Минск: консенсус ОДКБ невозможен
В Москве готовятся к встрече глав государств Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Скандальное отсутствие Александра Лукашенко не помешает лидерам шести стран подписать намеченные соглашения, уверены в МИД РФ.
В тоже время российская сторона заявила, что готова продолжить переговоры по «молочному вопросу», подчеркнув при этом, что подобными выпадами Минск никаких послаблений не добьется.
В самом же Минске заявляют, что отсутствие Белоруссии на саммите ОДКБ является правовым препятствием для подписания документов.
Белорусская сторона 14 июня передала в секретариат Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) официальную ноту, согласно которой в соответствии с правилами Организации сегодняшний саммит ОДКБ не имеет консенсуса для принятия документов, сообщили в воскресенье в пресс-службе МИД Белоруссии.
В ноте МИД Белоруссии сообщается, что «неучастие Республики Беларусь в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия Республики Беларусь на принятие рассматриваемых этими органами решений и, соответственно, отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14», передает БелТА.
Здесь нужно отметить, что проблема не только между Россией и Белоруссией. Так же есть сложности между Россией и Узбекистаном, поскольку Ташкент выдвинул свои условия членства по участию в коллективных силах оперативного реагирования, то есть, видим, что здесь проблема системная, а не касающаяся одной конкретной страны.
Дело в том, что, безусловно, все республики постсоветского пространства, которые так или иначе принимают участие в интеграционных объединениях, тем более тех, которые касаются обеспечения безопасности, заинтересованы в том, чтобы извлечь для себя какие-либо максимальные выгоды, особенно в условиях финансового кризиса. Поэтому я думаю, что сейчас ведется торг, который касается не только Белоруссии, но и всех республик постсоветского пространства, которые так или иначе вступают в какие-либо отношения с Москвой. Здесь я отмечу и Таджикистан, и Казахстан, и Азербайджан, я уже не говорю про Украину.
Мы видим, что сейчас эти страны пытаются извлечь пользу прежде всего финансового характера, и добиться от России предоставления кредитов (желательно долгосрочных беспроцентных). Поэтому я думаю, что скорее всего, эта проблема носит именно не военный характер, а вопрос того, договорятся стороны или нет поддерживать свои двухсторонние отношения.
Так, что касается Москвы и Минска, то здесь это проблема союзного государства, которое пока не может быть создано - как по причине нежелания Москвы уступать Минску в каких-то вопросах, так и по причине нежелания Минска делегировать России, Москве более влиятельные полномочия, нежели им могли бы достаться. Это раз.
Второй момент - это опять же кредит, поскольку Белоруссия не получила обещанного кредита. Это, судя по всему, вывело из себя Лукашенко, поскольку, судя по всему ожидания были совсем иного плана, и поэтому и последовала вся жесткая риторика – отморозки и прочее - в адрес чиновников.
Кроме того это еще и вопрос позиционирования Белоруссии. Сейчас мы видим, что Лукашенко заявляет о своей стране как о рубеже Запада и России, он все это обыгрывает с той целью, чтобы, опять же, выторговать у России для себя максимальные преференции. С одной стороны говорит о том, что Белоруссия это единственный последователь и союзник России в СНГ, а с другой стороны, мы видим совсем иные шаги и иные заявления. Все это направлено именно на то, чтобы из этого торга политического извлечь для себя максимальные преференции. Здесь же участие или неучастие - пока неясно - Белоруссии в КСОР.