Статья
1205 27 июля 2010 0:00

Модернизации поможет венчур

27 июля в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» прошло четырнадцатое заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Заседание Комиссии посвящено теме венчурного финансирования. Обсуждались вопросы о рынке венчурных инвестиций, о мировых тенденциях и российской практике.

Президент России Дмитрий Медведев заявил на заседании, что курс на модернизацию в стране - это не просто переход на инновационную экономику.

«Я думаю, все присутствующие здесь понимают, что ни я, ни, надеюсь, присутствующие здесь российские граждане никогда не относились к модернизации просто как к вопросу перехода на инновационную экономику, просто как к технологической модернизации», - заявил Дмитрий Медведев на заседании президентской комиссии по модернизации.

По его словам, «это (технологическая модернизация) очень важное звено». «Но если говорить о других сопровождающих этот процесс условиях, то они, к сожалению, не менее важны, и более того, может быть, без решения этих вопросов никакая технологическая модернизация, никакая инновационная экономика не возникнет. О чем говорят граждане, с чем трудно не согласиться», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Он отметил, что это касается вопросов противодействия коррупции, уменьшения административного влияния, вопросов развития честной конкуренции.

«То, что три эти позиции наши люди выставляют в качестве ключевых, это, мне кажется, весьма и весьма симптоматично», - заявил Дмитрий Медведев.

Президент России сказал, что «сегодня обратил внимание, что в одной из газет, по-моему, это «Ведомости» были, было сказано, что в нашей стране граждане совершенно иначе понимают модернизацию, чем президент страны».

Дело газет - всегда обострять. Это абсолютно нормально. Может быть, иногда даже необходимо, - отметил Дмитрий Медведев.

Президент в ходе заседания посетовал на «скромность» венчурного капитала и малочисленность венчурных фондов в России. «У нас инфраструктура венчурного капитала, масштабы этого капитала, в общем-то, пока весьма и весьма скромные», - сказал Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации российской экономики. По его словам, хотя тенденция увеличения расходов отечественных компаний на исследования и научные разработки стала очевидной, но «если говорить по-простому, венчурного капитала у нас мало».

По сути дела, сказал Дмитрий Медведев, в России действует только 43 «активных» венчурных фонда, с объемом капитала около 2 млрд долларов. «Сейчас мы с вами понимаем, что 2 млрд долларов венчурного капитала - это совсем немного в масштабах такой страны, как наша», - сказал он.

Президент отметил, что развитие инновационного рынка в России сдерживается отсутствием спроса на высокотехнологичную продукцию и нехваткой экономической мотивации, нехваткой свободных денег для внедрения инноваций в производство.
Для изменения ситуации, по словам президента, нужны конкретные меры. В частности, «переход государства к инновационной экономике и усложнение форм ведения бизнеса», подчеркнул Дмитрий Медведев.

Он отметил, что «возникающие венчурные фонды и старт-ап-компании имеют дело с гораздо более высокими уровнями рисков и вступают в более сложные отношения, и нам нужны новые организационно-правовые формы, которые будут в лучшей степени подходить для решения этих задач».

Кроме того, сказал Дмитрий Медведев, нужно развивать систему экспертизы и целый набор сервисных услуг, которые традиционно сопровождают бизнес, а именно юридические, информационные, бухгалтерские услуги.

«Любой старт-ап без такого сопровождения, без умения цивилизованно вести бизнес обречен на неудачу», - заявил президент.
Он указал также на необходимость расширения направлений, которые финансирует фонд содействия развитию малых форм предприятий, используя механизмы грантового и возвратного финансирования.

«Нам также нужно, безусловно, не только привлекать иностранные инвестиции, но и развивать отечественный финансовый рынок для этого, и в этом случае эти условия позволят оставаться в российских компаниях привлеченному капиталу, независимо от тех обстоятельств, которые существуют на мировых финансовых рынках, и независимо от других причин», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент подчеркнул, что в этом направлении уже приняты законодательные решения, которые обеспечивают защиту инвесторов от банкротства финансовых организаций, введены меры налогового стимулирования научной, опытно-конструкторской и технико-внедренческой деятельности.

«Будет продолжена и работа по снижению регулятивной нагрузки на инвестиционные фонды, и, кроме того, либерализация экспортно-инновационной продукции», - отметил он.

Дмитрий Медведев считает также необходимым обеспечить непрерывность работы всех звеньев инновационной цепочки, координацию действия институтов развития. «Уже неоднократно ставился вопрос о создании так называемого инновационного лифта для высокотехнологичных компаний. Пора создать единую информационную базу таких проектов, и соответствующую систему логистики такого рода проектов», - подчеркнул глава государства.

По ключевой теме свои доклады представили генеральный директор открытого акционерного общества «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян и председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник.

«Проблема венчурного финансирования стоит очень остро. Инновационному развитию нужны капиталы и люди, готовые рисковать и инвестировать в принципиально новые технологии и разработки», - сказал спикер Госдумы Борис Грызлов в связи с заседанием президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию, посвященным проблеме развития венчурных инвестиций.

Как отмечается в сообщении Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ аппарата Госдумы, Борис Грызлов отметил, что для содействия развитию венчурного финансирования создана Российская венчурная компания, которая обеспечивает государственное софинансирование соответствующих фондов: до 50 процентов. Однако масштабы ее работы не велики. Число проинвестированных ее фондами инновационных компаний в июне 2010 года достигло 27.

В денежном выражении, подчеркнул спикер, объемы венчурного капитала также далеки от желаемого. «По экспертным оценкам, общий объем капитала соответствующих фондов составляет в России около двух миллиардов долларов. То есть порядка 0,1-0,2 процента ВВП. Иными словами, венчурного капитала в нашей стране практически нет. И эту проблему нужно решать», - заявил председатель Госдумы.

Иностранные инвесторы в связи с заседанием комиссии заявили, что российский венчурный капитал пока находится на ранней стадии, но уверены в его хороших перспективах.

«В настоящее время венчурный капитал находится на ранней стадии, но мы верим, что российский капитал имеет хорошие перспективы, и мы будем вкладывать средства для того, чтобы он развивался», - заявил журналистам управляющий директор Фонда Accel Partners Хэрри Нелис.

В то же время председатель фонда UFG Asset Management Чарльз Райн отметил, что в России есть колоссальный мозговой потенциал и при этом огромные природные богатства.

«И, конечно, в 21-м веке благосостояние страны должно генерироваться в основном с помощью мозгового потенциала», - сказал Чарльз Райн.

В то же время управляющий директор фонда Siguler Guff Эндрю Гафф отметил, что при реализации проекта «Сколково» бизнес должен стать во главе угла.

«И настоящая ситуация, которая состоит в том, что руководство осуществляется администрацией страны, - это вынужденный шаг, это всего лишь первый шаг. В дальнейшем ситуация будет развиваться по иному пути, и вступление России в проект "Силиконовой долины" является, безусловно, важным ключевым моментом. Я считаю, что в первую очередь развитие IT-индустрии является ключевым моментом», - отметил Эндрю Гафф.

Комментарии экспертов

Традиционно венчурное инвестирование является основным инструментом развития частного сектора экономики и одним из основных инструментов по созданию инновационных направлений в различных отраслях. В РФ, к сожалению, эта практика не совсем прижилась. Проблема заключается в нескольких моментах.

Первый связан с нормативно-правовой базой, так как в РФ очень сложно регулируется законодательство на авторское право. А именно авторское право является основополагающим в венчурном инвестировании, так как вложения ведутся в технологии и в идеи. Крайне сложно отстоять своё право на интеллектуальную собственность.

Вторая проблема связана со сложностями выхода российских компаний на биржи. Дело в том, что как правило венчурные инвесторы ведут компании до IPO или до прихода стратегического инвестора. Так как российский рынок второго, третьего эшелона, особенно на фоне экономического кризиса, крайне проблематичен, то венчурному инвестору крайне сложно выйти раньше времени, а, следовательно, и получить какую-то рентабельность.

Третий момент связан с тем, что в РФ очень сложно распространяются различные формы совместных инновационных структур поддержки. Речь идёт о совместном использовании, например, арендуемого имущества или какие-то налоговые льготы или создание совместной инфраструктуры, что в итоге повышает рентабельность венчурных инвесторов.

Четвёртая проблема в РФ – это излишнее администрирование. Оно приводит к тому, что создать новый бизнес крайне сложно. В целом ряде отраслей этот процесс доходит до нескольких лет. Понятно, что в случае с очень динамичным рынком, особенно высокотехнологичным, это время крайне важно. Поэтому венчурному инвестору достаточно сложно оперативно реагировать на изменение тех или иных трендов на рынке ввиду серьёзной административной регулированности российских секторов и отраслей экономики.

В целом, здесь возникают некоторые сложности. Именно с этим связана попытка государства привлечь государственный капитал для того, чтобы поддержать венчурные компании. Как известно, была создана «Российская венчурная компания», куратором которой является Эльвира Набиуллина, глава Минэкономразвития. Однако до последнего времени компания активными венчурными инвестициями не занималась и в основном вкладывала денежные средства в ценные бумаги или хранила на депозитах. Понятно, что это было крайне негативно воспринято российскими высокотехнологичными секторами.

В последнее время ситуация меняется. Фактически по схемам венчурного инвестирования начинает работать «Роснано», «Российская венчурная компания», крупные государственные структуры, в том числе госкорпорации. Поэтому очевидно, что за венчурным инвестированием, причём с государственной поддержкой, будущее развития высокотехнологичных отраслей.

Разумеется, модернизация встречает в обществе определенное сопротивление. И в этом нет ничего странного. Было бы странно, если бы модернизация сопротивления не встречала. Я вообще не помню в мировой истории ни одного примера модернизации, которая прошла бы при единодушном, согласном мнении элиты и народа. Такого просто быть не может.

Модернизация - это всегда очень сложно, это всегда сопротивление. Поэтому появление таких интерпретаций, какие описаны в статье газеты «Ведомости»  - это всего лишь часть совершенно естественного сопротивления. Я бы сказал, что это сопротивление среды. Поэтому такие интерпретации нормальны. Сам Медведев говорит, что все - в порядке вещей.

На мой взгляд, люди готовы поддержать Медведева, люди действительно не сильно жаждут политической модернизации. Но проблема не в том, что нет сформулированного общественного запроса на политическую модернизацию, он просто отсутствует. Поэтому, при том, что люди совершенно согласны с тезисами Медведева, они просто хотят увидеть конкретные результаты.

И правящая партия, и Медведев, и правительство - власть как она есть - должна будет предъявить результаты (что сделано?). Это должна быть некая декларация, в которой будет расписано по пунктам: что уже сделано. Это - во-первых.

Во-вторых, инновационное развитие должно идти параллельно. Должны появляться какие-то смелые проекты, не рассчитанные на непосредственный результат. То есть мы должны разделять модернизацию и инновации. Инновации - это смелые решения, это смелые идеи и проекты, которые прямо сейчас не должны приносить какого-то результата. Инновации - это прорывные вещи, это о будущем. А модернизация – она про настоящее.

Люди хотят и инноваций (в этом их желание будущего), и модернизацию как непосредственные решения в настоящем. Того же самого хочет Медведев, поэтому нет никакого несовпадения запросов Медведева и желаний людей.

В наших условиях государству необходимо подключаться к организации модели венчурного финансирования. Если бы это венчурное финансирование было прерогативой только частного бизнеса, то оно, наверное, уже должно было быть в расцвете, благоухать, мы должны были бы слышать о каких-то активных действиях нашего венчурного бизнеса.

Пока, к сожалению, все это в зачатке. Частные компании действительно появились, ситуация не такая, как 5 или 10 лет назад, но эти компании пока инвестируют очень аккуратно, погоду в инновационном бизнесе они пока не делают.

Поэтому я думаю, что здесь, как и во всём, что касается институтов рыночной экономики, государству абсолютно нелишне включаться. Бытующее представление, что рынок сам всё делает, и в этом смысле государству просто надо самоустраниться – это абсолютно неверная точка зрения.

Я считаю, что подобные вещи надо организовывать, и государство могло бы выступать и самостоятельным венчурным инвестором, и в рамках объявленной, но плохо реализуемой формы государственно-частного партнерства, и, наконец, оно могло бы выступать советчиком, организатором этого процесса и т.д.

Во всяком случае, различных форм взаимодействия государства и частного бизнеса здесь можно придумать очень много. В частности, немалая роль принадлежит и Торгово-промышленной палате РФ, которая тоже должна была бы активизировать свои усилия, в том числе в информационном плане (создание каких-то баз данных по технологическим инициативам, проектам, новым изобретениям и т.д.).

Если это делается не только для галочки, а действительно есть желание помочь становлению венчурного бизнеса в России, то я думаю, что без государства процесс пойдёт очень медленно. А так его можно было бы ускорить.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".