Статья
24 Января 2012 15:07

Модернизация инвестиций

Модернизация инвестиций
Фото: Shutterstock

<p><strong>Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики собралась на заседание в подмосковной резиденции президента России Дмитрия Медведева. Под председательством главы государства члены комиссии разбирали ситуацию с инвестиционным климатом в стране.</strong></p>
<p>Выяснилось, что некоторые президентские поручения, сделанные в Магнитогорске, на прошлом заседании комиссии по вопросам инвестклимата, по-прежнему не выполнены до конца «Напомню, что в прошлом году в Магнитогорске я давал конкретные поручения - кое-что выполнено, но многое оставляет желать лучшего», - отметил Дмитрий Медведев.</p>
<p>Поэтому и пришлось, видимо, вновь поднимать эту тему на комиссии.</p>
<p><strong>Дмитрий Медведев был недоволен тем, как выполняются инвестпроекты в рамках комиссии по модернизации</strong>. В качестве примера он привел строительство научно-производственного комплекса для фильтрации плазмы крови в Дубне, от которого зависят жизни сотен тысяч людей.</p>
<p>Несмотря на то, что этот проект находится «под прямой опекой комиссии» и на президентском контроле, «монтаж оборудования не начинался, не обеспечены электроэнергия, тепло, коммуникации не подведены».</p>
<p>Кроме того, отметил Дмитрий Медведев, не введен таможенный пост на территории предприятия, что не дает возможности воспользоваться льготой и разместить технологическую линию без уплаты таможенных платежей и НДС.</p>
<p>«Надо с этим всем разобраться. Я поручаю руководителям рабочих групп комиссии проконтролировать ход выполнения проектов по всем направлениям и разобраться в причинах отставания от графика, а также установить ответственных и обеспечить реализацию проектов в установленные сроки», - сказал глава государства.</p>
<p><strong>Что касается инвестиционного климата в целом, то у президента на этот счет созрели несколько предложений. В частности, по его мнению, необходимо развивать национальный финансовый рынок и менять систему контроля за промышленной безопасностью.</strong></p>
<p>Дмитрий  Медведев подчеркнул, что среди ключевых направлений по улучшению инвестиционного климата особое место уделяется таким направлениям, как «развитие национального фондового рынка и финансового рынка, увеличение ликвидности фондового рынка, стимулирование российских компаний к возвращению из зон особой благоприятности путем создания соответствующих условий».</p>
<p>Как отметил президент, актуальной темой является необходимость определиться с базовыми ставками налогов и платежей на среднесрочную перспективу. «Такая предсказуемость будет понятным плюсом для инвесторов, которые рассчитывают вкладывать деньги в нашу экономику», - пояснил он.</p>
<p>Кроме того, глава государства считает необходимым внести изменения в систему контроля за промышленной безопасностью. «По тому, как работает Ростехнадзор, также будут судить об инвестиционном климате. Во всяком случае, многие бизнесмены, представители предпринимательского сообщества выражаются в том ключе, что Ростехнадзор, к сожалению, жмет еще сильнее и еще жестче, чем раньше налоговый инспектор», - сказал президент.</p>
<p>Не обошлось и без замечания в адрес таможни - известной головной боли российских предпринимателей. Системы таможенного администрирования надо менять, полагает президент.</p>
<p>«К сожалению, до сих пор не работает электронное декларирование. Документы в значительной мере приходится оформлять на бумаге. Есть информация о том, что таможенные посты закрываются без каких-либо согласований или предупреждений», - заявил Дмитрий Медведев. Такая ситуация, по словам главы государства, приводит к росту стоимости таможенных услуг.</p>
<p>«Скорость оформления грузов тоже всем известна. О ней даже говорить не приходится - ниже низшего. Нужен четкий порядок создания, реорганизации и ликвидации этих самых таможенных постов», - сказал Дмитрий Медведев.</p>
<p>Он высказался за более четкую оценку работы таможенных органов, а также за слаженную систему электронной обработки документов.</p>
<p><strong>Как уже было сказано выше, инвестиционный климат не первый раз обсуждается на таком высоком уровне как комиссия по модернизации. И на этот раз  тему выбирали при участии интернет-сообщества. </strong></p>
<p>«В ноябре началось обсуждение повестки 28-го заседания Комиссии. Далее мы выбрали 10 наиболее интересных тем и выложили для голосования. Ответственный секретарь Комиссии, помощник президента РФ Аркадий Дворкович выбирал его повестку из тех трех, которые победили в голосовании на нашем форуме "МодерниЗАция"», - говорится в сообщении сайта i-russia.<br />
<br />
Со своей стороны Дворкович написал в микроблоге в Twitter: «Завтра - Комиссия по модернизации. Тема - инвест климат. Готовимся в т.ч. с помощью Россиябездураков.рф».<br />
<br />
В предыдущий раз, 30 марта в Магнитогорске,  президент выступил на комиссии с рядом инициатив по улучшению инвестиционного климата, которые впоследствии получили в прессе название «Магнитогорских тезисов».<br />
<br />
В соответствии с поручениями главы государства, данными по итогам заседания комиссии, из советов директоров крупных госкомпаний были выведены профильные министры и вице-премьеры, разрабатывается план приватизации крупных госкомпаний, в регионах созданы мобильные приемные президента, был учрежден институт инвестиционных уполномоченных, расширены права миноритариев и т.д.</p>
Комментарии экспертов
<p class="p1">Комиссия по модернизации неоднократно рассматривала  вопрос поддержки инвестиционной привлекательности России и повышения конкурентоспособности за счет снижения коррупционной составляющей. Это тема достаточно актуальна. Тем более, что она находится в сфере интересов среднего и малого бизнеса. На самом деле, крупные компании сами способны пробить себе непростую дорогу и к государственным заказам, и к монопольному положению на рынке, и найти инвестпартнеров. В этом контексте нет ничего удивительного, что комиссия  ставит  этот вопрос в качестве базового, особенно в контексте достаточно широкого обсуждения проблем сбыта высокотехнологичной продукции, отсутствия заказа на инновации крупных государственных компаний. Всё это проблемы, которые связаны в той или иной степени как раз с инвестиционной привлекательностью, а именно с конкурентоспособностью российской экономики. Этот вопрос также актуален, особенно в контексте происходящих политических процессов.</p>
<p class="p1">Во многом,  вопрос инвестиционной привлекательности страны  связан с президентскими выборами, с будущей платформой. Дело в том, что  основная борьба развернется за  городской электорат, который  намерен  реализовать себя на выборах. Сейчас федеральный центр ведет активную борьбу именно на его позиции.  Инициативы, которые были озвучены в последние несколько месяцев, как раз призваны  повысить лояльность в этом секторе для российских властей. Соответственно, в этом контексте действия тандема синхронизированы.</p>
<p class="p1">Что касается  актуализации вопроса привлечения  инвестиций на фоне  мировых кризисных явлений, то понятно, что повышение конкурентоспособности и снижение монопольной составляющей должно стать эффективным выходом для российских компаний. Понятно, что если издержки от отсутствия эффективных механизмов повышения конкурентоспособности были не такие значительные и съедались общим экономическим ростом, то на фоне кризисных явлений как раз структурные изменения свойственны экономическим системам. Именно они позволяют снижать себестоимость продукции и давать дополнительный стимул к развитию экономического потенциала страны. Поэтому кризис может стать катализатором построения более конкурентоспособной системы, особенно, в таких секторах как машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Очевидно, что как раз увеличение доли среднего бизнеса и повышение доступа его к конкретным структурным решениям должно стать основным направлением в деятельности ближайших лет.</p>
<p>Повторюсь, процесс создания благоприятного инвестиционного климата  - основное направление, связанное с поддержкой среднего бизнеса, с повышением конкурентоспособности экономики, а соответственно, имиджем  не только Медведева,  но федерального центра как такового. В этой сфере, как мы помним,  были инициативы и премьера. И очевидно, что даже после ухода Медведева на позицию премьер-министра это направление будет продолжаться.  Этот вопрос будет курироваться и будущим президентом,  и на премьерском уровне она будет продолжаться  Медведевым уже в практическом преломлении. Собственно говоря, именно тема создания инвестиционного климата станет важным трендом  ближайшего полугода. В крайнем случае, до середины лета. Дальше все будет зависеть как раз от конъюнктуры и экономического контекста. </p>
<p class="p1">Признаков улучшения ситуации с инвестиционным климатом пока нет серьезных. Напротив, пока есть признаки ухудшения этой ситуации, если иметь в виду статистику оттока капитала по итогам минувшего года, достаточно серьезную, превышающую показатели многих предыдущих лет. Разумеется, это не единственно возможный критерий, но он тоже о многом говорит. </p>
<p class="p1">Тема инвестиционного климата, безусловно, ключевая в том отношении, что качество инвестиционного процесса в стране – это, по сути, вопрос того, есть ли у экономики страны будущее, видит ли его деловой слой, либо нет. Сложность с инвестиционным климатом  состоит в том, что это очень комплексное понятие, которое включает в себя не только экономические параметры и факторы. </p>
<p class="p1">Например, деловые стратегии российских бизнес-кругов во многом являются проекцией их жизненных стратегий, ориентированных на Запад, на обучение детей на западе, проживание там их семей, хранение капитала, на восприятие западных элит в качестве единственно реальных. Все это установки, которые носят неэкономическую природу. Соответственно, решаться эти проблемы тоже должны не только экономическими методами.</p>
<p class="p1">На самом деле, это вопрос возникновения политической элиты, которая способна нести ответственность за будущее страны и вселять уверенность не только в народные массы, но и в элитные круги разных уровней, в том, что у страны есть будущее. Та коллективная психотерапия, о которой недавно говорил Путин, что необходимо убедить общество, что у нас есть будущее – она актуальна, на самом деле, не только и не столько для широких народных масс, сколько для элит. Именно их государство должно убедить в наличии будущего у страны. И, на мой взгляд, это именно то, чего пока не удается сделать и то, что совершенно необходимо сделать тому, кто будет президентом в России.</p>
<p class="p1">Причем, как ни странно, в ситуации глобального кризиса шанс на то, чтобы такую стратегию переориентации на внутренние инвестиции, на внутренний рынок предложить бизнес-элитам, выше, чем в условиях прежней конъюнктуры. Дело в том, что раньше воспринималось как глобальная тихая гавань, сегодня  является пространством такого экономического циклона, который может перерасти в бурю. Россия, безусловно, тихой гаванью не останется, но единственным способом поддерживать хорошие темпы роста в этих условиях, будет ориентация на внутренние инвестиции, внутренний рынок.</p>
<p class="p1">И в условиях отсутствия на глобальных, уже развитых рынках, таких динамично растущих, устойчиво растущих трендов, попытки создать источники роста внутри страны были бы более чем оправданы даже не с точки зрения возвышенных национальных интересов, а с точки зрения долгосрочных интересов российского крупного, среднего бизнеса. Поэтому сегодня, по большому счету, создание инвестиционного климата в стране равнозначно повышению ответственности крупного бизнеса и горизонта его планирования к переходу от таких коротких частных ситуативных интересов к плану долгосрочных и коллективных интересов российского крупного бизнеса. Если это понимание будет достигнуто, то тогда и шансы внутренних инвестиций будут выше. Но это, в конечном счете, опять же, политический вопрос, ключи от которого у нынешней и будущей власти страны.</p>
<p class="p1">Будут ли изменения в механизмах инвестиционного климата в связи с некими изменениями в структуре власти, с выборами президента?  Здесь, пожалуй, изменений ожидается не так много. Есть только несколько вопросов. Например, один из них касается вопроса, будет ли сохранен в качестве приоритетного проект создания международного финансового центра в Москве. На этот вопрос пока нет ответа. И этот аспект диктует определенную стратегию в сфере привлечения инвестиций. </p>
<p class="p1">На мой взгляд, одной из главных проблем для нас является не только и не столько количество инвестиций (подчас на фондовый рынок их приходит немало), сколько качество инвестиций. Преобладают портфельные инвестиции, а прямые инвестиции крайне недостаточны. Особенно не достаточны инвестиции в основной капитал. В принципе, актуальной задачей, на самом деле, является изменение формата инвестирования, изменение формы инвестирования, приоритетов инвестиционного процесса. Точно также поощрение долгосрочных инвестиций, а не краткосрочных спекулятивных. </p>
<p>Но для всего этого, для того, чтобы вот такое поощрение осуществлять, необходимо дестимулировать краткосрочные спекулятивные инвестиции. А если мы дестимулируем короткие спекулятивные инвестиции, то это значит, что мы вводим более жесткие регулирования и ограничения на финансовых рынках. А это значит, что мы лишаемся тех абсолютно гипотетических в данный момент преимуществ, которые, там не менее, обсуждаются в контексте превращения Москвы в глобальный финансовый центр. Поэтому именно эта стратегия, ставка на глобальный финансовый центр, на мой взгляд, иллюзорная ставка, потому что Москва таковым не станет. У нее нет потребностей в новым глобальном финансовом центре и перспектив для Москвы стать таковым. Именно эта ставка мешает нам сегодня переориентировать инвестиционные потоки со спекулятивных рынков в реальный сектор экономики. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".