Статья
1298 31 июля 2010 0:00

Модернизация и культура

На роль культуры в деле модернизации страны обратил внимание первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, который на прошлой неделе посетил молодежный лагерь Селигер.

Модернизация в обществе должна начинаться с совершенствования личности и окружающего ее мира, заявил первый замглавы администрации президента Владислав Сурков.

«Один из главных врагов модернизации - низкий уровень культуры», - сказал Владислав Сурко, выступая в молодежном лагере на Селигере.

По его мнению, именно с бытовой культуры, с личной гигиены нужно начинать обновление страны. «Все начинается с дома, с подъезда, с окружающего каждого из нас мира, - сказал Владислав Сурков.

«То, что мы делаем в своих подъездах, многие из нас, - это неуважение к месту, где мы живем: кинул зубочистку, окурок, а там уже помойка, и это ужасно», - сказал Владислав Сурков.

Он также считает «катастрофой» факт, когда люди едят просроченную еду и считают это нормой жизни.

Владислав Сурков призвал молодежных активистов быть «нетерпимыми к общественным услугам низкого качества».

В этой связи он привел пример из своей жизни: «Улетал в отпуск из «Шереметьево», был в старом корпусе - просто невозможно. Там жарче, чем у вас тут в палатке, и тьма людей. Это позор, и мне от этого стыдно, так как я косвенно за это тоже несу ответственность. Я стоял около оплеванной двери и ждал автобус, который меня вывезет на другую полосу к самолету. Непонятно, зачем это нужно? А люди в это время ждут паспортного контроля, наши россияне, и это издевательство. В Европе у людей «зеленый коридор», и они никаких документов не показывают».

Эксперты считают, что более высокий культуры, в том числе, бытовой, формирует социум, дает возможность человеку ощущать свою нужность и осознавать свою ответственность, в свою очередь, перед государством и обществом.
 

Комментарии экспертов

Наша история – это повторение исторических событий. Хотя данное утверждение можно назвать метафорой, тем не менее, обращение к культуре - это фактически то, с чего начали большевики. Они предприняли попытку ранней модернизации в стране, пережившей несколько войн. Тогда стало понятно, что ключевой проблемой является уровень культуры.

Речь идет не о балете, не о Чайковском, не о Большом театре, а именно о материальных вещах. Элементарные правила гигиены, отсутствие навыков чтения и письма. И большевики тогда начали свою «модернизацию» (оставим за рамками разговора вопрос, насколько она была удачной и правильной)  с повышения материально-бытовой культуры. Они объясняли очень простые вещи, их разряда «надо мыть руки перед едой», огромное количество подобных вещей проговаривалось в течение десятилетий. Отчасти запуск модернизации с подъема бытовой культуры удался.

В следующем поколении, после войны, появились люди, которые родились в 40-х гг., и они уже получили совсем другие навыки жизни и стали теми самыми шестидесятниками, которые хотели гораздо большего. Тот уровень жизни, к которому привыкли их родители, уже их не устраивал. Они не хотели жить в бараках, а хотели иметь отдельные квартиры.

И уже тогда была ситуация,  с которой мы сейчас сталкиваемся: систематическое противодействие бюрократии на местах. Бюрократ никогда не заинтересован в том, чтоб что-то менять, его всегда все устраивает, и это характерно для любой бюрократии, российская исключением не является. Есть  огромное количество примеров, когда тогдашнему руководству приходилось вмешиваться напрямую, добиваться каких-то изменений.

С другой стороны, усилий высшей, относительно небольшой прослойки власти недостаточно. Нужно, чтобы люди сами понимали, что то, как они живут, зависит о них самих.

Да, в Шереметьево действительно  можно прийти  в ужас, когда в новый, отстроенный терминал на жаре стоит огромная очередь к пропускному пункту для входа через металлоискатель. Но люди не возмущаются, возможно, они привыкли, думают, что так и должно быть.  И так происходит в образовании, в медицине. Все сводится к тому, что человек сам должен требовать должного обслуживания - на рынке услуг всегда есть некое подобие выбора.

Когда пожелания высшей власти начнут пересекаться с пониманием людей, возможно, отвечающих не за принятие каких-либо решений, а отвечающих в первую очередь за свою жизнь,  когда эти два вектора сойдутся,  тогда и может произойти модернизация.
 

Технологии являются продуктом общества. Технологии – это общественное явление. Техника – это часть социума, она вырастает из общества. Культура – это технология самовоспроизводства общества, это технология формирования человека, который потом создаёт новые технологии. Культура является не только предпосылкой технологического развития, культура сама в каком-то смысле является технологией, технологией формирования и воспроизводства социума.

Разумеется, это касается и высокой культуры, которая является важным шаблоном воспроизводства, создания современного человека в рамках системы образования. Всё-таки социализирующий эффект высокой культуры огромен. Человек является чем-то социально приемлемым, чем-то интересным во многом именно благодаря тому, что современная система образования и медиа хоть как-то доносят до него эти ресурсы высокой культуры (и национальной, и общемировой).     

Так же и массовая культура, потому что с ней человек соприкасается ежедневно. По сути, СМИ являются одной из главных скреп общества, через которое общество себя воспроизводит, через которое формируется человеческая личность, формируется общественное сознание. И качество массовой культуры, направленность массовой культуры критически важны с точки зрения общественной атмосферы. В том числе они критически важны с точки зрения того, какие качества стимулируются в человеке, а какие, наоборот, дестимулируются.

Сегодня качества, связанные с умственным трудом и вообще с трудом и самодисциплиной, с творчеством, скорее дестимулируются массовой культурой, чем стимулируются. Конечно, это может напомнить старческое брюзжание против массовой культуры. На самом деле такое брюзжание бывает брюзжанием против массовой культуры как таковой, хотя вопрос стоит о некачественной массовой культуре. Она может быть другой. Если у нас не будет нового качества массовой культуры, то, конечно, не будет здорового общества и здоровой нации.

Формирование нового качества массовой культуры – одна из технологических задач. Это то, где можно ставить цели, чем можно заниматься и где можно достигать результатов, отслеживая эффективность этого процесса. На самом деле это гораздо важнее, чем пропаганда и пиар. По сути, это формирование одной из систем воспроизводства современного общества.

Что касается бытовой культуры, то это уже следующая ступень после высокой и массовой культуры. Неслучайно об этом вспомнили, потому что эта сфера критически важная с точки зрения выращивания, воспроизводства человека, обладающего способностью к организации своего труда, обладающего развитым самоуважением, способного к тому, чтобы отдавать себя обществу, отдавать обществу что-то, какой-то свой труд. Для всего этого, несомненно, необходим определённый уровень бытового комфорта, бытовой культуры.

В каком-то смысле качественный уровень бытовой культуры – это также предпосылка и гражданского самосознания. У человека, который воспитывается в ощущении дискомфорта, в подсознании откладывается, что он не слишком важен. Это ощущение идёт от бытовых условий - что его удобства, что его время не имеют большого значения, в отличие от удобств и времени випов, представителей власти, тех, кто ездит с мигалками, живёт на виллах и т.д. 

Человек, который воспитывается в этом подспудном ощущении, обладает больным гражданским самосознанием. В какой-то момент он может восстать против этого ощущения (но это будет именно восстание человека, который не обладает полноценным гражданским самосознанием), а, может быть, и смириться с ним, что происходит гораздо чаще и что тоже не даёт нам фигуры полноценного гражданина.

Поэтому чрезвычайно важным формирующим фактором является качество окружающей бытовой среды вокруг человека. Это действительно вопрос, который зависит не только от уровня достатка общества, от уровня совокупного общественного богатства, а от тех культурных установок, которые в нём существуют, от того, считается ли это вообще важным.

Я думаю, здесь одна из наших задач – это преодоление расхожего стереотипа о том, что мы считаем бытовые вопросы абсолютно неважными, что вся наша культура погружена исключительно в высокие духовные помыслы. На самом деле здесь надо вспомнить такого высокоумного европейца как Гегель, который говорил о том, что дух настолько высок и настолько силён, насколько он реализован в мире. Идея абстрактной духовности, оторванной от повседневной действительности, является абсолютно фальшивой и ложной. Если этот стереотип у нас есть, то он является одной из наших национальных слабостей, которую нужно изживать.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".