Статья
597 3 сентября 2010 15:17

Минаев: США подтверждают свой статус ключевого посредника в ближневосточном мирном процессе

Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху и глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббаса на прямых переговорах в Вашингтоне достигли договоренности о новой встрече, которая пройдет 14 и 15 сентября на Ближнем Востоке.

«Мы договорились снова встретиться 14 и 15 сентября в регионе и затем каждые две недели, которые последуют», - сказал спецпосланник США по ближневосточному урегулированию Джордж Митчелл, выступая перед журналистами.


Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев рассказал «Актуальным Комментариям» об израильско-палестинских контактах:

«Предоставляя площадку для прямых консультаций между Израилем и Палестиной, США подтверждают свой статус ключевого международного посредника в ближневосточном мирном процессе. На данный момент у них нет никаких конкурентов. Они просто подтвердят это на деле.

С февраля 2009 года американский посланник на Ближнем Востоке Джордж Митчелл находился в состоянии некоторой конкуренции с российской стороной, с ЕС, но именно американский сценарий начала переговоров в итоге возобладал. Первоначально американцы смогли запустить процесс непрямых переговоров. Теперь эти переговоры уже стартуют в прямом режиме.

Я думаю, что здесь снимается вопрос относительно того, кто в ближайшее время будет контролировать ближневосточную повестку дня. Это право монопольно принадлежит США. А российская идея о проведении конференции в Москве отпадает. Сейчас, по сути, отпадает необходимость в активной работе группы международных посредников, которые периодически проводят свои безрезультативные встречи. Учитывая факт начала этих консультаций, никакой необходимости в какой-то дополнительной работе за пределами этого канала нет.

Что касается результативности, то я думаю, что Вашингтон сможет добиться определённого эффекта от этих переговоров, который, может быть, будет выше, чем от предшествующих инициатив, которые предпринимались администрацией Буша-младшего, потому что они смогли добиться главного: согласия кабинета министров Нетаниягу на некоторые уступки палестинской стороне. Плюс, согласие самой палестинской стороны на эти переговоры, в которых будут превалировать вопросы, устраивающие Израиль. И, плюс, они смогли остановить процесс перетекания властных полномочий в Палестине от ФАТХ к движению ХАМАС. ХАМАС и её представители на этих переговорах будет представлять палестинскую администрацию.

Я думаю, что, учитывая настрой Нетаниягу и команды, которая будет представлять Израиль, есть шанс приблизиться к достижению хотя бы предварительных договорённостей относительно решения двусторонних вопросов. Впервые с 2007 года, наверное, будет зафиксирован прорыв.

Израиль выступал одним из камней преткновения в этом долгосрочном процессе. Почему сейчас он готов пойти на некоторые уступки, несмотря на свою откровенно националистическую позицию, которой придерживается кабинет Нетаниягу? Во-первых, им в очередной раз были предоставлены гарантии безопасности. Эти гарантии утверждены со стороны администрации Обамы.

Во-вторых, Израиль получил определённые гарантии в области развития атомного сотрудничества. Было подписано соглашение по мирному атому. Я думаю, что, учитывая тот факт, что Израиль сейчас относится к числу государств, которые де-факто обладают ядерным оружием, можно расценивать этот шаг как признание ядерного статуса Израиля и возможность Израиля на использование своего ядерного потенциала при отражении агрессии со стороны арабских государств. По сути, это подтверждение общего статус-кво Израиля в области обороны.

Наверное, это было очень важно для Нетаниягу, потому что в последнее время речь шла о том, что в случае, если переговоры не начнутся, Вашингтон вообще откажется от большинства гарантий по безопасности, которые он предоставлял до настоящего времени Тель-Авиву. Тем не менее, все эти гарантии были подтверждены. Я думаю, что это сыграло не последнюю роль в мотивации еврейской стороны, которая, скорее всего, будет более мягкой и сговорчивой в переговорах с ФАТХ.

Единственным препятствием на этом переговорном треке мне видится ситуация с обстановкой в Палестинской автономии. ФАТХ, которые будут представлять Палестину, не контролируют всю ситуацию в Палестине, потому что Сектор Газа контролируется движением ХАМАС. Ни парламентских выборов, ни определения нового главы палестинской администрации не проводится. Сейчас весь этот процесс заморожен.

Ориентировочно он, конечно, может быть разморожен во второй половине года, но для ФАТХ это чревато потерей власти, потому что популярность ХАМАС выше. Более того, можно подразумевать, что эта популярность приведёт к победе ХАМАС на выборах, и они узурпируют власть, перенесут её из изолированного от остальной части Палестины Сектора Газа на западный берег реки Иордан. В этом случае смены власти нынешние действия ФАТХ на переговорах окажутся нелегитимными, потому что они тогда уже не будет представлять законно избранное правительство и руководство палестинской администрации.

В этой ситуации у американцев есть только один вариант – это затягивать процесс определения нового состава парламента и правительства Палестины, быстро провести переговоры. Но, как мне кажется, быстрым переговорный процесс не будет просто в силу традиционных сложностей в израильско-палестинских отношениях. Конечно, это создаёт очень серьёзные препятствия. Если переговоры не завершатся до проведения парламентских выборов в Палестине, то после этих выборов поменяется делегация, поменяются представители палестинской стороны.

Более того, сами переговоры уже сейчас обладают только половинчатой легитимностью, потому что договариваться с ФАТХ, которая не имеет гарантий победы на этих парламентских выборах, тоже достаточно сложно. Нельзя исключать варианта, что даже в случае достижения какого-то предварительного решения в ходе переговорного процесса, особенно в силу смены политической конъюнктуры, последующие действия палестинской команды приведут переговоры в тупик, и повторится ситуация, которая была характерна для большей части 2000-х годов, когда администрация Буша-младшего, даже добиваясь двусторонних решений, эти решения в жизнь воплотить не смогла, то есть ситуация так и останется в том варианте, в каком она есть.

Преодолеть этот сценарий можно при определённой координации между Египтом и Израилем. Египет, с одной стороны, способен повлиять на настроение электората в Палестине, а, с другой стороны, Израиль может оказать более ощутимую политическую поддержку ФАТХ. И тогда нельзя исключать такого варианта, что ФАТХ хоть и не победит на выборах, но хотя бы сможет удержать определённый паритет с ХАМАС. В этом случае нельзя исключать создания коалиционного правительства, где ряд ключевых позиций от палестинцев будут за представителями движения ФАТХ.

В этом случае делегация опять поменяется, но не полностью. Соответственно, можно подразумевать, что такая смешанная команда (ФАТХ и ХАМАС) будет менее агрессивна и более заинтересована в каких-то реальных сдвигах в переговорах с Израилем. Нужно учитывать, что на самом деле только такой вариант оптимален для Израиля, потому что они категорически против установления контактов с ХАМАС. Они рассматривают движение ХАМАС как террористическое и отказываются вести с ним переговоры.

В случае, если на 100% поменяется делегация переговорщиков в прямых переговорах, то никаких переговоров не будет. Они могут опять стать такими, какими они были в течение весны и лета этого года, то есть не прямыми, когда посредник от лица США будет вначале заходить в кабинет израильской делегации, получать от них какие-то предложения, потом идти в кабинет, где будут сидеть арабы, озвучивать им предложения евреев, а потом опять возвращаться к израильтянам и говорить им то, что предлагает палестинская сторона. Или они вообще прекратятся из-за того, что Израиль откажется вести диалог с ХАМАС.

Но если ХАМАС будет представлен в коалиционном правительстве, то тогда вариант переговоров возможен. Я думаю, что именно к такому сценарию американцы, скорее всего, будут склонять и Каир, и Тель-Авив. Каир здесь играет важную роль, потому что он является главным посредником и во внутрепалестинском переговорном процессе, а США является главным посредником в переговорном процессе между Палестиной и Израилем.

В случае оказания поддержки ФАТХ (а эта поддержка может быть предоставлена со стороны египетской разведки, египетского политического руководства) нельзя исключать такого варианта. Именно в этом случае, например, во второй половине следующего года переговоры могут привести к какому-то результату уже с легитимным палестинским правительством. Сейчас это правительство обладает не полной легитимностью, и все договорённости, которые будут с ним достигнуты в течение осени и зимы этого года, не будут обладать реальным весом для изменения ситуации в регионе».

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".