Статья
1618 21 ноября 2011 7:33

Модернизация регионов

Важнейшим событием недели стало заседание президиума Госсовета в Хабаровске, в ходе которого затрагивались ключевые вопросы развития отношений между Центром и субъектами федерации. Речь шла о совершенствовании системы оценки работы исполнительной власти регионов (в частности, губернаторов) и децентрализации власти путем перераспределения полномочий и финансовых потоков.

Проблема совершенствования системы оценки работы глав регионов весьма актуальна вне зависимости от экономического контекста, хотя ожидания новой волны кризиса могли ускорить процесс пересмотра методики комплексной оценки. Еще более важны задачи модернизации, к решению которых администрации субъектов пока подходят недостаточно активно. Показательный пример – привлечение инвестиций: несмотря на федеральный курс финансового и политического стимулирования наиболее успешных по этому параметру территорий, региональные власти зачастую предпочитают занимать «пассивную» позицию, рассчитывая на новые дотации и субсидии из госбюджета.

С модернизационной повесткой связана и задача повышения качества управления на разных уровнях власти. Роль «социальных лифтов», обеспечивающих своевременное, соответствующее потребностям развития государства и общества обновление руководящих кадров, крайне важна. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу возрастает значение интеллектуального труда, соответственно, в процессе формирования элиты должен преобладать меритократический подход, предполагающий выдвижение на ключевые властные посты наиболее компетентных управленцев. Это актуально как для федерального, так и для регионального уровня власти. Между тем к настоящему времени система оценки работы губернаторов, созданная указом президента от 28 июня 2007 г., так и не начала работать. Получаемая на основе статистических данных картина лишь условно отражает реальное положение дел в социальной и экономической сферах региональной жизни. Еще более важно, что установленные ранее  критерии эффективности фактически не влияли на процесс принятия кадровых решений: «непрозрачным». Все это обусловливает необходимость изменений: вероятно, параметры определения качества работы глав регионов будут существенно скорректированы.

Что же касается межбюджетных отношений, то работа по согласованию интересов властей разных уровней далека от завершения. Наиболее сложным в ходе перераспределения полномочий выступает вопрос финансирования: администрации субъектов отстаивают необходимость получения дополнительных источников доходов (за счет налоговых поступлений) и сопротивляютсястремлению Центра возложить на них не только дополнительные полномочия, но и расходные обязательства. Расходы рассматриваются Москвой как неотъемлемая часть процесса расширения компетенции. На местах же (и на уровне субъектов, и на уровне муниципалитетов) чиновники акцентируют вопрос о дополнительных средствах для обеспечения новых полномочий, отмечая, что в существующей структуре бюджетов «резервов» на эти нужды не предусмотрено.

Крупные проекты модернизации, связанные с развитием столь необходимой многим регионам инфраструктуры, по-прежнему предполагается реализовывать за счет федерального Центра. Основной источник же повышения доходов регионов и муниципалитетов, федеральный Центр видит в постепенной отмене льгот, которые установлены федеральным законодательством в отношении региональных налогов. Речь идет о налогах на имущество, льготах по земельным налогам и пр.

Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".