Статья
1252 10 февраля 2011 16:20

Москва скоростная

Развитием транспортной системы Москвы и области займется специальный Координационный совет. Его создание обсуждается на уровне президиума правительства РФ.

В  состав Координационного совета  предполагается включить представителей Минтранса, МВД, Минрегиона, Минприроды, Минэкономразвития, Минфина России, правительства Москвы, правительства Московской области, государственных учреждений и ведомств. Помимо  представителей различных госструктур и ведомств в  состав координационного совета, войдут бизнесмены и представители общественных организаций и научных кругов.

Сейчас транспортными проблемами занимаются три органа: правительства Москвы и Московской области, а также Федеральное дорожное агентство. Однако, по мнению экспертов, действия этих учреждений не согласованы. А потому нужен специальный Координационный совет.

Этот орган создается в соответствии с поручением президента РФ Дмитрия Медведева, который еще в октябре прошлого года провел совещание, посвященное решению  транспортной проблемы Москвы.

Дмитрий Медведев  тогда заявил, что нормализация движения в Москве станет тестом на дееспособность всей власти. Президент сказал, что «это сложная задача, поэтому ее надо решать всем, а не новому мэру одному, и не Собянину вместе с министром (транспорта) или губернатором Московской области».

«Я поручаю правительству России, мэру Москвы, губернатору Московской области в координации с министерствами и ведомствами подготовить окончательный вариант комплексного решения этой проблемы», - заявил глава государства, отметив, что будет держать под личным контролем налаживание дорожного движения в Москве.

«Решение этой задачи я буду держать на личном контроле», - сказал Дмитрий Медведев, пояснив, что «такое внимание президента и правительства к Москве связано и с тем, что это модельная ситуация, огромное количество людей проживают в Москве, и с тем, чтобы двинуться к решению более сложных задач».

За четыре месяца, минувших после совещания, на котором борьбу с московскими пробками обсуждали на президентском уровне и вырабатывали общую стратегию, было предложено множество инициатив.

Хоть задача и требует комплексного подхода,  первая скрипка  в транспортном вопросе принадлежит московским властям. Скажем,  9 февраля столичные власти обнародовали новые планы строительства дорог и развязок в Москве.

К предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 года мэрия планирует перестроить Волоколамское шоссе от Сокола до МКАД, а также построить пять магистралей на месте воздушных ЛЭП, которые уберут под землю. Нововведения позволят почти на треть сократить время передвижения по городу на автомобиле, но обойдутся властям очень дорого, считают эксперты.

Впрочем, увеличение инвестиций в транспорт –   также одна из инициатив московских властей.  Еще 8 декабря на заседании Мосгордумы мэр Москвы Сергей Собянин, что Москва увеличит инвестиции в  транспорт.

Их объем в 2011 году будет увеличен в три раза и составит более 200 млрд рублей.

«Нужно больше инвестировать в развитие транспорта. Поэтому при подготовке поправок в бюджет мы приняли решение в три раза увеличить городские инвестиции в объекты транспорта. Их объем в 2011 году составит 203,6 млрд рублей», - сказал Сергей Собянин.

Помимо инвестиционных вливаний, полагает мэр, следует также обратить внимание на контроль за работой городского транспорта. По словам Собянина, 70% услуг общественного транспорта в столице нелегально оказываются гражданами, которые не зарегистрированы и не оплачивают налоги.

Также московский мэр заявлял о необходимости создать генеральную схему развития общественного транспорта, в которой учитывались бы все его виды. «Вызывает удивление тот факт, что в городе нет подкрепленной генеральной схемы развития общественного транспорта», - сказал Собянин.

Стоит напомнить, что в начале ноября столичный градоначальник представил на суд общественности комплексный план улучшения транспортной ситуации в столице. В документе предложен ряд мер, которые в перспективе должны избавить москвичей от дорожных заторов. .  В «Комплексном плане мэра по решению проблем Московского транспортного узла» предложен ряд мер, которые в перспективе должны избавить москвичей от дорожных заторов. Документ состоит из семи разделов и 133 пунктов. Наибольшее внимание уделено дорожному строительству, системам управления движением, ограничениям и другим первоочередным мерам для ликвидации заторов.

Такая активность московских властей в решении транспортной проблемы – не случайна.  Во-первых, ситуация в столице стала приближаться к транспортному коллапсу, что стало предметом беспокойства властей и общественности.  О пробках в Москве слагаются анекдоты.

Во- вторых, вступив в должность мэра столицы, Сергей Собянин обозначил решение транспортной проблемы в городе в качестве одной из приоритетных задач.

Мэр заявил, что в организации транспортных потоков Москва собрала в себе все возможные градостроительные ошибки в мире, которые только можно совершить.Но он настроен оптимистично и, по  большому счету, может войти в историю столицы как транспортный реформатор.

Так, 13 декабря на совещании в городской администрации Собянин подвел итоги работы по реализации плана первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города и поставил новые. Он назвал одной из ключевых задач столичных властей улучшение работы общественного транспорта и поставил задачу возобновить строительство Московского метрополитена.

Сергей Собянин  сообщил, что ежегодно на строительство метро будет выделяться 50 млрд рублей, которые пойдут «на ускорение строительства и ввод в эксплуатацию новых линий и станций метрополитена, переход на типовые проектные решения станций, модернизацию подвижного состава, обновление эскалаторов, реконструкцию пересадочных пунктов, реконструкцию системы воздухообмена».

По словам мэра, в обсуждении плана улучшения работы общественного транспорта участвуют многие жители Москвы. По его словам, на сайт правительства столицы и в департамент транспорта и связи Москвы поступило около 15 тыс. предложений граждан.

При этом Собянин обратил внимание на то, что много жалоб от граждан поступило на несоблюдение расписания движения общественного транспорта. «Это одна из самых главных проблем, и следствием ее является то, что все больше граждан пересаживаются на личный транспорт, еще более усугубляя транспортную проблему», - отметил мэр.

Что еще хотят сделать городские власти, чтобы облегчит  жизнь  горожан, не первый год страдающих от многочасовых пробок? 

Собянин предложил создать единую схему развития общественного транспорта в столице с подключением системы ГЛОНАСС.  С этой целью весь наземный пассажирский транспорт оборудуют камерами видеонаблюдения, а также системой навигации ГЛОНАСС. С ее помощью в режиме реального времени можно будет отследить местоположение любого автобуса или трамвая, проверить соблюдение им графика движения, оперативно отреагировать на сбои в работе транспорта.

В этом году планируется начать внедрять  интеллектуальную  транспортную систему (ИТС). С внедрением ИТС информацию о наличии свободных мест на парковках города водители смогут получить из интернета и уличных табло Судя по опыту городов, где уже действуют аналогичные системы, скорость движения увеличится на 10-15%. Сейчас машины по дорогам столицы двигаются не быстрее 19 километров в час.

В  2011 на улицах Москвы планируется установить 150 комплексов фотофиксации нарушений. А к 2013 году их будет уже 750. Тогда на улицах можно держать меньше гаишников, которые, останавливая нарушителя, создают пробки. К тому же водители, зная о камерах, будут ездить аккуратнее и меньше нарушать правила.

До конца 2012 года планируется создать автостоянки на один миллион машин. Они будут оснащены экранами, которые сообщат о наличии свободных мест. Узнать, есть ли места, можно будет  по Интернету перед поездкой.

На МКАД до конца 2013 года планируют оборудовать Автоматизированную систему управления движением (АСУД). Благодаря видеокамерам и специальным датчикам система зафиксирует количество въезжающих на кольцевую автомобилей и скорость потока транспорта. А потом с помощью видеоэкранов проинформирует водителей о метеоусловиях (например, на таких-то километрах трассы - сильный снегопад), состоянии трассы (на каких участках гололед), авариях и пробках. Подскажет она и варианты объезда.

Планируется модернизация трамвайной сети под подвижной состав нового поколения.

Предложено  также расширить основные федеральные трассы до четырех полос на участках от МКАДа до Малого Московского кольца, а также уменьшить ширину крайней левой полосы движения до 2,75 метров.

Предусмотрена «ликвидация пешеходных переходов в одном уровне на магистральной улично-дорожной сети с многополосным движением», чтобы уменьшить число светофоров на магистралях, и «возобновление программы строительства внеуличных пешеходных переходов».

Одним словом, планов – громадье, как говорил классик.  Думается,  в ближайшее время будет представлено еще множество инициатив и инноваций в транспортной сфере. Надо полагать, что  проблемой займутся и профильные министерства и ведомства, которые пока не могут соперничать со столичными властями по активности инициативности  в этой сфере.  Да и общественное мнение в данном вопросе играет не последнюю роль.

Вопрос лишь в том, как все эти инициативу повлияют на  транспортную систему столицы. Пока мечта каждого водителя – чтобы половина  приобретенного бензина прожигалась  холостыми ходами в «пробках».

Комментарии экспертов

С точки зрения бюрократической организационной  ситуация с проходимостью дорог Москвы действительно улучшилась, потому что все последние годы не было внятной логики стратегического развития и решения транспортных вопросов, а теперь она появляется.

Бессмысленно решать проблемы транспорта Москвы в пределах МКАД,  это невозможно и этого никогда не произойдет. Нужно говорить о единой логики экономического, социального в том числе инфраструктурного, то есть транспортного развития всей московской конгломерации, я имею ввиду  Москву и ее область. Практически вся эта территория проблемна, но прежде всего, стоит обратьить внимание на подмосковные города. С этой точки зрения какое-то продвижение вперед конечно есть, новая власть в Москве и новый уровень доверия между федеральной и московской властями налицо.

Видно, что к решению проблемы применяется нешуточная политическая воля, в том числе федеральная. Увеличение финансирования всех этих вопросов программ  связано, с одной стороны, с доверием к новой московской власти. А, с другой стороны, с тем, что на федеральном уровне есть такие стратегически значимые проекты как превращение Москвы в международный финансовый центр. Федеральный центр понимает, что для того, чтобы это сделать, нужно будет сделать очень серьезный вклад в развитие московской конфедерации.

Пока не будет реальных результатов работы всех этих новых структур, которые создаются для усовершенствования транспортной системы столицы, никто не сможет сказать верными они были или нет. Потому что такого волшебного бюрократического решения по этому поводу не существует. Нельзя найти такого идеального человека или выстроить идеальную организацию, которая решит все проблемы города, потому что проблемы являются объективными, а не субъективными. Объективность заключается в том, что Москва перегруженный город, перегруженный населением и транспортом. Огромное количество транспорта приезжает из запредельных регионов.
 
Вообще, проблема транспорта в столице -  проблема, скорее, имеющая тенденцию к постоянному ухудшению. Тенденция очень простая: людей все больше и машин все больше. Даже если мы сегодня снесем каких-нибудь 2-3 здания,  через 5 лет машин будет еще больше, и придется сносить еще 6 домов. А через 10 лет еще больше, придется вообще сносить весь город, лишь бы машины могли ездить. На самом деле здесь, на мой взгляд, решение заключается в ограничении движения, может быть даже в уменьшении количества автотранспорта, который может передвигаться по городу.  Приподнимать на уровень 2-3 этажей автострады приведет к ухудшению качества жизни горожан. Потому что у нас нет таких мест, где можно было бы построить автостраду и не помешать близлежащим жилым домам. На самом деле, на мой взгляд, Москва нуждается не только в расширении дорог, но и в жестких ограничительных мерах въезда в центр. Например, как в Пекине во время Олимпиады, по четным дням разрешили проезд автомобилей с четными номерами, а по нечетным числам месяца - с нечетными. Пекинцам удалось таким образом на время Олимпиады  проблему пробок и заторов ослабить.
 

Решение проблемы в Москве затруднено именно из-за роста числа автомобилей. Роста стремительного, в геометрической прогрессии. Если бы количество машин было фиксировано, то тогда можно было бы говорить:  для такого-то числа автомобилеймы можем распланировать трафик. Но количество машин постоянно увеличивается, и поэтому, как вы не планируете трафик - через 5 лет возникаетё новая проблема. 

18 сентября 2023 Анонс  Инаугурация мэра Москвы 18 сентября состоится инаугурация мэра Москвы.  3 августа 2023 Новости  Атаки БПЛА на Москву: эксперты о целях Украины Атаки украинских БПЛА на «Москва-Сити» совершаются не с военной целью, а с целью создать панические настроения в российском обществе, отмечают политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. Во время стрима, состоявшегося 1 августа, эксперты обсудили атаки беспилотников на Москву, гарантии безопасности Украины со стороны западных стран, отношения России и Турции и региональные выборы в РФ, которые состоятся в сентябре. 31 июля 2023 Новости  Рейтинг реагирования Кандидаты в мэры Москвы по-разному и в разное время отреагировали на атаки беспилотников в столице, которые были совершены в ночь на 30 июля в 3:20 и 4:10. «Актуальные комментарии» собрали их реакции. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".