Статья
31 Июля 2010 0:00

Модернизация и культура

На роль культуры в деле модернизации страны обратил внимание первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, который на прошлой неделе посетил молодежный лагерь Селигер.

Модернизация в обществе должна начинаться с совершенствования личности и окружающего ее мира, заявил первый замглавы администрации президента Владислав Сурков.

«Один из главных врагов модернизации - низкий уровень культуры», - сказал Владислав Сурко, выступая в молодежном лагере на Селигере.

По его мнению, именно с бытовой культуры, с личной гигиены нужно начинать обновление страны. «Все начинается с дома, с подъезда, с окружающего каждого из нас мира, - сказал Владислав Сурков.

«То, что мы делаем в своих подъездах, многие из нас, - это неуважение к месту, где мы живем: кинул зубочистку, окурок, а там уже помойка, и это ужасно», - сказал Владислав Сурков.

Он также считает «катастрофой» факт, когда люди едят просроченную еду и считают это нормой жизни.

Владислав Сурков призвал молодежных активистов быть «нетерпимыми к общественным услугам низкого качества».

В этой связи он привел пример из своей жизни: «Улетал в отпуск из «Шереметьево», был в старом корпусе - просто невозможно. Там жарче, чем у вас тут в палатке, и тьма людей. Это позор, и мне от этого стыдно, так как я косвенно за это тоже несу ответственность. Я стоял около оплеванной двери и ждал автобус, который меня вывезет на другую полосу к самолету. Непонятно, зачем это нужно? А люди в это время ждут паспортного контроля, наши россияне, и это издевательство. В Европе у людей «зеленый коридор», и они никаких документов не показывают».

Эксперты считают, что более высокий культуры, в том числе, бытовой, формирует социум, дает возможность человеку ощущать свою нужность и осознавать свою ответственность, в свою очередь, перед государством и обществом.
 

Комментарии экспертов
<p>Наша история – это повторение исторических событий. Хотя данное утверждение можно назвать метафорой, тем не менее, обращение к культуре - это фактически то, с чего начали большевики. Они предприняли попытку ранней модернизации в стране, пережившей несколько войн. Тогда стало понятно, что ключевой проблемой является уровень культуры.</p>
<p>Речь идет не о балете, не о Чайковском, не о Большом театре, а именно о материальных вещах. Элементарные правила гигиены, отсутствие навыков чтения и письма. И большевики тогда начали свою «модернизацию» (оставим за рамками разговора вопрос, насколько она была удачной и правильной)  с повышения материально-бытовой культуры. Они объясняли очень простые вещи, их разряда «надо мыть руки перед едой», огромное количество подобных вещей проговаривалось в течение десятилетий. Отчасти запуск модернизации с подъема бытовой культуры удался.</p>
<p>В следующем поколении, после войны, появились люди, которые родились в 40-х гг., и они уже получили совсем другие навыки жизни и стали теми самыми шестидесятниками, которые хотели гораздо большего. Тот уровень жизни, к которому привыкли их родители, уже их не устраивал. Они не хотели жить в бараках, а хотели иметь отдельные квартиры.</p>
<p>И уже тогда была ситуация,  с которой мы сейчас сталкиваемся: систематическое противодействие бюрократии на местах. Бюрократ никогда не заинтересован в том, чтоб что-то менять, его всегда все устраивает, и это характерно для любой бюрократии, российская исключением не является. Есть  огромное количество примеров, когда тогдашнему руководству приходилось вмешиваться напрямую, добиваться каких-то изменений.</p>
<p>С другой стороны, усилий высшей, относительно небольшой прослойки власти недостаточно. Нужно, чтобы люди сами понимали, что то, как они живут, зависит о них самих.</p>
<p>Да, в Шереметьево действительно  можно прийти  в ужас, когда в новый, отстроенный терминал на жаре стоит огромная очередь к пропускному пункту для входа через металлоискатель. Но люди не возмущаются, возможно, они привыкли, думают, что так и должно быть.  И так происходит в образовании, в медицине. Все сводится к тому, что человек сам должен требовать должного обслуживания - на рынке услуг всегда есть некое подобие выбора.</p>
<p>Когда пожелания высшей власти начнут пересекаться с пониманием людей, возможно, отвечающих не за принятие каких-либо решений, а отвечающих в первую очередь за свою жизнь,  когда эти два вектора сойдутся,  тогда и может произойти модернизация.<br />
 </p>
<p>Технологии являются продуктом общества. Технологии – это общественное явление. Техника – это часть социума, она вырастает из общества. Культура – это технология самовоспроизводства общества, это технология формирования человека, который потом создаёт новые технологии. Культура является не только предпосылкой технологического развития, культура сама в каком-то смысле является технологией, технологией формирования и воспроизводства социума.</p>
<p>Разумеется, это касается и высокой культуры, которая является важным шаблоном воспроизводства, создания современного человека в рамках системы образования. Всё-таки социализирующий эффект высокой культуры огромен. Человек является чем-то социально приемлемым, чем-то интересным во многом именно благодаря тому, что современная система образования и медиа хоть как-то доносят до него эти ресурсы высокой культуры (и национальной, и общемировой).     </p>
<p>Так же и массовая культура, потому что с ней человек соприкасается ежедневно. По сути, СМИ являются одной из главных скреп общества, через которое общество себя воспроизводит, через которое формируется человеческая личность, формируется общественное сознание. И качество массовой культуры, направленность массовой культуры критически важны с точки зрения общественной атмосферы. В том числе они критически важны с точки зрения того, какие качества стимулируются в человеке, а какие, наоборот, дестимулируются.</p>
<p>Сегодня качества, связанные с умственным трудом и вообще с трудом и самодисциплиной, с творчеством, скорее дестимулируются массовой культурой, чем стимулируются. Конечно, это может напомнить старческое брюзжание против массовой культуры. На самом деле такое брюзжание бывает брюзжанием против массовой культуры как таковой, хотя вопрос стоит о некачественной массовой культуре. Она может быть другой. Если у нас не будет нового качества массовой культуры, то, конечно, не будет здорового общества и здоровой нации.</p>
<p>Формирование нового качества массовой культуры – одна из технологических задач. Это то, где можно ставить цели, чем можно заниматься и где можно достигать результатов, отслеживая эффективность этого процесса. На самом деле это гораздо важнее, чем пропаганда и пиар. По сути, это формирование одной из систем воспроизводства современного общества.</p>
<p>Что касается бытовой культуры, то это уже следующая ступень после высокой и массовой культуры. Неслучайно об этом вспомнили, потому что эта сфера критически важная с точки зрения выращивания, воспроизводства человека, обладающего способностью к организации своего труда, обладающего развитым самоуважением, способного к тому, чтобы отдавать себя обществу, отдавать обществу что-то, какой-то свой труд. Для всего этого, несомненно, необходим определённый уровень бытового комфорта, бытовой культуры.</p>
<p>В каком-то смысле качественный уровень бытовой культуры – это также предпосылка и гражданского самосознания. У человека, который воспитывается в ощущении дискомфорта, в подсознании откладывается, что он не слишком важен. Это ощущение идёт от бытовых условий - что его удобства, что его время не имеют большого значения, в отличие от удобств и времени випов, представителей власти, тех, кто ездит с мигалками, живёт на виллах и т.д. </p>
<p>Человек, который воспитывается в этом подспудном ощущении, обладает больным гражданским самосознанием. В какой-то момент он может восстать против этого ощущения (но это будет именно восстание человека, который не обладает полноценным гражданским самосознанием), а, может быть, и смириться с ним, что происходит гораздо чаще и что тоже не даёт нам фигуры полноценного гражданина.</p>
<p>Поэтому чрезвычайно важным формирующим фактором является качество окружающей бытовой среды вокруг человека. Это действительно вопрос, который зависит не только от уровня достатка общества, от уровня совокупного общественного богатства, а от тех культурных установок, которые в нём существуют, от того, считается ли это вообще важным.</p>
<p>Я думаю, здесь одна из наших задач – это преодоление расхожего стереотипа о том, что мы считаем бытовые вопросы абсолютно неважными, что вся наша культура погружена исключительно в высокие духовные помыслы. На самом деле здесь надо вспомнить такого высокоумного европейца как Гегель, который говорил о том, что дух настолько высок и настолько силён, насколько он реализован в мире. Идея абстрактной духовности, оторванной от повседневной действительности, является абсолютно фальшивой и ложной. Если этот стереотип у нас есть, то он является одной из наших национальных слабостей, которую нужно изживать.<br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".