Статья
3 Сентября 2010 15:17

Минаев: США подтверждают свой статус ключевого посредника в ближневосточном мирном процессе

<p><em>Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху и глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббаса на прямых переговорах в Вашингтоне достигли договоренности о новой встрече, которая пройдет 14 и 15 сентября на Ближнем Востоке.<br />
<br />
«Мы договорились снова встретиться 14 и 15 сентября в регионе и затем каждые две недели, которые последуют», - сказал спецпосланник США по ближневосточному урегулированию Джордж Митчелл, выступая перед журналистами.</em><br />
<br />
<strong>Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев рассказал «Актуальным Комментариям» об израильско-палестинских контактах:</strong><br />
<br />
«Предоставляя площадку для прямых консультаций между Израилем и Палестиной, США подтверждают свой статус ключевого международного посредника в ближневосточном мирном процессе. На данный момент у них нет никаких конкурентов. Они просто подтвердят это на деле.<br />
<br />
С февраля 2009 года американский посланник на Ближнем Востоке Джордж Митчелл находился в состоянии некоторой конкуренции с российской стороной, с ЕС, но именно американский сценарий начала переговоров в итоге возобладал. Первоначально американцы смогли запустить процесс непрямых переговоров. Теперь эти переговоры уже стартуют в прямом режиме.<br />
<br />
Я думаю, что здесь снимается вопрос относительно того, кто в ближайшее время будет контролировать ближневосточную повестку дня. Это право монопольно принадлежит США. А российская идея о проведении конференции в Москве отпадает. Сейчас, по сути, отпадает необходимость в активной работе группы международных посредников, которые периодически проводят свои безрезультативные встречи. Учитывая факт начала этих консультаций, никакой необходимости в какой-то дополнительной работе за пределами этого канала нет.<br />
<br />
Что касается результативности, то я думаю, что Вашингтон сможет добиться определённого эффекта от этих переговоров, который, может быть, будет выше, чем от предшествующих инициатив, которые предпринимались администрацией Буша-младшего, потому что они смогли добиться главного: согласия кабинета министров Нетаниягу на некоторые уступки палестинской стороне. Плюс, согласие самой палестинской стороны на эти переговоры, в которых будут превалировать вопросы, устраивающие Израиль. И, плюс, они смогли остановить процесс перетекания властных полномочий в Палестине от ФАТХ к движению ХАМАС. ХАМАС и её представители на этих переговорах будет представлять палестинскую администрацию.<br />
<br />
Я думаю, что, учитывая настрой Нетаниягу и команды, которая будет представлять Израиль, есть шанс приблизиться к достижению хотя бы предварительных договорённостей относительно решения двусторонних вопросов. Впервые с 2007 года, наверное, будет зафиксирован прорыв.<br />
<br />
Израиль выступал одним из камней преткновения в этом долгосрочном процессе. Почему сейчас он готов пойти на некоторые уступки, несмотря на свою откровенно националистическую позицию, которой придерживается кабинет Нетаниягу? Во-первых, им в очередной раз были предоставлены гарантии безопасности. Эти гарантии утверждены со стороны администрации Обамы.<br />
<br />
Во-вторых, Израиль получил определённые гарантии в области развития атомного сотрудничества. Было подписано соглашение по мирному атому. Я думаю, что, учитывая тот факт, что Израиль сейчас относится к числу государств, которые де-факто обладают ядерным оружием, можно расценивать этот шаг как признание ядерного статуса Израиля и возможность Израиля на использование своего ядерного потенциала при отражении агрессии со стороны арабских государств. По сути, это подтверждение общего статус-кво Израиля в области обороны.<br />
<br />
Наверное, это было очень важно для Нетаниягу, потому что в последнее время речь шла о том, что в случае, если переговоры не начнутся, Вашингтон вообще откажется от большинства гарантий по безопасности, которые он предоставлял до настоящего времени Тель-Авиву. Тем не менее, все эти гарантии были подтверждены. Я думаю, что это сыграло не последнюю роль в мотивации еврейской стороны, которая, скорее всего, будет более мягкой и сговорчивой в переговорах с ФАТХ.<br />
<br />
Единственным препятствием на этом переговорном треке мне видится ситуация с обстановкой в Палестинской автономии. ФАТХ, которые будут представлять Палестину, не контролируют всю ситуацию в Палестине, потому что Сектор Газа контролируется движением ХАМАС. Ни парламентских выборов, ни определения нового главы палестинской администрации не проводится. Сейчас весь этот процесс заморожен.<br />
<br />
Ориентировочно он, конечно, может быть разморожен во второй половине года, но для ФАТХ это чревато потерей власти, потому что популярность ХАМАС выше. Более того, можно подразумевать, что эта популярность приведёт к победе ХАМАС на выборах, и они узурпируют власть, перенесут её из изолированного от остальной части Палестины Сектора Газа на западный берег реки Иордан. В этом случае смены власти нынешние действия ФАТХ на переговорах окажутся нелегитимными, потому что они тогда уже не будет представлять законно избранное правительство и руководство палестинской администрации.<br />
<br />
В этой ситуации у американцев есть только один вариант – это затягивать процесс определения нового состава парламента и правительства Палестины, быстро провести переговоры. Но, как мне кажется, быстрым переговорный процесс не будет просто в силу традиционных сложностей в израильско-палестинских отношениях. Конечно, это создаёт очень серьёзные препятствия. Если переговоры не завершатся до проведения парламентских выборов в Палестине, то после этих выборов поменяется делегация, поменяются представители палестинской стороны.<br />
<br />
Более того, сами переговоры уже сейчас обладают только половинчатой легитимностью, потому что договариваться с ФАТХ, которая не имеет гарантий победы на этих парламентских выборах, тоже достаточно сложно. Нельзя исключать варианта, что даже в случае достижения какого-то предварительного решения в ходе переговорного процесса, особенно в силу смены политической конъюнктуры, последующие действия палестинской команды приведут переговоры в тупик, и повторится ситуация, которая была характерна для большей части 2000-х годов, когда администрация Буша-младшего, даже добиваясь двусторонних решений, эти решения в жизнь воплотить не смогла, то есть ситуация так и останется в том варианте, в каком она есть.<br />
<br />
Преодолеть этот сценарий можно при определённой координации между Египтом и Израилем. Египет, с одной стороны, способен повлиять на настроение электората в Палестине, а, с другой стороны, Израиль может оказать более ощутимую политическую поддержку ФАТХ. И тогда нельзя исключать такого варианта, что ФАТХ хоть и не победит на выборах, но хотя бы сможет удержать определённый паритет с ХАМАС. В этом случае нельзя исключать создания коалиционного правительства, где ряд ключевых позиций от палестинцев будут за представителями движения ФАТХ.<br />
<br />
В этом случае делегация опять поменяется, но не полностью. Соответственно, можно подразумевать, что такая смешанная команда (ФАТХ и ХАМАС) будет менее агрессивна и более заинтересована в каких-то реальных сдвигах в переговорах с Израилем. Нужно учитывать, что на самом деле только такой вариант оптимален для Израиля, потому что они категорически против установления контактов с ХАМАС. Они рассматривают движение ХАМАС как террористическое и отказываются вести с ним переговоры.<br />
<br />
В случае, если на 100% поменяется делегация переговорщиков в прямых переговорах, то никаких переговоров не будет. Они могут опять стать такими, какими они были в течение весны и лета этого года, то есть не прямыми, когда посредник от лица США будет вначале заходить в кабинет израильской делегации, получать от них какие-то предложения, потом идти в кабинет, где будут сидеть арабы, озвучивать им предложения евреев, а потом опять возвращаться к израильтянам и говорить им то, что предлагает палестинская сторона. Или они вообще прекратятся из-за того, что Израиль откажется вести диалог с ХАМАС.<br />
<br />
Но если ХАМАС будет представлен в коалиционном правительстве, то тогда вариант переговоров возможен. Я думаю, что именно к такому сценарию американцы, скорее всего, будут склонять и Каир, и Тель-Авив. Каир здесь играет важную роль, потому что он является главным посредником и во внутрепалестинском переговорном процессе, а США является главным посредником в переговорном процессе между Палестиной и Израилем.<br />
<br />
В случае оказания поддержки ФАТХ (а эта поддержка может быть предоставлена со стороны египетской разведки, египетского политического руководства) нельзя исключать такого варианта. Именно в этом случае, например, во второй половине следующего года переговоры могут привести к какому-то результату уже с легитимным палестинским правительством. Сейчас это правительство обладает не полной легитимностью, и все договорённости, которые будут с ним достигнуты в течение осени и зимы этого года, не будут обладать реальным весом для изменения ситуации в регионе».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".