Мода и фашизм (1933-1945)
Генезис гламура и гламурной политики в авторитарных государствах прошлого века: ничто не ново под солнцем.Книга Андрея Васильченко «Мода и фашизм» открывает новую серию «Элегантная диктатура» издательства «Вече». На русском языке это, пожалуй, наиболее полная работа касающаяся вопросов моды в двух главных европейских диктатурах Европы середины XX века – Италии и Германии.
Так получилось (виной тому во многом тоталитарная пропаганда, которая значительно пережила те режимы, которым должна была служить), что в широких массах закрепилась уверенность в том, что ни в Италии Муссолини, ни в Германии Гитлера такая вещь как мода не существовала вовсе. Что де женщины ходили либо в бесформенных чёрных хламидах, либо в баварских дирндлях, либо просто в форме и при этом маршировали по площадям с факелами, одновременно рожая детей и ведя хозяйство.
Между тем, на протяжении всего описываемого периода (33 – 45 годы) европейские страны «Оси» вели смертельную войну с Союзниками в области контроля над модой, причём война эта не прекратилась даже в момент оккупации Парижа немецкими войсками и передислокацией существенного числа творческих ресурсов из Парижа в Берлин.
Фактически война велась не столько между двумя политическими блоками, сколько между двумя идеологиями формирования моды: основанной на становлении национальных экономик национальной же моды, характерной чертой которой является её полная подконтрольность государству, характерная для Германии и Италии и «наследственной», созданной на основе открытого рынка модной индустрии Франции.
Как это не парадоксально, столь простой ответ на вопрос «кто победил?» как в случае с «обычными» военными действиями во Второй Мировой Войне в отношении моды дать нельзя.
Послевоенное процветание итальянской моды и её доминирование вплоть до конца 90-х годов – во многом заслуга фашистского правительства, искоренившего «комплекс неполноценности» итальянцев перед французами, а бешеная популярность «альтернативных материалов» как в шестидесятые годы, так и сегодня – прямое наследство политики немецких домов моды, вынужденных во время войны обходится подручными материалами – пробкой и плексигласом.
В сущности, книга Васильченко могла бы пополнить библиотеку любого коллекционера «фашистской литературы» или теоретика моды, но, совершенно не пригодна, в отличие от работ того же Юнгера для пропаганды того же национал-социализма, т.к. как говорил ещё Геббельс: «Нет никакой национальной моды, мода по своей сути интернациональна».