Статья
20 Января 2010 0:01

Минкомсвязь вызвали в Думу

<p>Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев  доложил депутатам о мерах  по обеспечению доступности современных  видов связи населению. Впервые «правительственный час» проходил в  новом формате – в форме отчета министра о деятельности возглавляемого им ведомства.</p>
<p>Выступление главы  Минкомсвязи содержало информацию по нескольким направлениям: появление  нового национального оператора  связи на всей территории страны,  разворачивание сетей связи нового поколения,  обеспечение доступа к широкополосному вещанию, переход к цифровому вещанию, запуск портала gosuslugi.ru. Во многом, по его словам, технологическое перевооружение отрасли нужно в том числе и для того, чтобы обеспечить получение гражданами госуслуг в Интернете.</p>
<p>Игорь Щеголев  достаточно подробно рассказывал о технической стороне дела, в то время как депутатов, задававших вопросы, волновали в основном достаточно простые, но жизненно важные вещи. Например, работа почты как единственного способа доставки пенсий в отдаленных уголках России (идет постоянное сокращение финансирования почты), высокая цена доступа в Интернет в ряде регионов, контроль за содержанием сайтов в Интернете, соблюдение авторских прав на творческую продукцию.</p>
<p>Депутаты даже большее внимание обратили не столько на функции министерства в части связи, сколько на вторую составляющую – курирование средств массовой информации. Много говорилось о необходимости изменений в сетке вещания телеканалов, задавались вопросы о том, что делать с насилием, льющимся с экранов телевизоров россиян. Поднималась также проблема телевещания в приграничных регионах, где россияне имеют больше возможностей для просмотра телепрограмм соседних государств. Депутаты требовали разъяснения, не влияют ли коммерческие споры телеканалов РФ с телекомпаниями в странах СНГ на закрытие нашего телевещания в этих странах.</p>
<p>Игорь Щеголев уверил депутатов, что в его министерстве идет постоянный мониторинг деятельности телеканалов на предмет соответствия законодательству. Все случаи нарушений  закона фиксируются и принимаются соответствующие меры. «В 2009 году за экстремизм было вынесено 30 предупреждений; за пропаганду, распространение наркотиков – пять; за порнографию – четыре; за использование СМИ в целях совершения уголовных деяний – два; за распространение запретной информации, представляющей государственную тайну, – 23», – сказал Игорь Щеголев.</p>
<p>А для того, чтобы  в приграничных районах граждане могли в полном объеме смотреть российские программы, и осуществляется переход на цифровое телевидение, подчеркнул министр. Что касается проблем с СНГ, то, по заявлению Игоря Щеголева,  эта проблема носит исключительно политический характер.</p>
<p>В январе 2010 года глава Минкомсвязи рассказал  журналистам о состоянии российского  рынка информационных технологий. В 2009 году он сократился на 8%. По его словам, это стало следствием кризиса и падения объемов заказов в отрасли. Министр также отметил, что в прошлом году не удалось запустить механизм налоговой поддержки IT-отрасли. «Меры, о которых мы говорили, очень туго проходят через Минфин», – посетовал И.Щеголев.</p>
<p>Он пояснил, что  это произошло, в первую очередь, из-за отсутствия единства среди самих IT-компаний. Так, решение о льготном режиме перехода от ЕСН к страховым  взносам не было принято, потому что компании-экспортёры ПО предложили распространить этот порядок только на них, а не на всю отрасль. «Минфин с удовольствием на этом сыграл: нет единой позиции – меры заморожены», – сказал И.Щеголев. По его словам, в январе-феврале Минкомсвязи продолжит работу с Минфином в этом направлении.</p>
Комментарии экспертов
<p>По сравнению с другими отраслями экономики IT-сектор пострадал не так сильно. 8 процентов – это совсем небольшая цифра, учитывая экономическую конъюнктуру, когда компании сокращают расходы, прежде всего, на капитальное строительство и информационную составляющую – IT-технологии. Так что данные показатели выглядят положительно. <br />
 <br />
Например, в США и Европе положение в этой отрасли намного серьёзнее. Учитывая, что российский сектор начинает укрепление производственных единиц нового поколения, создается крупный игрок в сотовой связи на базе Скайлинк (на базе Связьинвеста) – всё это говорит о том, что у отрасли есть очень серьёзный потенциал, и он реализуется, в отличие от многих других направлений. В среднесрочной перспективе рост может быть очень значительным.</p>
<p>Депутаты высказали главе Минкомсвязи Игорю Щеголеву недовольство телевидением. Но дело в  том, что депутаты сами не знают, чего они хотят.</p>
<p>Это ведь тоже вкусовщина: кому-то нравится, кому-то – нет. Кто-то считает, что Есенин – поэт, пропагандирующий пьянство и разврат, а кто-то считает, что это поэт, раскрывающий русскую душу. Такие ведь мнения были в 30-е годы. И поэтому все эти претензии насчёт того, что телевидение пропагандирует насилие и т.д., я обычно даже не слушаю.  </p>
<p>В каком таймслоте, на какой секунде, на каком канале была показана сцена, которую можно интерпретировать как насилие, разжигание и т.д.? Что такое насилие? «Белое солнце пустыни» – насилие или нет? Чисто 282 статья – человек истребляет мусульман, разжигая религиозно-национальную ненависть. Здесь все зависит о того, как посмотреть на этот вопрос. Поэтому это такие заявления, на которые не стоит обращать внимание. Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев ответил на претензии депутатов абсолютно правильно. Он фактически сказал: «Сначала сформулируйте, а потом уж предъявляйте претензии».   </p>
<p>Конечно, существует некий общественный контроль. Мы, например, обращаем внимание на то, что пишут журналисты, на их критику. А разговоры о контроле – это может быть попыткой влезть в чужой бизнес. Поэтому ничего, кроме рейдерства, в этих заявлениях я не вижу.</p>
<p>При переходе на цифровое телевидение Минкомсвязи  в обмен на предоставление каких-то частот собирается финансировать предоставление гражданам приставок. Будет это или нет – неизвестно, но слухи есть, потому что региональные власти не торопятся обеспечить малоимущие слои населения этими приставками за счет бюджета. Сейчас они активно готовятся войти во второй пакет (т.н. губернаторские каналы), уже закупают оборудование.  <br />
 <br />
Как мы знаем, примерный срок амортизации оборудования – 10 лет. Сейчас оборудование закупается, к 2015 году планируется введение в действие данной программы. Однако это оборудование скоро уже выйдет из строя, то есть будет устаревшим. В связи с этим вопрос – рассчитывали ли мы экономическую эффективность внедрения цифрового телевидения? Может быть, проще и эффективнее разработать параллельную технологию? В Европе и США уже внедряется данная технология, а мы всё время отстаём.  <br />
 <br />
Есть инициатива по универсальным услугам связи – точки доступа в каждом населённом пункте с численностью не менее 500 человек и телефон. В Минкомсвязи (совместно с министерством образования) необходимо разработать какую-то совместную программу, потому что у населения очень низкий уровень компьютерной грамотности. Если в деревнях с населением 500 человек будут стоять красивые телефоны и будет точка доступа, а не будет людей, которые могут пользоваться этим Интернетом, то стоит ли огород городить? Учитывать надо и то, что, к сожалению, урбанизация порождает постоянный отток населения из сельской местности. В итоге мы затратим большие средства на телефонизацию и компьютеризацию малых населённых пунктов, а через какое-то количество времени там жить будет некому.  <br />
 <br />
Что касается модернизации почты, то на сайте Министерства связи активно обсуждаются варианты мебели для почтовых отделений связи. По-моему, этому сейчас не место. Может быть, ребрендинг для почты и нужен, но какая будет мебель в отделении связи – это не столь важный вопрос в современных условиях. <br />
 <br />
Не очень ясна позиция по научным сетям и рунету. Многие корпорации активно используют свои внутренние сети, и они практически ничем не отличаются. Хотя вещь, безусловно, важная – скоростной обмен между научными организациями.  <br />
 <br />
В отношении электронного правительства можно только повторить: кто будет им пользоваться, если компьютерная грамотность на нуле?</p>
<p>Говоря как  о стратегии развития нашей страны, так и о текущих задачах, руководство  России в качестве основного приоритета формулирует необходимость широкой  и глубокой модернизации экономики. Первостепенное значение в модернизации и дальнейшем развитии страны имеет инфраструктура народного хозяйства и современные технологии, среди которых важное место занимают информационно-коммуникационные технологии и особенно массовые коммуникации, если на первое место ставить нужды населения. <br />
 <br />
С точки зрения задач, стоящих перед страной, фракция «Единая Россия» считает наиболее актуальными следующие вопросы. <br />
Начну с области массовых коммуникаций. Вопрос, который наиболее важен, на мой взгляд, – это тема модернизации законодательства в области средств массовой информации. Хочу напомнить, что именно по решению президиума фракции «Единая Россия» была создана Рабочая группа под руководством Олега Морозова, которая подготовила проект федерального закона массовой информации. В рамках так называемого «нулевого чтения» законопроект был направлен в Минкомсвязи, и нами было получено предварительное заключение с указанием замечаний и предложений. В настоящее время  ведётся кропотливая работа над проектом данного федерального закона. В этой связи отмечу, что в такой работе опасна спешка. Главное (и мы это осознаём), что работа над этим важным законопроектом должна быть высококачественной, с учетом позиций всех заинтересованных сторон и мнения медиасообщества. <br />
  <br />
Следующий вопрос – системы хранения, обработки и передачи информации, повышение качества и разнообразия пользовательских услуг, а также создание предпосылок для внедрения новых стандартов. Что здесь мы можем предложить в качестве законодательной поддержки? Безусловно, понадобятся некоторые изменения в Федеральном законе «О связи» с целью уточнения режима деятельности операторов связи в процессе предоставления ими услуг вещателем по доставке программ цифрового телерадиовещания до потребителей. Для укрепления нормативно-правовой базы перехода на цифровые технологии понадобятся определённые изменения и в базовый закон о СМИ. Как известно, наша фракция сформулировала свои предложения. Законодательные инициативы должны включать, в первую очередь, как нам представляется, вопросы социальных гарантий доступности услуг телерадиовещания населению при переходе на цифровое вещание.  <br />
 <br />
По мере развития возможностей массовых коммуникаций мы все больше и больше сталкиваемся с негативными  явлениями. Особенно тревожит незащищённость несовершеннолетних пользователей от вредных, опасных и незаконных Интернет-ресурсов. По оценкам Европейской Комиссии, более 44% детей, пользующихся Интернетом, сталкиваются с порнографическими и иными неприемлемыми материалами. В этой связи нам необходимо обратить особое внимание на действующее российское законодательство. И, в частности, рассмотреть вопросы возможного внесения изменений в Закон «О связи» с точки зрения уточнения правового статуса контент-провайдера, а также уточнения норм, обязывающих операторов связи, предоставляющих доступ к сети Интернет, устанавливать по просьбе пользователей программные фильтры и другие средства в целях пресечения доступа к информации, запрещенной для распространения законодательством России. Не случайно нынешний год является также годом безопасного рунета. <br />
 <br />
Следующий вопрос – электронный  документооборот. Совершенствование законодательства в области электронного документооборота, безусловно, должно помочь снятию барьеров между властью и гражданином, ограничить бюрократический произвол, сократить возможности для коррупции и так далее. В Государственную Думу внесен проект федерального закона «Об электронном документе». Необходимо усилить работу по подготовке законопроекта к первому чтению. С этим тесно связана задача совершенствования законодательства об электронной подписи. Проект федерального закона «Об электронной подписи» внесен в Госдуму. Ведется работа по подготовке законопроекта к первому чтению. Главное, чтобы закон способствовал массовому использованию электронной подписи. С развитием электронного документооборота также тесно связана  проблема развития электронной  торговли. В Государственную Думу уже внесен проект федерального закона «Об электронной  торговле». Необходимо также интенсифицировать работу по подготовке законопроекта к первому чтению. <br />
 <br />
Еще один вопрос – предоставление населению государственных услуг в электронном виде. Конечно, важность развития предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций в электронном виде является очевидным. Только таким путем можно избавить людей от постоянного стояния в очередях за справками и согласованиями, избавить от необходимости многократно обращаться по одному и тому же поводу в тот или иной орган власти. Это также во многом зависит от эффективного функционирования электронного документооборота. Проект федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» принят в первом чтении. Сейчас идет работа по его подготовке ко второму чтению. <br />
<br />
Хотел бы обратить внимание на необходимость безотлагательного  совершенствования  законодательства в области электронного здравоохранения  – применение современных цифровых технологий позволит улучшить медицинское обслуживание вне зависимости от условий и места проживания граждан, а соответственно и улучшить здоровье населения, увеличить продолжительность жизни, улучшить демографическую обстановку в стране. Проект федерального закона «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине» внесен в Государственную Думу. Необходимо усилить работу по подготовке законопроекта к первому чтению.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".