Статья
9 Сентября 2010 17:00

Мировой форум в Ярославле

<p>Мировой политический форум «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» завершился в Ярославле. <a href="http://www.actualcomment.ru/theme/1481/">На пленарном заседании выступил президент России Дмитрий Медведев.  Перед пленаром он встретился с российскими и зарубежными политологами.</a></p>
<p>В Ярославль, отмечающий в этом году тысячелетие, съехались лучшие умы России и зарубежных стран, чтобы продолжить дискуссию о роли современного государства в обеспечении безопасности и устойчивости современного мира. Эта дискуссия была начатая в 2009 году на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность», которая также проходила в Ярославле.</p>
<p>Высокими гостями форума в этом году стали президент Южной Кореи и премьер-министр Италии.</p>
<p>В первый день, 9 сентября, работа форума работа форума проходила по секциям, каждая из которых посвящена определенной теме: «Государство как инструмент технологической модернизации»; «Стандарты демократии и многообразие демократического опыта»; «Новые вызовы и концепция международного права»; «Региональные системы глобальной безопасности».</p>
<p>О выборе тематики обсуждений преддверии форума рассказали модераторы секций.  Так Валерий Фадеев, модератор секции «Современное государство как инструмент технологической модернизации»  считает, что все больше стран приходят к пониманию того, что без модернизации и инновационного сегмента в экономиках нельзя существовать в современном мире.</p>
<p>Выступая на пресс-конференции в Интерфаксе, эксперт сказал: «Страны становятся более открытыми, происходит переток капитала, однако многие страны отстают в развитии. Политика модернизации и инноваций становится ключевой, и нам важен опыт стран, которые прошли такую модернизации. Возможно, обсуждение в Ярославле повлияет на модернизацию у нас».</p>
<p>Модератор секции «Стандарты демократии и многообразие демократического опыта» Глеб Павловский отметил со своей стороны что эта секция, модератором которой он выступает, стала традиционной и повторяет тему прошлого года. В этом году, по его мнению,  секция в большей степени ближе к генеральной теме форума: прогресс и демократия. «Прогресс и демократия – есть ли связь здесь, и какая. Сама тема стандартов говорит о том, что речь идет не о изолированной демократии, а демократии,  которая является таковой в сообществе свободных наций», - отметил эксперт.</p>
<p>Россия, по его оценке, хочет развивать свои институты в сообществе с другими демократиями и Дмитрий Медведев, уточнил модератор, настаивает на партнерском подходе как в модернизации, так и в строительстве демократии.</p>
<p>Форум пройдет в годовщину статьи «Россия, вперед!». В прошлом году началось, по словам Глеба Павловского,  мощное политическое наступление Дмитрия Медведева. Подобного эффекта политолог ожидает и в этот раз.</p>
<p>Модератор секции «Новые вызовы и концепция международного права» Иосиф Дискин со своей стороны сказал на пресс-конференции:</p>
<p>«Международное право – заповедник холодной войны. В ситуации, когда нет ни полярного, ни однополярного мира малые государства оказываются в отсутствие международного правового регулирования. Так мировой порядок не защитил сомалийских рыбаков, когда они отгоняли от своих берегов корабли с отходами и в итоге стали пиратами и таких примеров много».</p>
<p>«В ответ на новые угрозы нужно новое видение международного права, которое не замыкалось бы только на международных отношениях. Например, финансовая сфера сейчас находится вне международного регулирования. И сегодня вопрос об интеграции международного и частного права становится актуальным», - отметил эксперт.</p>
<p>«Сегодня лидерами в разговорах про международное право являются наднациональные структуры с глобалистским видением, универсальным подходом, хотя необходимо учитывать особенности государств. Ярославль обсуждает как национальные государства могут выстраивать новый порядок»,-  подытожил эксперт.</p>
Комментарии экспертов
<p>Нам необходимо понять, как строить развитие и возрождение страны как высокотехнологичной державы, где не бандиты, а предприниматели являются героями, где номер один – это честные профессионалы-трудяги. Они и сейчас тащат за собой Россию, но их влияние на процессы недостаточно. Восстановление такой страны высокотехнологичных производств с тем образом жизни, которым бы гордились граждане – первая задача. Нам надо понять, как это сделать.<br />
Во-вторых, нам нужно понять, куда идёт глобальный мир. Мы видим, что, с одной стороны, стремительно развивается глобальная экономика, глобальная культура, а, с другой стороны, количество различных проблем зачастую зашкаливает. И проблема демократии является одной из них.</p>
<p>Сейчас мы должны сформулировать, в каком направлении мы будем развивать политическую систему. Нам нужно ответить на несколько вопросов по демократии. Первое. В конце 80-х мы хотели сделать демократию, думали, что главное – открыть свободу, и получится демократия. А не получилось. Нам нужно понять, почему не получилось. Мы же хотели, мы всё сделали для этого.</p>
<p>Кроме этого, у нас одна из важнейших проблем – политическая пассивность и недостаточный опыт мирной демократии между выборами. Как в этих условиях сформировать демократические институты?</p>
<p>Я жду, что эти проблемы будут обсуждаться. Конечно, на них не будут даны какие-то окончательные ответы, но это будет дискуссия. Окончательного решения не будет никогда, но и останавливаться на пути в осмыслении этих процессов тоже нельзя. Нужно идти вперёд.</p>
<p>Демократия же существует не сама по себе. Она существует для каких-то целей. У нас была демократия для свободы, потом мы сформулировали тезис суверенной демократии, защищающей нас от того, чтобы над нами был установлен контроль со стороны других стран, который противоречил бы нашим интересам. А сейчас нам нужна демократия для развития. Как сформировать демократические институты, чтобы они были заточены именно под это? Демократических схем на самом деле очень много, они сильно разнообразные. И отличаются они во многом тем, для чего они служат, какие задачи стоят перед этой страной, перед её обществом в данный момент.</p>
<p>Сейчас задача, которая стоит перед нашим обществом, - выход из кризиса и стагнации на путь быстрого и качественного развития. То есть демократия для развития – вот важнейшая задача, которая перед нами стоит. <br />
 </p>
<p>Международное право осталось одним из последних заповедников времён «холодной войны». И сегодня, когда формируется новый глобальный порядок, стало понятно, что прежние схемы международного права неработоспособны. Яркий пример: в ситуации, когда нет двуполярного и нет реально однополярного мира, в пропасть отсутствия правого регулирования попадают малые страны.</p>
<p>Мы сегодня много говорим о Сомали как об очаге пиратства. Но не все знают,  как это вообще всё произошло. Как только распалось единое государство, побережье Сомали превратилось в гигантскую свалку токсичных отходов. И никакой мировой порядок не защитил бедных сомалийских рыбаков, которые пытались как-то отгонять корабли, которые устраивали свалку. Их там расстреливали.</p>
<p>В итоге они позвали своих военных,  которые сначала отгоняли корабли, а потом превратились в мощную пиратскую империю. Вот как нехватка действенного международного права формирует новые угрозы, которые теперь являются большой головной болью для мирового сообщества.</p>
<p>Секция "Новые вызовы и концепция международного права"  - это новая секция на форуме. К ней шла достаточно интенсивная подготовка. Была конференция в Институте государства и права с российскими участниками, был большой международный семинар в Гарварде. Крупные специалисты международного права вели диалог о том, что необходимо новое видение международного права, которое не замыкалось бы только на межгосударственных отношениях.</p>
<p>Вполне понятно, что необходимо регулировать финансовую сферу, которая сегодня находится вне регулирования международного права. Переток финансовых потоков сегодня в мире способен спровоцировать голод и бедствия в ряде страны, а вмешаться в это сегодня невозможно.</p>
<p>Стоит вопрос об интеграции международного публичного и международного частного права. Существует  вопрос о необходимости создания действенного международного права, предусматривающего системы поддержки и системы санкций. Это длинный процесс, но его нужно начинать.</p>
<p>Сегодня лидерами в разговорах про международное право являются наднациональные и межнациональные структуры со своим очень специфическим мышлением и видением, с универсалистскими подходами, реализация которых только провоцирует напряжение в целом ряде стран.</p>
<p>И только объединения национальных государств, которые обладают международным видением и пониманием национальных проблем развития, способно выстроить систему международного права, которая учитывала бы национальные, культурные и исторические особенности отдельных стран. Без этого международное право было выстроено на старом просвещенческом европейском видении права, совершенно не учитывающем многообразие современного мира. Таким оно не может быть действенным.</p>
<p>Это большая, трудная работа, которую, тем не менее, нужно начинать. Ярославль – это правильное место для того, чтобы обсуждать эти вопросы. И для правоведов это тяжёлый вызов, потому что они так не привыкли рассуждать. Здесь ещё только начинается рефлексия проблематики и только идёт фиксация тех подходов, с позиции которых можно было бы решать эти проблемы.  Важно, что Россия поднимает эти вопросы и выступает с лидирующими позициями.<br />
 </p>
<p>На Мировом политическом форуме «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» особое внимание будет уделено проблемам международной безопасности, а также вопросам построения соответствующих региональных систем безопасности.<br />
<br />
Такие системы должны отвечать вызовам и угрозам безопасности - сравнительно новым и традиционным, с которыми приходится иметь дело международному сообществу.<br />
<br />
Участники форума подробно рассмотрят, в том числе, проект нового Договора о европейской безопасности, предложенного президентом Дмитрием Медведевым.<br />
<br />
При разработке параметров новых систем региональной безопасности необходимо учитывать, в том числе, изменившийся характер войн и вооруженных конфликтов, сложившиеся региональные балансы сил, характер военной и политико-военной деятельности соответствующих государств.<br />
<br />
Среди актуальных проблем при обсуждении вопросов международной безопасности - совместные усилия по борьбе с терроризмом, нераспространение оружия массового поражения и средств его доставки. Все более масштабной становится в национальных и международном масштабах проблема обеспечения кибербезопасности.<br />
<br />
Исключительно важной остается по-прежнему проблема обеспечения стратегической стабильности как в ядерном, так и в неядерном измерении. В деле обеспечения стратегической стабильности традиционно огромная роль принадлежит нашей стране, всему комплексу сил и средств ядерного сдерживания.</p>
<p>Интерес к форуму в Ярославле столь велик, то он будет проходить 2 дня, а не один, как в прошлом году. Секционные заседания будут более продолжительными, и состоится всего 3 пленарных заседания. Возможно, это станет традицией проводить форум в Ярославле. Кроме того, 10 сентября  начинается празднования тысячелетия города Ярославль. Два события будут совмещены, и предполагается, что участники мирового политического форума тоже присоединяться к этим празднованиям.</p>
<p>Что касается секции по технологической модернизации, у неё есть две задачи. Первая задача – обсуждение этой проблематики в мировом контексте. Всё больше стран подходят к пониманию того, что без модернизации и без развития инновационного сегмента в экономиках очень трудно будет существовать в современном мире.</p>
<p>С другой стороны, появляется всё больше возможностей, потому что мы становимся всё более открытыми. Предыдущие десятилетия глобализации показали, какой мощностью обладает перетекающий из страны в страну капитал. Однако эти же десятилетия показали, что одного только капитала недостаточно, что большинство стран остаются недоразвитыми по сравнению с ведущими странами мира, что необходимо глубокое преобразование экономической сферы.</p>
<p>Это тем более важно для нас, потому что политика модернизации и инноваций становится ключевой. Я надеюсь, она будет ключевой в ближайшие годы и десятилетия. И нам важен опыт стран, которые прошли такую модернизацию.<br />
 </p>
<p>Секция "Стандарты демократии и многообразие демократического опыта" в значительной степени повторяет тему секции прошлого года. В этом году она ближе всего к генеральной теме форума в целом. Развитие и демократия, прогресс и демократия – есть ли тут связь?</p>
<p>Тема стандарта демократии говорит о том, что речь идёт не о какой-то особой, отдельной, изолированной демократии, демократии «на острове», а о демократии мейнстрима, ориентированной на развитие страны. О демократии, которая признается демократией в сообществе свободных наций. Тема стандартов демократии - это тема договоренности о едином понимании современного государства при всем многообразии институтов и опыта.</p>
<p>Задача выработки стандарта для каждой нации является делом партнёрства. Россия хочет строить свои демократические институты и развивать партнёрство с другими демократиями. У Медведева это можно увидеть по его выступлению и на Госсовете в начале этого года, и на встрече с послами.</p>
<p>И Медведев  настаивает на том, что это именно совместная выработка стандартов на основе партнерского подхода к миссии современного государства. Он объединяет задачи модернизации с задачами строительства демократии, но не подменяет одни другими. Никакие политические институты не заменят экономической состоятельности.</p>
<p>К этому форуму наше издательство «Европа» выпустит целый ряд книг, в том числе сборник о демократии и модернизации, в чём участвуют все основные теоретики демократии в современном мире. Подготовлен также доклад участников секции, в котором есть и оценка состояния демократии, и целый ряд рекомендаций.</p>
<p>И у нас и на Западе кстати не всегда понимают, что президентская власть и исполнительная власть в России - это не одно и то же. Президентская власть - это власть главы государства, координирующая другие ветви. А исполнительная власть чрезвычайно отягощена рецидивами монополизма, архаики и коррупции. Упорядочить исполнительную власть, сделать бюрократию из коммерческой - государственной силой, что конечно, касается и силовых структур - одна из целей, на важности которой настаивают участники нашего доклада.</p>
<p>Хотел подчеркнуть, что форум и наша секция пройдёт как раз в годовщину программной статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперёд». В прошлом году в эти дни началось, условно говоря, политической наступление президента. Я думаю, что в этом году оно продолжится в эти же самые дни, начало политического сезона в России.</p>
<p>XX век, действительно, прошёл во всём мире под знаменем борьбы за демократию и свободу. Любое политическое событие, любой военный конфликт, массовое или одиночное убийство оправдывались именем демократии и свободы. Так начиналась Первая мировая война, так было с образованием Ирландской республиканской армии, с Октябрьской революцией в России и со многими другими событиями. Причём, каждая из противоборствующих сторон несомненно обозначала, что именно она сражается за настоящую свободу и демократию.<br />
<br />
XX век нас, видимо, научил, что представление о демократии - крайне разнообразно. К ней предъявляются слишком разные стандарты. Эти стандарты обусловлены разницей культур, истории, традиции, менталитета народов, населяющих наш мир. Однако, несмотря на все эти различия, есть и общее представление.<br />
<br />
Демократию постоянно связывают со свободой. Но в то же время демократия, видимо, не есть просто свобода. Демократия – это не вседозволенность и не исполнение всех желаний и желаний каждого. Демократия – это, в первую очередь, равенство перед законом и исполнение закона всеми.<br />
<br />
И возникает очень сложная проблема: а какой закон, который мы обязаны исполнять, на что он направлен, какие критерии к этому закону предъявляются, какие критерии оценки законодательной базы? Если мы говорим о построении развития демократического общества, то мы должны оценить соответствие закона стандартам демократии.<br />
<br />
Кроме всего прочего, сама по себе демократия не является самоцелью. Демократия – это цель общественной эволюции. Собственно говоря, через демократические институты достигается главное – гармоничное, целостное, уважаемое развитие личности. Она должна быть направлена на достижение духовного, культурного и, возможно, материального благополучия или, по крайней мере, создавать для этого условия. Для достижения этих задач демократия в данной ситуации это инструмент. Инструмент далеко не самый лучший, но ничего лучшего человечество пока не придумало.<br />
<br />
Перед нами стоит важная научная, общественно-политическая и социальная задача – выработка представлений, согласование единых стандартов демократии. Возможны какие-то стандарты, однако вряд ли мы сможем объяснить, почему в Европе, например, женщина-мусульманка имеет право носить хиджаб, а европейская женщина в некоторых восточных странах не имеет права ходить с непокрытой головой, хотя и там, и там есть элементы демократии.<br />
<br />
Понятно, что после выработки и понимания единых стандартов демократии, с преодолением важного и сложного языкового барьера (точнее, смыслового, ведь каждый язык и культура вкладывают различный смысл в одинаковые понятия), мы не решим проблему внедрения этих стандартов.<br />
<br />
Возникает вопрос: принуждать к демократии или помогать ей развиваться? Принуждение – достаточно опасный элемент. Как показала практика, он только снижает общий уровень безопасности. История ряда государств показало, что государственная структура рушится легко, а восстанавливать или заново построить государство неизмеримо сложнее и крайне дорого. Насколько я понимаю, мы до настоящего времени пока не имеем успешного опыта восстановления разрушенных государств последнего периода. Это крайне сложно происходит. Несостоявшиеся государства – один из объектов нашего серьёзного беспокойства.<br />
<br />
С другой стороны, как помогать в развитии демократии, если объект помощи или его часть иногда не желают видеть такого рода помощь? Насколько будет демократичным не учитывать мнение о помощи? Возможно, необходимость оказания помощи нужно коррелировать с тем уровнем опасности и угрозы, которую представляет объект для окружающего мира.<br />
<br />
Сторонники помощи в развитии демократии также принадлежат как минимум к двум направлениям (сейчас, правда, может быть, и несколько больше). Политическое направление предусматривает прямые вливания в различные институты, ставит своей целью развитие прав, свобод, демократических, законодательных норм, прессы. Социально-экономическое направление предпочитает постепенное внедрение и косвенные методы путём развития образования, культурных связей, бизнеса, понимания общечеловеческих ценностей.<br />
<br />
Причём сторонники последнего указывают на необходимость параллельной реализации обоих направлений, поскольку очевидный разрыв между политическим и социально-экономическим направлением часто приводит к появлению тех самых неполноценных государств, которые не обладают устойчивой социально-экономической структурой после смены политической власти. То есть, таким образом они становятся источником потенциальных политических угроз, в том числе террористических.<br />
<br />
Таким образом, при выработке демократических стандартов и развитии демократии, мы в то же время должны постоянно думать о сохранении такого важнейшего инструментария современного мира, как государство, сохранении за этим инструментарием исключительного осуществления такой важной функции, как принуждение. Таким образом, в этой связи дополнительный смысл в тех случаях, когда реализуется задача демократического развития, приобретает задача поиска новых лидеров, разделяющих общечеловеческие ценности.<br />
<br />
Говоря о России, я бы хотел отметить, что наша страна проходит очень сложную трансформацию. Сложность этого периода определяется сложностью и противоречивостью происходящих процессов. У нас существует консенсус в обществе по поводу необходимости развития демократических институтов.<br />
<br />
Но, вместе с тем, мы осознаём и понимаем те проблемы, которые нам ещё предстоит решить в этой связи, те проблемы, которые отмечались президентом Медведевым, в частности наша сложная бюрократическая машина, недостаточная развитость гражданского общества, необходимость получения дополнительного демократического опыта. Мы понимаем, что преодоление этих барьеров автоматически не приведёт нас к полноценной демократии. Но, тем не менее, мы над этим работаем.<br />
<br />
Очень нелегко согласовывать различные общественные интересы, соблюдать чьи-то права, не нарушая прав других, и двигаться вперёд. Всегда присутствует соблазн воспользоваться более простыми и быстрыми инструментами, которые в краткосрочной перспективе кажутся эффективными. Иногда люди склонны к тому, чтобы отказываться тратить время на убеждения, согласования и разъяснения. Тем не менее, это те механизмы, которые нам необходимы.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".