Московский гражданский форум
Пленарное заседание IV Московского гражданского форума завершат цикл круглых столов и совещаний, объединенных темой «Общество и власть: стратегия социального партнерства». В его работе приняли участие руководители Правительства Москвы, члены Общественного совета города Москвы, представители общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, руководители бизнес-структур и профессиональных союзов, общественные деятели науки и культуры.
Главная цель Форума - обеспечить конструктивный диалог общественных и иных государственных некоммерческих организаций с органами государственной власти города Москвы. IV Московский гражданский форум, в отличие от предыдущего, проводится в необычном формате. Пленарному заседанию предшествовали форумы, которые прошли всех округах Москвы, а также 12 круглых столов по наиболее актуальным проблемам.
На обсуждение были вынесены такие вопросы как состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства, роль и место печатных и электронных СМИ в образовании и духовно-нравственном воспитании москвичей, поиск конструктивного взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами и судебной властью, гражданско-патриотическое воспитание молодежи как фактор формирования гражданского общества и другие.
В докладах выступающих говорилось о повышении роли НКО в социальной составляющей города. Высказывалось предположение, что благодаря изменениям в законодательстве о некоммерческих организациях они получат большее развитие и вскоре можно будет говорить о формировании к ним соцзаказа на уровне города.
К вопросу о НКО – региональные бюджеты пока не готовы к каким-то дополнительным финансированиям. Большинство из них останутся дефицитными. Но те поправки в закон об НКО, которые должны быть, они будут приняты, т.е. налоговые отчисления уменьшатся. Какой-то существенной потерей для регионов это не станет, т.к. доля этих налогов несущественная, эти организаций не так много.
Я бы не сказала, что НКО на данный момент оказывают какое-то существенное влияние на состояние социальной сферы именно на региональном уровне. Часто их деятельность не очень заметна, если говорить о масштабе населения. Были даже социологические исследования, которые показали, что большинство вообще не знают, зачем эти НКО существуют. В масштабе страны говорить о социальном заказе пока рановато, а в масштабе столиц – весьма вероятно. Аудитория здесь другая, уровень жизни и уровень потребностей отличаются. В крупных городах эти организации уже могут выполнять свою миссию.
80% учащихся московских школ не держали в руках российской Конституции – основного закона. Это показатель качества образования и того, что правовая культура молодых людей практически на нуле. Конечно, в этом виновата и система, что плохо обучает граждан своим правам, обязанностям и способам судебной защиты, но виновато и само общество. Правозащитные организации не демонстрируют свою активность, свое желание консультировать граждан, помогать им продвигать их иски, жалобы, обращения.
Но появляются новые правозащитные организации, растет общественная активность, и мне кажется, что назрела необходимость и в федеральной программе правового просвещения граждан. И я думаю, что в школах и вузах на более качественном уровне должны преподавать основы государства и права. Также и средства массовой информации и, в первую очередь телевидение, должны об этом рассказывать на новом качественном уровне.
Другое дело, насколько сегодня есть заинтересованность в том, чтобы общество было сильным, сплоченным, гражданским и действительно отстаивающим свои права. Активное общество всегда более жестко борется с коррупцией, более требовательно к власти по поводу исполнения ею своих обязанностей. Но без развитого общества мы не сумеем ни организовать экономические реформы, ни улучшить качество. То есть мы обречены на рост гражданской активности, потому что без этого настанет застой и ситуация будет близка к критической.