Статья
1484 24 января 2012 15:07

Модернизация инвестиций

Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики собралась на заседание в подмосковной резиденции президента России Дмитрия Медведева. Под председательством главы государства члены комиссии разбирали ситуацию с инвестиционным климатом в стране.

Выяснилось, что некоторые президентские поручения, сделанные в Магнитогорске, на прошлом заседании комиссии по вопросам инвестклимата, по-прежнему не выполнены до конца «Напомню, что в прошлом году в Магнитогорске я давал конкретные поручения - кое-что выполнено, но многое оставляет желать лучшего», - отметил Дмитрий Медведев.

Поэтому и пришлось, видимо, вновь поднимать эту тему на комиссии.

Дмитрий Медведев был недоволен тем, как выполняются инвестпроекты в рамках комиссии по модернизации. В качестве примера он привел строительство научно-производственного комплекса для фильтрации плазмы крови в Дубне, от которого зависят жизни сотен тысяч людей.

Несмотря на то, что этот проект находится «под прямой опекой комиссии» и на президентском контроле, «монтаж оборудования не начинался, не обеспечены электроэнергия, тепло, коммуникации не подведены».

Кроме того, отметил Дмитрий Медведев, не введен таможенный пост на территории предприятия, что не дает возможности воспользоваться льготой и разместить технологическую линию без уплаты таможенных платежей и НДС.

«Надо с этим всем разобраться. Я поручаю руководителям рабочих групп комиссии проконтролировать ход выполнения проектов по всем направлениям и разобраться в причинах отставания от графика, а также установить ответственных и обеспечить реализацию проектов в установленные сроки», - сказал глава государства.

Что касается инвестиционного климата в целом, то у президента на этот счет созрели несколько предложений. В частности, по его мнению, необходимо развивать национальный финансовый рынок и менять систему контроля за промышленной безопасностью.

Дмитрий  Медведев подчеркнул, что среди ключевых направлений по улучшению инвестиционного климата особое место уделяется таким направлениям, как «развитие национального фондового рынка и финансового рынка, увеличение ликвидности фондового рынка, стимулирование российских компаний к возвращению из зон особой благоприятности путем создания соответствующих условий».

Как отметил президент, актуальной темой является необходимость определиться с базовыми ставками налогов и платежей на среднесрочную перспективу. «Такая предсказуемость будет понятным плюсом для инвесторов, которые рассчитывают вкладывать деньги в нашу экономику», - пояснил он.

Кроме того, глава государства считает необходимым внести изменения в систему контроля за промышленной безопасностью. «По тому, как работает Ростехнадзор, также будут судить об инвестиционном климате. Во всяком случае, многие бизнесмены, представители предпринимательского сообщества выражаются в том ключе, что Ростехнадзор, к сожалению, жмет еще сильнее и еще жестче, чем раньше налоговый инспектор», - сказал президент.

Не обошлось и без замечания в адрес таможни - известной головной боли российских предпринимателей. Системы таможенного администрирования надо менять, полагает президент.

«К сожалению, до сих пор не работает электронное декларирование. Документы в значительной мере приходится оформлять на бумаге. Есть информация о том, что таможенные посты закрываются без каких-либо согласований или предупреждений», - заявил Дмитрий Медведев. Такая ситуация, по словам главы государства, приводит к росту стоимости таможенных услуг.

«Скорость оформления грузов тоже всем известна. О ней даже говорить не приходится - ниже низшего. Нужен четкий порядок создания, реорганизации и ликвидации этих самых таможенных постов», - сказал Дмитрий Медведев.

Он высказался за более четкую оценку работы таможенных органов, а также за слаженную систему электронной обработки документов.

Как уже было сказано выше, инвестиционный климат не первый раз обсуждается на таком высоком уровне как комиссия по модернизации. И на этот раз  тему выбирали при участии интернет-сообщества.

«В ноябре началось обсуждение повестки 28-го заседания Комиссии. Далее мы выбрали 10 наиболее интересных тем и выложили для голосования. Ответственный секретарь Комиссии, помощник президента РФ Аркадий Дворкович выбирал его повестку из тех трех, которые победили в голосовании на нашем форуме "МодерниЗАция"», - говорится в сообщении сайта i-russia.

Со своей стороны Дворкович написал в микроблоге в Twitter: «Завтра - Комиссия по модернизации. Тема - инвест климат. Готовимся в т.ч. с помощью Россиябездураков.рф».

В предыдущий раз, 30 марта в Магнитогорске,  президент выступил на комиссии с рядом инициатив по улучшению инвестиционного климата, которые впоследствии получили в прессе название «Магнитогорских тезисов».

В соответствии с поручениями главы государства, данными по итогам заседания комиссии, из советов директоров крупных госкомпаний были выведены профильные министры и вице-премьеры, разрабатывается план приватизации крупных госкомпаний, в регионах созданы мобильные приемные президента, был учрежден институт инвестиционных уполномоченных, расширены права миноритариев и т.д.

Комментарии экспертов

Комиссия по модернизации неоднократно рассматривала  вопрос поддержки инвестиционной привлекательности России и повышения конкурентоспособности за счет снижения коррупционной составляющей. Это тема достаточно актуальна. Тем более, что она находится в сфере интересов среднего и малого бизнеса. На самом деле, крупные компании сами способны пробить себе непростую дорогу и к государственным заказам, и к монопольному положению на рынке, и найти инвестпартнеров. В этом контексте нет ничего удивительного, что комиссия  ставит  этот вопрос в качестве базового, особенно в контексте достаточно широкого обсуждения проблем сбыта высокотехнологичной продукции, отсутствия заказа на инновации крупных государственных компаний. Всё это проблемы, которые связаны в той или иной степени как раз с инвестиционной привлекательностью, а именно с конкурентоспособностью российской экономики. Этот вопрос также актуален, особенно в контексте происходящих политических процессов.

Во многом,  вопрос инвестиционной привлекательности страны  связан с президентскими выборами, с будущей платформой. Дело в том, что  основная борьба развернется за  городской электорат, который  намерен  реализовать себя на выборах. Сейчас федеральный центр ведет активную борьбу именно на его позиции.  Инициативы, которые были озвучены в последние несколько месяцев, как раз призваны  повысить лояльность в этом секторе для российских властей. Соответственно, в этом контексте действия тандема синхронизированы.

Что касается  актуализации вопроса привлечения  инвестиций на фоне  мировых кризисных явлений, то понятно, что повышение конкурентоспособности и снижение монопольной составляющей должно стать эффективным выходом для российских компаний. Понятно, что если издержки от отсутствия эффективных механизмов повышения конкурентоспособности были не такие значительные и съедались общим экономическим ростом, то на фоне кризисных явлений как раз структурные изменения свойственны экономическим системам. Именно они позволяют снижать себестоимость продукции и давать дополнительный стимул к развитию экономического потенциала страны. Поэтому кризис может стать катализатором построения более конкурентоспособной системы, особенно, в таких секторах как машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Очевидно, что как раз увеличение доли среднего бизнеса и повышение доступа его к конкретным структурным решениям должно стать основным направлением в деятельности ближайших лет.

Повторюсь, процесс создания благоприятного инвестиционного климата  - основное направление, связанное с поддержкой среднего бизнеса, с повышением конкурентоспособности экономики, а соответственно, имиджем  не только Медведева,  но федерального центра как такового. В этой сфере, как мы помним,  были инициативы и премьера. И очевидно, что даже после ухода Медведева на позицию премьер-министра это направление будет продолжаться.  Этот вопрос будет курироваться и будущим президентом,  и на премьерском уровне она будет продолжаться  Медведевым уже в практическом преломлении. Собственно говоря, именно тема создания инвестиционного климата станет важным трендом  ближайшего полугода. В крайнем случае, до середины лета. Дальше все будет зависеть как раз от конъюнктуры и экономического контекста. 

Признаков улучшения ситуации с инвестиционным климатом пока нет серьезных. Напротив, пока есть признаки ухудшения этой ситуации, если иметь в виду статистику оттока капитала по итогам минувшего года, достаточно серьезную, превышающую показатели многих предыдущих лет. Разумеется, это не единственно возможный критерий, но он тоже о многом говорит. 

Тема инвестиционного климата, безусловно, ключевая в том отношении, что качество инвестиционного процесса в стране – это, по сути, вопрос того, есть ли у экономики страны будущее, видит ли его деловой слой, либо нет. Сложность с инвестиционным климатом  состоит в том, что это очень комплексное понятие, которое включает в себя не только экономические параметры и факторы. 

Например, деловые стратегии российских бизнес-кругов во многом являются проекцией их жизненных стратегий, ориентированных на Запад, на обучение детей на западе, проживание там их семей, хранение капитала, на восприятие западных элит в качестве единственно реальных. Все это установки, которые носят неэкономическую природу. Соответственно, решаться эти проблемы тоже должны не только экономическими методами.

На самом деле, это вопрос возникновения политической элиты, которая способна нести ответственность за будущее страны и вселять уверенность не только в народные массы, но и в элитные круги разных уровней, в том, что у страны есть будущее. Та коллективная психотерапия, о которой недавно говорил Путин, что необходимо убедить общество, что у нас есть будущее – она актуальна, на самом деле, не только и не столько для широких народных масс, сколько для элит. Именно их государство должно убедить в наличии будущего у страны. И, на мой взгляд, это именно то, чего пока не удается сделать и то, что совершенно необходимо сделать тому, кто будет президентом в России.

Причем, как ни странно, в ситуации глобального кризиса шанс на то, чтобы такую стратегию переориентации на внутренние инвестиции, на внутренний рынок предложить бизнес-элитам, выше, чем в условиях прежней конъюнктуры. Дело в том, что раньше воспринималось как глобальная тихая гавань, сегодня  является пространством такого экономического циклона, который может перерасти в бурю. Россия, безусловно, тихой гаванью не останется, но единственным способом поддерживать хорошие темпы роста в этих условиях, будет ориентация на внутренние инвестиции, внутренний рынок.

И в условиях отсутствия на глобальных, уже развитых рынках, таких динамично растущих, устойчиво растущих трендов, попытки создать источники роста внутри страны были бы более чем оправданы даже не с точки зрения возвышенных национальных интересов, а с точки зрения долгосрочных интересов российского крупного, среднего бизнеса. Поэтому сегодня, по большому счету, создание инвестиционного климата в стране равнозначно повышению ответственности крупного бизнеса и горизонта его планирования к переходу от таких коротких частных ситуативных интересов к плану долгосрочных и коллективных интересов российского крупного бизнеса. Если это понимание будет достигнуто, то тогда и шансы внутренних инвестиций будут выше. Но это, в конечном счете, опять же, политический вопрос, ключи от которого у нынешней и будущей власти страны.

Будут ли изменения в механизмах инвестиционного климата в связи с некими изменениями в структуре власти, с выборами президента?  Здесь, пожалуй, изменений ожидается не так много. Есть только несколько вопросов. Например, один из них касается вопроса, будет ли сохранен в качестве приоритетного проект создания международного финансового центра в Москве. На этот вопрос пока нет ответа. И этот аспект диктует определенную стратегию в сфере привлечения инвестиций. 

На мой взгляд, одной из главных проблем для нас является не только и не столько количество инвестиций (подчас на фондовый рынок их приходит немало), сколько качество инвестиций. Преобладают портфельные инвестиции, а прямые инвестиции крайне недостаточны. Особенно не достаточны инвестиции в основной капитал. В принципе, актуальной задачей, на самом деле, является изменение формата инвестирования, изменение формы инвестирования, приоритетов инвестиционного процесса. Точно также поощрение долгосрочных инвестиций, а не краткосрочных спекулятивных. 

Но для всего этого, для того, чтобы вот такое поощрение осуществлять, необходимо дестимулировать краткосрочные спекулятивные инвестиции. А если мы дестимулируем короткие спекулятивные инвестиции, то это значит, что мы вводим более жесткие регулирования и ограничения на финансовых рынках. А это значит, что мы лишаемся тех абсолютно гипотетических в данный момент преимуществ, которые, там не менее, обсуждаются в контексте превращения Москвы в глобальный финансовый центр. Поэтому именно эта стратегия, ставка на глобальный финансовый центр, на мой взгляд, иллюзорная ставка, потому что Москва таковым не станет. У нее нет потребностей в новым глобальном финансовом центре и перспектив для Москвы стать таковым. Именно эта ставка мешает нам сегодня переориентировать инвестиционные потоки со спекулятивных рынков в реальный сектор экономики. 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".