Человек дня
27 Января 2009 22:21

Митрополит Кирилл

<p>Митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл избран 16-м Патриархом Московским и всея Руси. За него проголосовало 508 делегатов Поместного собора. Интронизация новоизбранного Святейшего Патриарха состоится 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя.</p>
Комментарии экспертов
<p>Избрание Патриархом Московским и всея Руси митрополита Кирилла - достаточно закономерно. Во-первых, он объективно талантливейший из архиереев своего поколения. Во-вторых, именно его голос, его позиция, определяли политику РПЦ в важнейших вопросах еще с конца 1990-х. Его влияние непрерывно усиливалось, и патриаршество является закономерным итогом его трудов.<br>
<br>
Конечно, перед патриаршеством Кирилла стояло препятствие в виде мощной оппозиции - ни один архиерей со времен митрополита Сергия не имел такого количества открытых противников. Многие рассуждали о том, что избрание Кирилла «расколет Церковь». Но, как сказано в послании апостола Иоанна Богослова, «они вышли от нас, но не были наши», и, потому что вошли, открылось что не были  наши. Другими словами, те, кто пустятся в раскол из-за Кирилла покажут тем самым, что они изначально антицерковные люди.<br>
<br>
Однако, по любому, антикирилловская оппозиция была достаточно маргинальной, что показала, с одной стороны, её готовность сотрудничать с откровенно антицерковными и антихристианскими силами, а с другой массовая поддержка владыки Кирилла и епископатом, и духовенством. Большинство нашей Церкви понимает, что программа динамизации церковной жизни (не имеющая ничего общего с «обновленчеством») предлагаемая Кириллом является безальтернативной, что «не может град укрыться вверху горы стоя».<br>
<br>
С политологической точки зрения важно, что приход святейшего Кирилла на патриаршество знаменует окончательную победу в нашем гражданском обществе (важнейшим элементом которого является Церковь) сил национальных и консервативных, ориентированных на здоровый и гуманный русский национализм и динамичный творческий консерватизм. Собственно, формирование в России такого национализма и консерватизма стало возможно именно благодаря деятельности митр. Кирилла, созданного им «Всемирного русского народного собора» (вспомним, каким вызовом звучало слово «русский» тогда в начале 90-х), благодаря поддержке им интеллектуальных инициатив, таких как «Русская доктрина». С патриархом Кириллом Церковь однозначно обозначит себя как ведущая национальная сила русского общества. </p>
<p class="MsoNormal">Патриарх Кирилл – сторонник сильной Церкви. Он будет доброжелательно сотрудничать с государством, но при этом вежливо и вместе с тем твёрдо говорить руководителям нашей страны о необходимости христианизации общественной жизни, политики и экономики. Это не будет резко выраженным христианским социализмом, поскольку Кирилл будет обращаться и к народу, и к власти, и к богатым с проповедью христианской жизни и социальной ответственности людей друг перед другом. Он будет объяснять нашим богатым, что нужно делиться с бедными, объяснять властям, что они отвечают за свой народ перед Богом и перед историей, будет призывать народ к мирному разрешению отношений с властями. </p>
<p class="MsoNormal">Одновременно с этим будет развёрнута сильная христианская миссия. Церковь будет отчётливо присутствовать в среднем и высшем образовании, возникнут влиятельные социальные институты православного происхождения – православные университеты, больницы, молодёжные движения, народные дружины, благотворительные фонды, социально-страховые общества. В условиях кризиса миссионерская деятельность Церкви будет только активизироваться. </p>
<p class="MsoNormal">Наша Церковь благодаря отмене гонений оказалась в довольно сложной ситуации. Качественный рост не поспевает за количественным. В Православие обращаются миллионы людей. При этом, с одной стороны, мы имеем десятки миллионов людей, считающих себя верующими, но практически ничего не знающих о Православии, с другой стороны, мы имеем сотни тысяч неофитов, которые приходят внутрь церковных практик, но заражаются там достаточно мракобесными и архаичными точками зрения. И тем, и другим необходимо христианское просвещение, необходима православная миссия. Православная миссия обращена и к различным социальным группам. Она говорит об их правах и обязанностях перед Всевышним.</p>
<p>1 февраля состоится интронизация шестнадцатого по счету Патриарха Русской Православной Церкви – Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Кирилла, который с этого момента станет Патриархом Кириллом. Очевидно, что это событие является историческим для русского Православия, подобно тому, как для российской государственности могло быть историческим венчание на царство нового императора. Аналогия с монархом здесь более уместна, чем с президентом, поскольку Патриарха мы выбираем пожизненно. Однако позволю себе заметить, что это возведение на Патриарший престол уникально, поскольку проходит в ситуации максимальной независимости Русской Церкви от государства, которую она только могла получить в своей истории. Вот уже семнадцать лет мы имеем дело со свободной Церковью в свободной стране, и тем больше повышается ответственность всех участников современного церковно-политического процесса. Но свобода приносит свои издержки, и сегодня они заключаются  в том, что, опять же, впервые за всю историю выборы Московского Патриарха проходили в атмосфере повышенного внимания СМИ и откровенных публичных обсуждений реальных и мнимых проблем современной Церкви, биографий всех возможных кандидатов и их предпочтений. Это не очень легко для Церкви, структуры строго иерархической и консервативной, но это цена свободы, и церковники вынуждены это учитывать. Поэтому в самой Русской Церкви за эти годы сформировалось новое поколение клириков и мирян, осознающих вызовы современного мира и готовых на них отвечать, причем совершенно независимо от идеологической ориентации. Это могут быть и “фундаменталисты”, и “либералы”, и “экуменисты”, и “традиционалисты”, но всех этих людей объединяет одно – желание видеть Русскую Церковь сильной, самостоятельной и активно участвующей в общественной интеллектуально-политической жизни. Церковь, не бегущую от мира, а наступающую на мир. </p>
<p>Эпоха Алексия II была эпохой “введеня во храм”, эпохой возрождения русского Православия, обретения Русской Церковью новой субъектности и новых сил. Сегодня же наступает эпоха более конкретных задач – систематической катехизации, профессионального миссионерства, выстраивания полноценных православных лобби в структурах власти, экономики и медиа. Мы можем удивляться этим словам, но без этого Земная Русская Церковь не сохранит своё влияние. Именно такое видение Церкви объединяет всех сторонников Патриарха Кирилла, почему его предвыборная кампания была наиболее яркой и внятной. Поэтому вряд ли будет преувеличением сказать, что с приходом Патриарха Кирилла положение Церкви в обществе ждет серьезное обновление. Это обновление связано не со стремлением подстроиться под стандарты сегодняшнего дня, а со стремлением  развивать православную миссию в обществе, используя адекватные этому обществу методы и языки. Этого ждут от Патриарха Кирилла все, кто его поддерживал, кто отныне будет произносить его имя за богослужением не просто потому, что так надо, а с воодушевлением и надеждой на будущее.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".