации об объявлении 23 августа «днем памяти жертв сталинизма и нацизма»! Причем, вот что интересно: адептов такого подхода история мало чему учит. Не получилось, например, у Польши «выдавить» СССР, а фактически - Россию из европейской политики в 1920-е – 1930-е годы - сегодня в этой стране влиятельны силы, которые хотели бы действовать в таком же точно ключе. Не удалось в 1930-е - 1940-е годы Западу извлечь выгоду из вскармливания антисоветских режимов на окраинах СССР – того же польского режима, тех же прибалтов, - он пробует ещё раз, давая этому «соответствующее» историческое обоснование. Не удалось благополучно для себя взрастить «супер-врага» СССР – нацизм, Запад пестует новую версию национал-шовинизма прибалтийского и украинского «разлива», стимулирует этнический и религиозный радикализм и терроризм на границах России и внутри неё.

До самого последнего времени этому «наступлению на историческом поприще» Россия реально противопоставляла немногое. Да и сегодня реакция на этот вызов на официальном уровне пока не в полной мере соответствует той опасности, которая в нём содержится. В условиях, когда в Латвии, Литве и Эстонии, на Украине, в Грузии, Молдавии, в некоторых других странах оскорбление русской истории и национальных чувств русского и других населяющих нашу страну народов возведено в ранг государственной политики и оформлено в соответствующих официальных документах, одних осуждающих заявлений недостаточно.

Видимо, возросшим пониманием, что защищать свою историю и национальные чувства своих граждан - это прямая обязанность государства, было мотивировано принятое недавно решение о создании Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Действительно, странно было бы, если бы в тех обстоятельствах, о которых речь шла выше, государственные органы России продолжали отгораживаться от исторических проблем и внешних претензий, «оставляя историю историкам». Тем не менее, и сами историки должны более активно включиться в эту работу.

Книга «Милость к падшим» - один из важных «кирпичиков» в честной реконструкции нашей истории. В ней последовательно, с опорой на широкую документальную базу, в том числе на ранее не вводившиеся в научный оборот документы Центрального архива ФСБ России и Государственного архива Российской Федерации развенчивается миф о «советском геноциде», о массовых репрессиях «за измену», о страшных лагерях в Сибири, «откуда никто не возвращался». Если это правда, то каким же образом столь многие сотрудничавшие с Гитлером коллаборационисты-прибалты, причём именно не из числа эмигрантов, дожили до наших дней?

Прибалтийская тематика освещается в книге А.Дюкова на фоне изложения общих подходов советского руководства к репрессиям против коллаборационистов, что позволяет проследить специфику отношения в служившим «третьему рейху» латышам, литовцам и эстонцам. А специфика эта говорит если не о гуманизме руководства СССР в данном вопросе, то, по крайней мере, о его реализме и прагматизме. Из предлагаемого вниманию читателя исследования он узнает, как проводилось различие между изменниками Родины и пособниками врага, между пособниками врага и теми коллаборационистами, кто не был уличён в  оказании содействия в совершении расправ и насилий, как осуществлялась фильтрация тех, кто репатриировался на родину с территории бывшего рейха – советских граждан, угнанных на работы в Германию, заключённых концлагерей, военнопленных, лиц, служивших в национальных «легионах СС» и в так называемой «Русской освободительной армии», и многое другое. Это непростое, но очень нужное чтение.

Если мы хотим идти по пути действительно суверенного развития, мы должны, среди прочего, научиться последовательно и системно парировать применение против нас оружия исторической лжи. И хорошо знать свою историю, какой бы сложной и, порой, горькой она ни была. Исторические исследования Александра Дюкова и, в целом, работа возглавляемого им Фонда «Историческая память» - добротное подспорье в этом деле.



© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".