Статья
1787 6 октября 2015 20:59

Минск как исполнение «Минска»

Итоги парижского саммита «нормандской четверки» ввиду скупости комментариев ее участников трактуются очень разнообразно. В Киеве многие представляют их как безусловный триумф Украины – благо из всех четверых участников встречи именно Порошенко больше и чаще других рассказывает о ее результатах. Впрочем, немало представителей украинского политикума действиями своего президента в Париже недовольны. В чем же суть интриги?

Дело в том, что сразу после заключения протокола «Минск-2» главной задачей киевских властей был… саботаж этих соглашений. Причины саботажа понятны – то, что Украина бралась со своей стороны выполнить, не пользовалось популярностью в киевских политических кругах. Если суммировать главную проблему Порошенко, то она заключалась в нежелании идти на контакт с ДНР и ЛНР. Тогда как в четвертом пункте подписанных соглашений значится: «В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов». (Это же требование обсуждения особенностей проведения выборов значилось и в 12-м пункте протокола). Диалог начат не был и официальный Киев бравировал тем, что разговаривать с «террористами» и «сепаратистами» он не намерен. Напротив, всячески поливал их грязью.

 Точно также украинские власти отнеслись к исполнению следующего пункта «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Постоянно звучали заявления о том, что никакой всеобщей амнистии не будет, напротив, необходимо привлекать к ответственности «лидеров боевиков».

Также Киев не горел желанием «определить модальность полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты» – и ввел жесткую экономическую блокаду неподконтрольных ему территорий. Он саботировал, по сути, проведение конституционной реформы. Те законы, которые были приняты Радой с подачи президента, якобы в развитие минских соглашений, мало что имеют общего с подписанным протоколом.

Нежелание вступать в диалог с силами Донбасса привело к абсурдной ситуации – в ДНР и ЛНР готовились к выборам по своей программе, а в Киеве принимались законы относительно того же региона, воплощать которые в жизнь было невозможно, поскольку он не контролировался Украиной. По украинскому законодательству выборы в Донбассе должны пройти 25 октября, по законодательству ДНР и ЛНР –18 октября и 1 ноября, соответственно. Раскол между двумя частями страны стал еще сильнее. Нависла угроза над выполнением всего комплекса Минских соглашений.

Найти выход из этого тупика и была призвана встреча «четверки» в Париже. Судя по той информации, которая стала известна (и которую весьма субъективно трактовал Порошенко), основное развитие парижские договоренности должны были получить в Минске 6 октября на встрече контактной группы.

Так оно и произошло – ДНР-ЛНР перенесли выборы на 21 февраля 2016 года. В свою очередь, Киев должен будет теперь переписать свое законодательство таким образом, чтобы речь пошла о полноценной конституционной реформе (что он до сих пор саботировал) и о наделении Донбасса реальными полномочиями. Выборы должны пройти через 80 дней после принятия соответствующего закона и всеобщей амнистии. При этом все законопроекты должны предварительно согласовываться с ДНР-ЛНР и не могут после их одобрения меняться в Верховной Раде.

Только после исполнения этих условий, записанных в минском протоколе от 12 февраля, возможна передачи границы с РФ под контроль украинских властей, чего они добиваются в первую очередь.

То, что стороны конфликта договороспособны и при желании могут исполнять взятые на себя обязательства, доказывает положение на фронтах, где в последние недели соблюдается перемирие и сообщений о его нарушении не поступает.

Теперь речь идет о том, последует ли за прекращением перестрелок политический диалог, или же ситуация перейдет в классический «замороженный» конфликт?

Конечно, Порошенко может попытаться переложить ответственность на Раду, мол, ее депутаты тормозят или не желают принимать нужные законы, но тогда он будет скомпрометирован перед европейскими гарантами соглашений, и перестанет рассматриваться и Россией и Юго-Востоком как серьезная фигура, с чьим мнением можно считаться.

Таким образом, итогом и парижской встречи, и минской должно быть возвращение Киева на путь реализации договоренностей от 12 февраля. То, от чего он так долго пытался увильнуть, ему придется выполнять в полном объеме. Европа недвусмысленно указала на это Украине.

Максим Артемьев, специально для «Актуальных комментариев»

Другие статьи автора


30 сентября 2022 Анонс  Подписание договоров о вступлении в состав России новых субъектов 30 сентября в 15.00 в Кремле пройдет церемония подписания договоров о вступлении в состав России новых субъектов. 27 сентября 2022 Новости  Историческое значение в условиях краха однополярного мира: эксперты об итогах референдумов Жители освобожденных территорий не побоялись и пришли на референдумы по присоединению к России несмотря на давление, обстрелы и прямые угрозы со стороны киевского режима.  4 октября 2022 Анонс  Рассмотрение Совфедом закона о вхождении в состав России новых субъектов 4 октября Совет Федерации может рассмотреть договор и закон о вхождении в состав России новых субъектов. По словам сенатора Андрея Клишаса, Совфед не будет проводить внеочередных заседаний для принятия законов о вхождении в состав РФ новых субъектов. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".