Минобороны закупит подлодки
Минобороны впервые за многие десятилетия рассматривает вопрос о возможности лицензионного производства в нашей стране дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) немецкого проекта 212/214.
«Министерство обороны России рассматривает возможность лицензионного производства подлодок немецкой разработки проекта 212 для обновления флота дизель-электрических субмарин ВМФ», - сообщил источник в военном ведомстве.
Необходимо отметить, что Россия располагает несколькими проектами ДЭПЛ нового поколения, обладающими лучшими характеристиками, чем у германских кораблей, пишет деловая газета «Взгляд».
Такое решение объясняется тем, что строительство отечественных неатомных подлодок пока идет с отставанием от графика, а немецкие субмарины аналогичного класса сегодня считаются лучшими в мире.
Такие субмарины незаменимы в противолодочной обороне побережья, кроме того, они страхуют атомных собратьев при выходе из баз. Меньшая автономность тут имеет второстепенное значение: базы расположены недалеко от районов патрулирования.
Более того, по ряду параметров современные ДЭПЛ мало уступают ПЛА, например, по параметрам скрытности или по оснащению современной электроникой. А благодаря появлению анаэробной силовой установки, способной работать под водой без доступа атмосферного воздуха, дизель-электрические подводные лодки выйдут на совершенно новый уровень автономности.
При этом продуктами деятельности химического реактора будут дистиллированная вода и водород, который теоретически тоже может использоваться для производства энергии.
Столь огромная задержка в принятии на вооружение корабля, уже несколько лет существующего в металле объясняется, по наиболее распространенной версии, нестыковками программного обеспечения, примененного в боевой информационно-управляющей системе корабля (БИУС). Проще говоря: центральный компьютер «не видит периферии» или видит не полностью. И «дописать» софт некому, либо за это заламываются нереальные цены.
Есть и еще одна причина – неопределенность с ценой лодки. Официально, заявленная стоимость ДЭПЛ пр. «Лада»/«Амур» заявлена в 2-3 раза ниже, чем германского корабля пр. 212/214. Но по неофициальным данным, один из представителей инозаказчика (предположительно – Малайзии), ознакомившись с реальным ценником, заявил, что его стране дешевле будет приобрести корабли в ФРГ или испано-французские Scorpena.
Я думаю, что это решение Минобороны ошибочно как минимум по двум причинам. Первое – согласно имеющейся информации создается такое впечатление, что российские проекты более конкурентоспособны и более дешевы по сравнению с германскими аналогами. Мышление военных характеризуется тем, что нужно как можно больше потратить и ничего не экономить. Чем больше потратишь, тем больше дадут в следующем году. Это традиционное мышление для всех бюджетополучателей.
Единственное, здесь покупка этого германского проекта может быть увязана с какими-то договоренностями между Россией и Германией, потому что у нас достаточно много общих интересов. Единственным оправданием здесь может служить размен – Россия аккредитует немецкую военную промышленность, а немцы в ответ делают для России еще что-то на международной арене или еще где-то.
Есть еще большой стратегический негатив. Он заключается в том, что все страны, которые претендуют на то, что они являются ведущими (это не только Соединенные Штаты Америки, но и прочие, условно говоря, G8), они все стараются разрабатывать свое оружие самостоятельно.
Дело в том, что когда какое-то оружие, особенно высокотехнологичное, продается от одной страны к другой, то та сторона, которая продает, она имеет возможность поставить закладки в электронику, и если между этими двумя странами вспыхнет конфликт, то против них уже нельзя будет использовать оружие.