Комментарий
1271 25 июня 2010 10:08

Мост, мат и министр

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Бывают гомерически смешные совпадения. Назначение Марата Гельмана «вторым (а по сути скорее даже первым) министром культуры» (М.Ю.Соколов) и полуночная эрекция Литейного моста в Петербурге случились практически одновременно – словно таким своеобразным, но глубоко адекватным способом режимное учреждение отдало честь новоназначенному «министру». Тогда как озвученная самими акционистами из группы «Война» идея «не пройти без шутки мимо тещиного дома» - то есть, в данном случае, мимо пресловутого Большого дома (Литейный, 4-6), - и отметить тем самым день рождения Че Гевары представляется, напротив, отвлекающим маневром.

Кстати, идеолог «Войны» Алексей Плуцер-Сарно и будущий «министр» Гельман уже бились плечом к плечу за Виктора Януковича в канун «оранжевой революции» 2004 года – и, по оценкам киевских наблюдателей, это обернулось непоправимой (на пять лет) ошибкой. И, что примечательно, ошибкой прежде всего стилистической. При том, что в самом по себе политтехнологическом тандеме Гельмана с «Плутом» не было ничего сколько-нибудь противоречивого, участие их в украинских распрях на стороне «красных директоров» (ну, или бывших «красных директоров»), а не на стороне оппозиции, выглядело вопиющим оксюмороном.

Примерно в то же время я выпустил в «Лимбус Прессе» первый, а затем и второй том «Большого словаря мата», составленного Плуцером. Первый том целиком и полностью посвящен предмету, запечатленному ныне акционистами на Литейном мосту, второй – его полной половой противоположности. Первый том, объяснял я тогда репортерам, посвящен существительному «тычинка», второй – существительному «пестик», а третий будет посвящен глаголу «опылять» («опыляться»). Но третьего тома «Плут» так и не составил.

В сегодняшнем контексте не могу не вспомнить и такой факт: как раз в период подготовки к изданию «Большого словаря мата» была отменена льгота по НДС для всех видов печатной продукции, кроме учебной литературы и словарей. «Но у нас же словарь! - возликовали мы. – Да и в некотором роде учебный!» - и НДС по «Большому словарю мата» платить не стали.

Современное искусство (точнее, так называемое современное искусство) генетически и идейно восходит к авангарду столетней давности: «ломать – не строить». Пока во вновь образованном СССР «ломали», авангардисты были приближены к власти – и, скажем, Казимир Малевич расхаживал в кожаной комиссарской тужурке; едва начали «строить», как весь авангардизм списали в утиль, а самих авангардистов превратили в лагерную пыль. А что сегодня?

Консервативное искусство, скажете вы, сегодня категорически не востребовано. Да, но не востребовано и никакое другое. Нынешнего художника – и консервативного, и «современного» - кормит не искусство, а его имитация. Причем «современного» кормит лучше – главным образом благодаря тому, что консервативное искусство дезорганизовано и в существенной мере деморализовано, тогда как «современное» представляет собой четко организованный и принципиально аполитичный кураторский проект.

Отсюда и расхожий образ «современного художника» - наполовину шарлатана и наполовину фрика. А точнее, шарлатана и фрика в одном флаконе. Отсюда и стремление «современных художников» отсалютовать куратору – хотя бы тем способом, который избрали ночью на Литейном мосту.

Акция группы «Война» сама по себе уморительно смешна и нельзя сказать чтобы совершенно беспочвенна. Разводные мосты сыздавна будоражат эротическое воображение петербургских поэтов – и вот этот смутный образ наконец визуализовали. Ветер над вольной Невой, голос нашей мощи половой. Вот только к политике это не имеет ни малейшего отношения. «Теща» в доме на Литейном, 4-6, может спать спокойно.

А что до модернизации и либерализации культуры, которую Гельману и К* предписано понести в регионы, то почему бы и нет? В Киеве, положим, не срослось, а вот где-нибудь в Бобруйске... Олимпийский лозунг «не победа, но участие» переводится на язык родных осин как «не догоним, так хоть согреемся». Да и потом, немало приятного происходит уже «по дороге в Киев...» - и далее по тексту похабной песенки из третьего так и не составленного тома «Большого словаря мата».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".