Статья
1711 19 июня 2009 0:03

Московский кинофестиваль

Открывается 31-й Московский международный кинофестиваль. В двух основных конкурсных программах представлены четыре российские картины. Смотр начинается фильмом Лунгина "Царь" с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях.

Торжественная церемония открытия фестиваля пройдет в кинотеатре "Пушкинский", перед которым будет расстелена красная ковровая дорожка для звезд кинематографа, приглашенных на ММКФ.

Фильмом открытия станет "Царь" Павла Лунгина - последняя картина, в которой снялся Олег Янковский. Мировая премьера фильма состоялась на прошедшем недавно Каннском кинофестивале, а теперь его впервые представят российскому зрителю, передает "Интерфакс".

В основном конкурсе ММКФ участвует 16 фильмов. Среди них - три картины российских режиссеров: "Палата № 6" Карена Шахназарова, "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя и "Чудо" Александра Прошкина.

Кроме того, в конкурсную программу включены картина Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" (Украина), фильм "Муки в огне" Лины и Славы Чаплиных (Израиль), "Как велит Бог" Габриэле Сальватореса (Италия), "Пропавший без вести" Ноа Бушел (США). Также в конкурсе представлены работы режиссеров из Швейцарии, Германии, Мексики, Польши, Кореи, Болгарии, Японии, Венгрии, Ирана.

В жюри 31 ММКФ, которое возглавил П.Лунгин, вошли индийский режиссер и сценарист Шьям Бенегал, британский продюсер Ник Пауэлл, украинский кинокритик, киновед и сценарист Сергей Тримбач, и актриса из Казахстана Гульнара Дусматова.

В конкурсе "Перспективы" участвуют 14 картин, в частности российская лента "Событие" Андрея Эшпая (по мотивам произведений Владимира Набокова) с Чулпан Хаматовой в главной роли, "Дама с собачкой" Юлия Колтуна (Германия) по одноименному рассказу Чехова, а также фильм грузинского режиссера Вано Бурдули "Зона конфликта" о событиях на Кавказе в 1990-е гг.

В "Российских кинопрограммах" в фестиваля представлены картины отечественных режиссеров, снятые в 2008-2009 гг., новые анимационные и документальные фильмы, а также рестроспектива фильмов К. Муратовой.

В программу "8 1/2 фильмов" вошли, в том числе, новые картины культовых режиссеров Ларса фон Триера "Антихрист" и Анджея Вайды "Аир".

Традиционно на ММКФ будет представлен "Азиатский экстрим" - картины режиссеров из Китая, Японии, Тайваня, Индонезии, Турции и Гонконга. Кроме того, в этом году на ММКФ возвращается современное индийское кино.

Отдельная программа фестиваля - подборка фильмов председателя жюри 31 ММКФ Павла Лунгина - "Такси-блюз", "Олигарх", "Луна-парк" и "Свадьба".

Гендиректор "Мосфильма" и режиссер Карен Шахназаров предложил зрителям фестиваля список своих любимых картин, которые повлияли на его творчество, - "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, "Рим" и "Дорога" Федерико Феллини, "Зеркало" Андрея Тарковского, "Июльский дождь" Марлена Хуциева, "Этот смутный объект желания" Луиса Бунюэля и др.

Фестиваль расширил в этом году число своих площадок - мероприятия ММКФ будут проходить в кинотеатрах "Октябрь", "Художественный", "Пушкинский", "Киноцентре на Красной Пресне", во ВГИКе и Доме кино.

Имена всех почетных гостей ММКФ организаторы пока не раскрывают. Известно лишь о двух звездах - обладатель премии "Оскар" американский актер Эдриан Броуди ("Пианист" Романа Полански) и немецкая актриса и певица Ханна Шигулла, на счету которой приз Берлинского фестиваля за фильм "Замужество Марии Браун" и награда Каннского фестиваля за картину "История Пьер".

Фильмом закрытия фестиваля 28 июня станет картина Майкла Манна "Джонни Д" с Джонни Деппом в главной роли. По словам организаторов, этот фильм будет показан на Московском кинофестивале за три дня до премьеры в США и почти за месяц до премьеры в России.

Работу ММКФ будут освещать более 1,5 тыс. журналистов.

 

Комментарии экспертов

Сама идея ретроспективы советского кино на Московском международном кинофестивале крайне плодотворна и актуальна. К сожалению, историческая память и в СССР была слабая, но даже при коммунистической системе люди лучше знали свое прошлое, чем сейчас.

Сегодня общество после революции 91-го года должно устояться, оно должно знать о своем прошлом и нести за него ответственность и личную, в том числе. Поэтому идея показа старых фильмов на фестивале чрезывачайно полезна.

Говоря о кинофестивале в Москве, надо отметить, что в последнее время у нас стали появляться очень значительные фильмы. Есть фильмы, уже отмеченные другими фестивалями, есть фильмы, которые впервые у нас. Но дело в том, что это по-прежнему остаётся привилегией посетителей кинотеатра «Октябрь», то есть фестиваль перестал быть тем событием, каким был когда-то, и каким он является в Берлине, или в Каннах. Там есь город фактически празднует кино, а у нас это привилегия тех избранных, которые либо аккредитованы, либо могут заплатить серьёзные деньги.

На мой взгляд, фестиваль надо оценивать не только по тем фильмам, которые на него приглашены, и не по тому бюджету, который он получил от государства, но по тому резонансу, который он имеет в обществе. На мой взгляд, это теперь междусобойчик. На самом деле народ не имеет никакого представления ни о фестивале, ни о фильмах, ни о тенденциях - это всё существует в разных вселенных. Поэтому нужно внимательно посмотреть, праздник ли это на самом деле или это светский приём? У нас фестивальный бюджет сравним с любым фестивалем класса A. Но сравните Берлин, заполненный зрителями, где десятки тысяч людей ежедневно смотрят кино, и кинотеатр «Октябрь» - сколько там зрителей. Это ситуация, которая мне кажется странной.

На мой взгляд, можно было бы построить всё иначе. Необязательно было это делать, как в советское время, когда у нас по всей стране эхо фестиваля продолжалось полгода, и возили ворованные копии по разным городам. Но сделать в городе Москве хотя бы несколько точек, чтобы это увидели люди, и не за 350 рублей билет, я думаю, можно было бы. Для этого можно было бы привлечь систему московского кино. Я думаю, что большие мультиплексы согласились бы, чтобы привлечь зрителя. Этого мы не видим. Значит, это не входит в задачи тех, кто определяет статус фестиваля.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".