Статья
7191 9 октября 2010 0:01

Москва ожидает нового мэра

«Единая Россия» предлагает на пост мэра Москвы четырех кандидатов из числа членов и сторонников партии.

На встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым председатель Высшего совета партии Борис Грызлов озвучил список кандидатов: Игорь Левитин - министр транспорта; Сергей Собянин - вице-премьер, глава аппарата правительства; Валерий Шанцев - губернатор Нижегородской области; Людмила Швецова - первый заместитель председателя правительства Москвы.

Список кандидатов на пост мэра Москвы, представленный «Единой Россией», был согласован с президентом Дмитрием Медведевым до его публичного оглашения, подтвердила журналистам пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.

Она утвердительно ответила на вопрос, согласовывался ли с главой государства список из четырех кандидатов, который в субботу на встрече Медведевым огласил Борис Грызлов, передает «Интерфакс».

Она также подтвердила, что Дмитрий Медведев со всеми из четырех кандидатов на пост столичного градоначальника уже встречался.

В свою очередь президент считает, что все четыре кандидата, предложенные «Единой Россией», достойны возглавить администрацию Москвы.

«Это все известные люди. Я действительно, рассматривая предложения, которые были у партии, прежде всего акцентировал внимание на этих кандидатурах», - сказал президент на встрече с членами президиума генсовета «Единой России».

Как подчеркнул президент, он считает, что «каждый из названных кандидатов в целом способен возглавить такой крупный город, как наша столица, Москва».

При этом глава государства отметил, что «это очень большая ответственность».

По словам Медведева, «для нового мэра Москвы главной задачей, естественно, остается поддержание уровня жизни в Москве, решение социальных проблем, продолжение социальной политики, которая была, но, естественно, на новом уровне, имею в виду, что в Москве достаточное количество проблем».

Президент также пообещал, что обязательно отдельно встретится с тем из кандидатов, которого он решит внести на пост мэра Москвы.

Открывая встречу с членами президиума генсовета «Единой России», Медведев подчеркнул, что она носит плановый характер. В ходе ее, напомнил президент, предполагается рассмотреть кандидатуры на должность мэра Москвы, губернатора Пермского края и губернатора Ивановской области.

«Если по двум последним субъектам у нас обычная процедура, то по Москве мы рассматриваем этот вопрос в связи с тем, что мною было принято решение об отрешении от должности мэра Юрия Лужкова в связи с тем, что я утратил к нему доверие», - напомнил Дмитрий Медведев.

Президент РФ пообещал, что «в рамках установленной законом процедуры продумает и примет окончательное решение, чтобы внести кандидатуру нового мэра в Мосгордуму для наделения его полномочиями».

Пресс-секретарь главы государства подчеркнула, что «Единая Россия» «с самого начала очень плотно консультировалась с президентом по поводу кандидатур».

По ее словам, президиум Генсовета  партии собрался в Горках за час до встречи с президентом, чтобы окончательно утвердить этот список.

Тимакова также отметила, что в установленный по закону 10-дневный срок президент объявит о своем выборе.

 

Кандидатуру нового мэра Москвы Мосгордума рассмотрит не позднее, чем через 20 дней, сообщил в субботу спикер Мосгордумы Владимир Платонов.

«После того, как президенту РФ Дмитрию Медведеву представили четыре кандидатуры на пост нового мэра Москвы, у него есть 10 дней на то, чтобы внести одну из них в Мосгордуму. Затем в течение 10 дней депутаты Московской городской думы рассматривают эту кандидатуру на заседании», - пояснил он.

Платонов вслед за президентом отметил, что все предложенные президенту кандидатуры - люди «достойные».

«Они достойны для назначения на эту должность», - подчеркнул спикер.

 

Кандидатуру на пост столичного мэра, которую в Мосгордуму внесет президент, столичный парламент утвердит с первого раза, уверен руководитель фракции «Единая Россия» в Мосгордуме Андрей Метельский.

«Они (четыре кандидата на пост мэра - ред.) уже поддержаны партией "Единая Россия". Потому у нас нет оснований думать, что фракция в Мосгордуме будет иметь иное мнение, чем у партии», - заявил он «Интерфаксу» в субботу.

Метельский подчеркнул, что все четыре кандидата, предложенные «единороссами» президенту, высокопрофессиональные специалисты и готовы «к столь важной, ответственной работе».

В Мосгордуме из 35 депутатов 32 входят во фракцию «Единая Россия», трое - члены КПРФ.

 

 

Напомним, вчера единороссы провели официальные консультации с представителем администрации президента по вопросу выдвижения кандидатур на должности глав исполнительной власти трех регионов, одним из которых стала Москва.

Президентскую сторону представлял первый заместитель руководителя Администрации президента Владислав Сурков. От партии «Единая Россия» в консультациях приняли участие председатель высшего совета Борис Грызлов, секретарь президиума генерального совета Вячеслав Володин и руководитель ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев.

В консультациях также участвовали первый заместитель секретаря Президиума Генерального совета партии Сергей Неверов и руководитель фракции «Единая Россия» в Московской городской думе Андрей Метельский.

Как сказал по итогам переговоров Владислав Сурков, «консультации прошли конструктивно, и они будут продолжены».

Борис Грызлов в свою очередь подчеркнул, что «в ходе встречи обсуждались возможные кандидатуры на должность глав исполнительной власти трех регионов». «Для нас важно, чтобы на должности руководителей исполнительной власти субъектов РФ были подобраны профессионалы. Поэтому мы обстоятельно подходим к выработке решения по возможным кандидатурам. Окончательное решение – за президентом РФ», - подчеркнул глава высшего совета «Единой России».

Как ранее отмечал Борис Грызлов, консультации по кандидатурам идут «достаточно плотно». Он также напоминал, что обычно «Единая Россия» в аналогичных ситуациях предлагает три - четыре кандидатуры.

Неделю назад, после консультаций с лидером партии, премьер-министром России Владимиром Путиным Борис Грызлов отмечал, что новый руководитель Москвы должен не только сохранить социальные гарантии столичным жителям, но и развивать эту сферу.

По мнению Грызлова, кандидат на пост мэра будет иметь жизненный опыт, «опыт руководства большими проектами». «Это, безусловно, должен быть человек, который не только сохранит те социальные гарантии, которые есть у жителей Москвы - социальная карта москвичам, доплаты пенсионерам, ветеранам войны - но и будет развивать эту линию», - сказал он.

Борис Грызлов тогда отмечал, что у единороссов имеется «не недостаток кандидатур, а слишком широкий список, поэтому нам его надо сократить до тех приемлемых объемов».

Как отмечали ранее «Актуальные комментарии», 28 сентября Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий мэра Москвы Юрия Лужкова «в связи с утратой доверия президента РФ».

После обнародования данного решения Владимир Путин подтвердил, что уже обсуждал с президентом России возможные кандидатуры на пост мэра Москвы.

«Мы обсуждали уже с Дмитрием Анатольевичем Медведевым этот вопрос. Поскольку президент ввел такой порядок - когда проходят консультации с партией, которая является лидирующей в том или ином регионе, я уверен, что в этом случае закон будет соблюден, и порядок, который Дмитрий Анатольевич ввел, будет использован», - отмечал Путин.

На неделе появились слухи, что в список единороссов попадет и врио мэра Москвы Владимир Ресин. Для многих комментаторов подтверждением данной информации стало вступление Ресина в «Единую Россию». При этом, сам врио столичного градоначальника заявил, что не собирается претендовать на пост мэра.

«Нет-нет-нет! Это с этим совершенно не связано. И фамилия моя не должна там [в списках кандидатов от «Единой России»] оказаться», - заявил он в интервью «Комсомольской правде», передает «Интерфакс».

Отвечая на вопрос, Ресин сказал, что считает, что его нет в списке претендентов на пост мэра Москвы, который готовит «Единая Россия».

Ресин также заявил, что не обсуждал возможность своего назначения на пост мэра Москвы на встрече с премьер-министром РФ, которая состоялась во вторник. Он высказал мнение, что на посту мэра Москвы должен быть человек хотя бы лет на 20-25 моложе его.

При этом в ответ на вопрос, кто должен возглавить столицу, он заявил: «Я не знаю. Я считаю, что здесь должен решить президент, это его полномочия, согласовать с городской Думой. Никто за него это сделать не может». «Я считаю, что очень много есть в России достойных людей, которые могут быть мэрами Москвы, которые себя проявили или в Москве, или в других регионах, или на государственной работе», - добавил врио столичного мэра.

Он уверен, что это может быть не обязательно житель столицы. «Какая разница? Ни в коем случае нельзя подходить только с этой точки зрения. Это может быть любой человек, пусть он будет из Сибири, с Урала, из Петербурга, из Рязани Многие москвичи не родились в Москве. Я тоже не в Москве родился, а в Минске. Моего отца перевели сюда работать из Минска. Поэтому ни в коем случае нельзя подходить с таким критерием, что надо только того, кто москвич», - сказал он.

Комментарии экспертов

Фигура нового мэра должна была бы однозначно ассоциироваться с модернизацией, четкой ориентацией на правительство современного государственного аппарата, который будет лишен архаики, присущей Москве в 1990-2000-е годы.

Если говорить о шансах кандидатов, то по рейтингу вероятности – это Собянин, Левитин, Швецова, Шанцев.
 
Собянин – потому что, если бы он не был реальным кандидатом на пост мэра, то непонятно, зачем он был бы в этом списке. Кроме того, это самая ожидаемая кандидатура, о которой больше всего говорили.

Сильная сторона Левитина – то, что, во-первых, это самая неожиданная кандидатура, которую тоже иногда выбирают. Во-вторых, это было бы сигналом, что все-таки приоритетом работы городских властей является транспортная проблема Москвы, проблема пробок. Хотя Левитин не был на ней сконцентрирован, более того, считался лоббистом строительства спорной дороги Москва - Санкт-Петербург, которая вызвала конфликт по поводу Химкинского леса. Понятно, что такой сигнал говорит, что в Москве что-то будет реально меняться в транспортной проблеме.

Швецова – шаг в сторону избирателей, потому что средний класс на выборы пока не ходит, а пенсионеры и бюджетники ходят, поэтому это сигнал к тому, что городские социальные программы сохранятся. Заодно это решение дилеммы сильная Москва – слабый мэр. Это голос в пользу слабого мэра, который не будет, возможно, контролировать многие сферы городской жизни, не будет претендовать на политическую самостоятельность, но при этом сам по себе сравнительно известен, авторитетен в глазах той самой выборной активной части москвичей.
 
Шанцев особых преимуществ не имеет. На уровне символов – это сохранение, скорее, лужковского стиля, а не его команды. Потому что Шанцев довольно конфликтно уходил из правительства Москвы. Он довольно противоречиво показал себя в Нижегородской области. Наверняка не все федеральные органы будут в восторге от этой кандидатуры.


 

В представленной конфигурации наибольший шанс имеет Собянин. Столь крупного и влиятельного чиновника никто бы не внес в этот список в качестве статиста. Остальные – имеют разную вероятность назначения на пост премьера московского правительства.

Причем, Шанцев – наиболее вероятный претендент на этот пост. А Швецова и Левитин – скажем так, в резерве. Мне весьма импонирует принцип выдвижения людей: явно просматривается не клановый принцип, а профессионализм. Собянин и Шанцев – один бывший губернатор и действующий политик, другой – действующий глава региона. Швецова – серьезный специалист по решению социальных проблем, а Левитин –профессионал в области дорожного строительства  и инфраструктуры, что является просто кричащей проблемой для столицы.

 Можно было бы ожидать увидеть в этом списке Владимира Ресина, несмотря на все его заявления. Но я полагаю, что Ресин будет занимать какой-то серьезный пост, например, заместителя председателя правительства Москвы на переходный период.
 

В списке кандидатур просматривается два сценария. Первый – выдвижение человека федерального масштаба и второй - выдвижение человека из команды мэра. И тот, и другой сценарий имеет право на жизнь. Первые два кандидата – из числа федеральных игроков – Левитин и Собянин. Здесь имеет значение опыт управления,  у одного и у другого кандидата он очень большой, аппаратные связи тоже обширные. Здесь первостепенен управленческий аспект, т.к. в Москве сосредоточено огромное количество ресурсов, и необходимо обеспечить контроль над ситуацией. В этом смысле Собянин выглядит более предпочтительной фигурой на сегодняшний день, потому что у него есть опыт управления крупным регионом и в целом у него есть очень хорошие связи с федеральным руководством.

Что касается человека из команды Лужкова, то такой вариант возможен для поддержания стабильности, но стратегически это не самый предпочтительный вариант, потому что центр заинтересован сложившуюся систему власти в Москве реформировать. И для этого нужна очень сильная фигура. У Шанцева достаточно много сейчас проблем в Нижегородской области. Там сложилась непростая ситуация, есть неурегулированные внутриэлитные конфликты, есть социально-экономические последствия засухи и пожаров. Шанцев по поручению федерального центра должен эти проблемы решать, там есть еще незавершенные программы.

Что касается Швецовой, она, конечно, знает специфику ситуации и курирует достаточно важную отрасль, но все же, мне представляется, необходимым опытом управления для того, чтобы возглавить Москву, она не обладает.     

На данный момент сценарий федерального кандидата мне кажется предпочтительным.


 


Самая главная проблема отсутствия какого-либо диалога москвичей и московского правительства заключается в том, что с начала 90-х годов в Москве планомерно разрушалась и была окончательно разрушена система местного самоуправления. В Москве она реально отсутствует. Это очень большая и серьёзная беда москвичей, потому что ни управы, которые являются «щупальцами» префектур, ни префектуры, которые являются прямыми административными подразделениями Мэрии Москвы, не справляются с функцией представительства интересов москвичей.

Это административные институции, которые занимаются реализацией властных полномочий. Советы местных депутатов, то есть те самые управы, не способны оказать какое-либо влияние на происходящее в районах проживания граждан и не способны повлиять на маломальские решения чиновников низового уровня. Это очень серьёзная проблема.

Нам необходимо возрождение реального муниципального самоуправления в Москве. Нам необходимо широчайшее вовлечение в деятельность управ и префектур сначала партий, а затем и общественных организаций. При этом общественные организации в Москве находятся в подавленном состоянии, на политику никакого влияния не оказывают. Подобная ситуация должна измениться, если мы хотим, чтобы Москва и москвичи жили дружно. Пока же Москва не является удобным и комфортным городом для москвичей.
 

Ключевая задача для Москвы - реконструкция ее пространства согласно закону №131. 125 московских районов не явлены никоим образом как публичные субъекты московской политики. Изменения будут означать передачу в зону ответственности муниципалитетов всего того, что не относится к магистральным сетям (имеется в виду метрополитен, главные трубопроводы и т. д.). Таким образом, у муниципалитетов появится зона реальной ответственности.

Нужно серьезно проанализировать функции и смысл Московской городской думы. На мой взгляд, все муниципальные районы должны иметь представленность в городской думе – это естественно, раз таково членение города.

Москве требуется срочный пересмотр системы организации транспорта. Простые перестановки – повороты, развороты, увеличение числа выездов из крупных микрорайонов между третьим кольцом и МКАДом - эти мероприятия могут на 15-17% сократить проблему.

В будущем можно подумать о Москве как городе-регионе. Физическую Москву (30-40 километров от МКАД) и Москву юридическую нужно приводить в соответствие друг с другом.

Это вовсе не означает периодически выдвигавшуюся идею о слиянии, административном объединении города и области, ничего хорошего из этого быть не может. Тем не менее, нужно проработать и, возможно, прийти к тому, что необходимо формирование особого федерального округа «Большая Москва», с прямым подчинением президенту (как и всякий иной федеральный округ), со сложной балансировкой с представительной властью. Думать об этом необходимо, потому что решить транспортный и целый ряд других вопросов отдельно от физической Москвы невозможно.

По результатам исследования ВЦИОМ, две трети опрошенных москвичей недовольны состоянием окружающей среды и экологии в Москве. Две трети недовольны организацией движения транспорта и пробками.

Также две трети жителей города считают, что у них нет возможности быть услышанными московской властью, а существующая форма коммуникации их не устраивает. О слушаниях разного рода (в том числе при обсуждении Генплана) люди что-то слышали, но в них не участвовали, и вообще не знают, как происходит это участие.

Две трети москвичей не устраивает работа ЖКХ. Также две трети горожан недовольны тем, как решаются миграционные проблемы, и вообще считают, что эта тема обязательно должна дополнительно прорабатываться.

При всех обозначенных проблемах две трети опрошенных москвичей считало Лужкова эффективным менеджером, благодаря которому Москва достигла высокого уровня жизни и т.п.

Причина этого видится в том, что за 18 лет москвичи привыкли к мэру.

Когда мы спрашиваем москвичей «А чем, собственно, довольны?», то возникают ответы, которые лишь незначительным образом связаны с позицией мэра. Это возможность культурного, духовного развития, доступ к образовательным услугам… Конечно, определённая деятельность московского руководства, безусловно, способствует и этим вещам. Но, в общем-то, это, прежде всего, заслуга Москвы как столицы, и вряд ли такие достижения можно записать в актив московских властей. Кроме того, о парках и о рекреационных зонах говорят как о большом плюсе, бонусе проживания в столице, хотя здесь есть несколько всем известных проблем.

В то же время, москвичи сетуют на низкое качество институтов обслуживания и невозможность улучшения жилищных условий. Их беспокоит, в том числе, и отопительный сезон, то есть те вещи, о которых даже не говорят, как о проблемах.

То есть, новым властям города необходимо будет решать, прежде всего, хозяйственные вопросы.

На втором месте – социальные программы. Сейчас социальный пакет тоже воспринимается москвичами, не только бабушками с дедушками, как само собой разумеющаяся данность.

На третьем месте – транспортная и экологическая проблемы. Хотя, покажите мне мегаполис, столицу, в которой не стоит транспортная, экологическая и прочие проблемы подобного рода...

И последний пункт, на который также нужно будет обращать внимание городским властям, – это досуг, развлечение, культурное и образовательное развитие.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".