Статья
9 Декабря 2013 14:59

Молодежное предпринимательство

<p><em><strong><span class="null">Чем молодежное предпринимательство отличается от своего "взрослого" аналога? Чего именно ему не хватает и какие у него перспективы? Об этом "Актуальные комментарии" поговорили с молодым, но уже опытным предпринимателем, идеологом проекта Smart Start, членом правления "Опоры России" Александром Свининым.</span></strong></em></p>
<p><em><strong><span class="null">- Зачем и когда такой сфере экономической деятельности, как "предпринимательство", понадобилось прилагательное "молодежное"? В чем его отличие от "взрослого" предпринимательства?</span></strong></em><span class="null"><br />
<br />
- Мы предпочитаем придерживаться термина не «молодежное предпринимательство», а говорить о начинающих предпринимателях. Конечно 90 % начинающих предпринимателей, это люди молодые, но не стоит забывать, что у нас еще есть люди, которые увольняются с воинской службы и начинают заниматься бизнесом, молодые мамы, которые уходят в декрет и открывают свое дело. Есть и бывшие корпоративные менеджеры, которые первый раз начинают делать свое дело. И мы в «Опоре России» стараемся, прежде всего, уделять внимание этой категории. Термин «молодежное предпринимательство» - больше политический. <br />
<br />
Это сильно политизированное понятие. У нас есть специальное ведомство, которое занимается молодежным предпринимательством, есть целое ФГБУ, подведомственное структуре, которое так и называется «Российский центр содействия развитию молодежного предпринимательства». Скорее, это все витает на уровне государства.<br />
<br />
Мы, как общественная организация, которая состоит только из предпринимателей, думаем о том, что стоит работать для всей категории начинающих свое дело. На самом деле, разница между тем, когда вам 20, и вы начинаете свой бизнес или вам 50, и вы тоже начинаете – проблемы у вас будут одинаковые. Это проблемы законодательства, инвестиций, образования. И тут помощь нужна всем, кто начинает свой бизнес, возраст не имеет значения.<br />
<br />
Были попытки некоторых организаций инициировать принятие закона о молодежном предпринимательстве. «Опора России», скажем так, выступает очень сдержанно по отношению к этому закону. Потому что если его принять – получается что, если перед начинающим в молодом возрасте все двери открыты, а если ты уже не так молод, на тебе что, надо уже ставить крест? <br />
<br />
Конечно, у молодых предпринимателей есть свои особенности, есть то, что их отличает, но эти особенности не настолько критичны. <br />
<br />
<em><strong>- Почему и в каких форматах должны поддерживаться начинающие<br />
предприниматели?</strong></em><br />
<br />
- Во-первых, должна быть очень внятная и четкая государственная политика при поддержке общественных организаций по пропаганде предпринимательства среди молодых. Это то, что необходимо делать на уровне государства и для чего необходима политическая воля. Потому что сегодня предприниматель не является для общества героем. Все что мы видим вокруг себя: компьютеры, магазины, автомобили – все это создано предпринимателями. На самом деле, мир вокруг нас создают предприниматели. А в России, почему-то считается, что мир создает Газпром, Роснефть или мэр города. Это не так. Поэтому в первую очередь нужно пропагандировать предпринимательство.<br />
<br />
Во-вторых, необходимо заниматься образованием. Я не сторонник того, что предпринимательству можно обучить в университете, но как минимум, об этом надо говорить. У нас не так много примеров, когда предпринимательство включено в систему высшего профессионального образования. Отличный пример – МГУ. Там есть межфакультативный курс по предпринимательству. Там эту дисциплину читают всем: айтишникам, биологам, инженерам, историкам. Если вы будущий программист, вы можете прийти на этот курс и стать программистом предпринимателем. Такую практику необходимо внедрить, как минимум, во все федеральные университеты. <br />
<br />
То, что сейчас государство делает субсидии для начинающих предпринимателей – это очень хорошо и правильно. В этих субсидиях нет строчки «молодежный» - они даются просто начинающим. Есть субсидии по линии Минэкономразвития, есть субсидии региональные. И государству не стоит эту практику прекращать – это в-третьих.<br />
<br />
Пропаганда, образование и финансирование, это то, что требуется от государства в первую очередь. <br />
<br />
Есть и четвертый момент – прозрачность бизнес климата, но это уже скорее относится не только к молодежи, а вообще для всех предпринимателей. <br />
<br />
<strong><em>- А каких программ поддержки начинающих предпринимателей не хватает особо остро?</em></strong><br />
<br />
- Как я уже сказал, образования не хватает точно. Межфакультетские курсы по предпринимательству очень нужны.<br />
<br />
Далее все зависит от региона. В Москве, мы считаем, что для молодых предпринимателей не хватает коворкингов – у нас в городе очень высокие арендные ставки. Некие подвижки, конечно, есть, но коворкингов не хватает. На пятнадцатимиллионный город, сегодня коворкингов хватает на 400 мест, ну может 500. Это если собрать все коворкинги столицы – что это такое для такого большого города?<br />
<br />
 Мы стараемся делать так, чтобы коворкингов становилось больше. У нас сейчас будет кейс – в одном достаточно крупном регионе страны мы сделаем самый большой коворкинг за Уралом. И он будет создан на принципах государственно-частного партнерства. Город вложит определенную часть и частный инвестор вложитсредства. Будет создан коворкинг для молодых предпринимателей. Вот таких вещей должно становится больше. <br />
<br />
<em><strong>- Было бы логично, чтобы, помимо государства, начинающих предпринимателей поддерживали частные инвесторы - насколько широка в России такая практика? </strong></em><br />
<br />
- Вообще денег много, особенно в сфере IT. В этой отрасли все хорошо – в России 156 венчурных фондов, объем инвестиций в этом году составляет миллиард долларов.<br />
<br />
И государства в интернете тоже много – есть фонд «Сколково», есть «Российская венчурная компания», есть «Роснано», есть «Фонд развития интернет инициатив». Все эти институты развития – они государственные и призваны делать инвестиции в отрасль IT и инновации.<br />
<br />
Все что касается другого бизнеса, то здесь все намного хуже. Если вы открываете магазин – инвестиций вам найти практически негде. Частных инвестиций на этом рынке практически нет, а государственных тем более. Государство не видит смысла поддерживать эти отрасли. А большинство предпринимателей, все-таки занимаются этой, более традиционной формой бизнеса. Видя эту проблему, «Опора России» совместно с «Промсвязьбанком» создали в этом году первый в нашей стране частный фонд, делающий инвестиции в молодых предпринимателей, открывающих бизнес в оффлайне. Он уже сделал две сделки, на 6 миллионов рублей каждая. Было проинвестировано чизкейков в Красноярске, а также производство одежды для всей семьи в Москве.<br />
<br />
<em><strong>- Каково соотношение государственных и частных денег? Кто больше поддерживает начинающих предпринимателей?</strong></em><br />
<br />
- Что касается рынка IT, то частных инвестиций там точно больше, потому-то все государственные программы инвестирования подразумевают, что частных денег вложено в проект больше. Тут соотношение примерно 2 к 1. <br />
<br />
Но если брать оффлайн бизнес, то и государства и частных денег, тут практически нет.  <br />
<br />
<em><strong>- Сталкиваются ли молодые предприниматели с недостатком доверия по отношению к себе со стороны не только клиентов, но и инвесторов? Что из-за возраста их недостаточно серьезно воспринимают. Такая проблема есть?</strong></em><br />
<br />
- На самом деле никаких предубеждений нет. Один из клиентов моей компании «Smart Start» - известный бренд Heineken. Мы выиграли открытый тендер у больших крупных компаний. Мой возраст в 25 лет не вызывает ни у кого недоверия. Разница в возрасте непринципиальна клиенту или инвестору. Главное – делать свое дело. «Qiwi», «Промышленные силовые машины», «В контакте» - все это компании, основанные молодыми людьми. У них проблем с доверием ни со стороны инвесторов, ни со стороны клиентов нет. Молодым в этом смысле легче, так как они не только амбициозны, но у них нет этого негативного или позитивного бэкграунда, который давит на них, заставляя постоянно оглядываться на это. Хочется всего и сразу – и это хорошо.<br />
<br />
<em><strong>- Если говорить о законодательной и институциональной среде  - что тут не мешает начинающим предпринимателям?  <br />
</strong></em><br />
- В первую очередь не хватает законодательной стабильности – в России налоговый кодекс меняется настолько часто, что вы не можете уследить за всем, что было введено за последний год. За один год в него может быть внесено до 20 изменений. Начинающий предприниматель – человек, который не может нанять себе юриста или бухгалтера. Для него должны быть четкие и понятные правила игры. А если правила меняются так часто – желание что-то делать, быстро утихает. <br />
<br />
Это касается и УК. Со следующего года хотят вернуть практику возбуждения налоговых дел без участия налоговой инспекции. <br />
<br />
Не хватает легких условий на старте. «Опора России» сейчас активно продвигает законодательство в области поддержки начинающих предпринимателей – когда вы будете освобождены от ряда налогов в течение двух лет после регистрации своей первой компании.<br />
</span></p>
<p><em><span class="null">Интервью подготовил Иван Афонин специально для "Актуальных комментариев"</span></em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".